Техногенная цивилизация: что это, плюсы и минусы

Техногенная цивилизация: что это, плюсы и минусы

Наша цивилизация проигрывает в гонке энергоэффективности «по всем статьям» природе.

Интересные рассуждения Дмитрия Мыльникова, сравнивающего человеческую техногенную цивилизацию, и созданную Природой биосферу (биогенную цивилизацию по автору), в результате которого наша цивилизация проигрывает в гонке энергоэффективности «по всем статьям». Впрочем, посудите сами:

Основным источником энергии для Биогенной цивилизации (Биосферы Ред.) является свет ближайшей звезды. И пока эта звезда будет давать свет, биосфера, будет жить и развиваться… При этом все процессы в ней очень сильно оптимизированы с точки зрения энергетической эффективности.

По этой же причине многие из этих процессов протекают неспешно, часто годами, десятилетиями или даже столетиями. Для развития из оплодотворённой яйцеклетки до новорождённого младенца требуется целых 9 месяцев.

Но и это будет ещё не полностью сформированный взрослый организм, которому для окончательного развития требуется ещё около 20 лет.

В окружающей нас живой природе отсутствует такое понятие, как не поддающиеся утилизации отходы, которые уже начинают выходить на первые места в списке проблем современной техногенной цивилизации. В ней невозможны острова мусора, покрывающие огромную площадь в океане.

Мусорный остров

После смерти любого из организмов то вещество и энергия, которые остались в его теле, будут полностью утилизированы и использованы в бесконечном круговороте Жизни.

Какие-то ткани в начале послужат пищей для крупных организмов, а всё, что не будет использовано ими, в конечном счёте будет разложено и подготовлено к последующему использованию миниатюрными живыми нанороботами, которых мы называем бактерии и микробы.

При этом процесс этот очень продуман и энергоэффективен, поскольку большая часть энергии, которая была получена от Солнца в процессе синтеза органических молекул, будет в том или ином виде использована, либо в качестве питания другими организмами, либо в виде тех самых соединений, для синтеза которых эта энергия была использована. Разложение органических тканей до начальных исходных элементов в живой природе даже в процессе утилизации происходит очень редко.

Неспешность многих процессов в живой Природе проистекает от свойств главного источника Энергии, обеспечивающий её функционирование — света Солнца.

Проблема состоит в том, что количество энергии, которое мы можем получить в единицу времени на единицу площади находится в определённых пределах, выйти за которые невозможно.

Если этого количества энергии будет мало, то сложно будет поддерживать процессы жизнедеятельности, либо идти они будут очень и очень медленно, как в сегодняшней тундре. Если энергии от Солнца будет поступать слишком много, то она будет всё разрушать, превращая поверхность Планеты в выжженную пустыню.

Техногенная цивилизация базируется на совершенно иных принципах, большинство из которых требуют очень большого количества энергии (и что немаловажно — большой мощности источников энергии, Ред.). Одним из ключевых материалов техногенной цивилизации являются металлы.

Весь современный технический прогресс стал возможен только после того, как человечество освоило искусство металлургии.

Именно за счёт кристаллической структуры металлы и получают свои уникальные прочностные и прочие свойства, которые использует техногенная цивилизация в своих примитивных машинах, механизмах и орудиях воздействия на материю.

Но всё, что связано с получением и обработкой металлов, требует огромных затрат энергии, поскольку при производстве и обработке изделий вам необходимо всё время разрушать или перестраивать очень прочные связи кристаллической решётки, которую образуют атомы металлов. По этой причине вы нигде не найдёте в живой природе металлов в чистом виде.

В природе атомы металлов встречаются либо в виде солей, либо в виде оксидов, либо в составе сложных органических молекул. В таком виде атомами металлов намного проще манипулировать, не требуется большого количества энергии на преодоление связей между атомами в кристаллической решётке.

В отличие от техногенной модели, которая расходует энергию нещадно, биогенная просто не может себе позволить такую роскошь.

В среднем, для производства 1 тонны металла необходимо около 3 тонн (в зависимости от содержания железа) руды, 1,1 тонны кокса, 20 тонн воды, плюс различное количество флюса. При этом чтобы получить кокс, а также добыть и привезти необходимое сырьё, вы дополнительно ещё должны затратить энергию.

И далее, на всех этапах обработки металла и изготовления из него чего-либо полезного вы вынуждены будете постоянно расходовать и расходовать энергию в том или ином её виде. Наконец, вы получили то, что вам было необходимо. Какую-то из деталей для того или иного механизма. Но на самом деле жизненный цикл вещества на этом не заканчивается.

Чтобы утилизировать те детали из металла, которые стали больше не нужны, вам снова придётся затратить энергию, чтобы повторно запустить этот металл в дело. И на каждом шаге техногенного технологического цикла огромное количество энергии просто рассеивается в окружающее пространство в виде тепла, повышая тем самым энтропию (хаос) во Вселенной.

В отличие от живой среды, где энергия Солнца, запасённая в связях органических молекул, может быть использована многократно, техногенная среда практически не умеет использовать высвобожденную энергию повторно.

Если же вы просто выбросите ставшую ненужной ту или иную металлическую вещь, то некоторые из металлов в природе со временем будут переработаны, превратившись под действием воды, ветра и солнечного света в оксиды или соли, а некоторые металлы и сплавы так и останутся лежать многие тысячелетия, превратившись в мусор, отравляющий окружающую живую среду.

Откуда же техногенная цивилизация берёт необходимое ей огромное количество энергии? Большая часть энергии так или иначе получается за счёт разрушения, например, при сжигании органических соединений, которые в том или ином виде изымаются из живой среды.

При этом не суть важно, производятся эти соединения растениями в процессе биосинтеза на поверхности Планеты, либо синтезируются в недрах планеты неким абиогенным способом, как утверждают некоторые из современных теорий возникновения угля и нефтепродуктов.

Критичным является вопрос баланса скорости синтеза энергоресурсов к скорости их потребления.

Если скорость синтеза выше скорости потребления, то такая система может развиваться достаточно долго, в противном случае ваши ресурсы будут исчерпаны.

И даже если текущий уровень потребления ниже скорости воспроизводства, такая цивилизация будет ограничена в своём росте, так как разрастание размеров цивилизации и увеличение численности её жителей неизбежно приведёт нас к тому моменту, когда баланс производства и потребления ресурсов станет отрицательным.

Эффекта формирования долговременного запаса энергии в связях органических молекул и её повторного использования, который существует в биосфере и обеспечивает ей возможность длительного устойчивого развития и расширения, в техносфере отсутствует….

…Техногенная цивилизация является цивилизацией паразитом по отношению к живой среде. Просто посмотрите вокруг себя. До недавнего времени человечество, вставшее на путь техногенного развития, вообще не задумывалось о том, что будет с нашей планетой в будущем.

Только в последние лет 50 начались разговоры о том, что необходимо сохранять и защищать природную среду, разрабатывать планы долгосрочного устойчивого развития.

Проблема любой техногенной цивилизации состоит в том, что она не может длительное время развиваться в пределах одной планеты.

Опираясь на другие базовые принципы манипулирования материей, основанные на использовании энергии разрушения, техногенная цивилизация в состоянии разрастаться намного быстрее, чем биогенная, у которой процесс роста на прямую зависит от мощности светового потока, который её Планета получает от своей Звезды.

Но эта скорость не даётся техногенной цивилизации бесплатно, за неё она вынуждена платить огромным расходом энергии и материалов. В силу своей энергетической расточительности, она рано или поздно исчерпает имеющиеся на планете энергоресурсы и доведёт тело Планеты до такого состояния, после которого оно уже не сможет полноценно функционировать.

А дальше, либо техногенной цивилизации придётся остановиться в своём развитии и войти в состояние стагнации, например за счёт очень жёсткого ограничения численности населения, придумав идею «золотого миллиарда», либо ей необходимо будет начать расширятся за пределы своей планеты, начать захватывать новые чужие миры, чтобы насытить свои неуёмные потребности в энергии и веществе.

Сожрав собственную планету, начать пожирать чужие (или освоить другие источники энергии, вроде термояда Ред.)

Когда начинаешь изучать живые организмы и живую природу в целом как систему, причём не с точки зрения биолога, а с точки зрения инженера, то очень быстро начинаешь понимать, что система эта во много раз совершеннее всего, что пока смогло создать современная техногенная цивилизация. Мы так восхищаемся теми машинами и механизмами, которые создаём, даже не понимая, как на самом деле они примитивны по сравнению с любым живым существом.

Представьте себе, что вы едите на своём автомобиле и вдруг обнаруживается, что вы забыли заправить бензин в бак, а до ближайшей заправки ехать ещё километров двадцать. Но двигатель вашего автомобиля не глохнет.

Чтобы доехать до ближайшей заправки, ваша машина начинает перерабатывать в топливо те пластмассовые детали, которые не критичны для обеспечения безопасного движения автомобиля. Начинает становится тоньше пластмасса отделки салона, пластмассовые колпаки на колёсах, и прочие вторичные детали.

А когда вы наконец достигаете заправки и заливаете бензин в бак, то ваш автомобиль начинает обратный процесс, восстанавливая исходную толщину всех деталей.

Представьте, что мелкие царапины и повреждения поверхности машины со временем исчезают сами, зарастая новой свежей краской.

Протектор на шинах вашего автомобиля никогда не изнашивается, поскольку он отрастает вновь, а мелкие проколы затягиваются сами собой, после чего автомобиль сами восстанавливает давление в шинах.

При этом автомобиль всегда знает, что проколол колесо или получил те или иные повреждения, о чём тут же даёт знать вам. Мало того, каждую весну ваш автомобиль сам меняет рисунок протектора и жёсткость резины на летнюю, а каждую осень обратно на зимнюю.

А если вы вдруг заснули за рулём, то не происходит никакой катастрофы, поскольку автомобиль либо сам останавливается и встаёт на обочину, чтобы дождаться, пока в проснётесь, либо просто сам потихоньку доезжает до дома и паркуется во дворе.

Фантастика?

Но ведь в живой природе подобные возможности у большинства животных мы считаем вполне привычным и естественным! Практически все живые организмы способны голодать, обеспечивая себя энергией за счёт менее важных для выживания клеток собственного организма. А когда режим питания нормализуется, то эти клетки будут восстановлены вновь.

Практически все живые организмы способны в определённых пределах самовосстанавливаться, в том числе регенерировать ткани внешнего покрова.

Многие животные, обитающие в зонах с резкой сменой климатических условий, обладают способностью подстраиваться под эти изменения, в зависимости от времени года отращивая густую шерсть зимой и менее тёплую шерсть летом, а зачастую меняя ещё и её окрас для лучшей маскировки в процессе весенней и осенней линьки.

А уж случаев, когда лошадь привозила своего раненного, пьяного или просто заснувшего на телеге хозяина домой, тем самым часто спасая его от смерти, описано огромное количество.

И это я уже не говорю о том, что для воспроизводства тех же лошадей не нужно строить никаких металлургических, химических и машиностроительных производств, обеспечивать их массой энергии и сырья, заставляя при этом трудиться на них десятки тысяч человек.

Читайте также:  Звуковая электрическая зубная щетка — плюсы и минусы покупки

Для того, чтобы получить новую лошадь, вам достаточно иметь коня и кобылу, которые всё остальное сделают сами.

Почему подобные возможности в живой природе не кажутся нам фантастическими и невероятными? Просто потому, что они есть и как бы были всегда?

P.s. Если вы сравните энергоэффективность лошади и автомобиля — вы ужаснетесь. Мало того, что к.п.д. сжигания топлива в автомобиле составляет всего процентов 20% (т.е.

именно такой процент энергии превращается в механическую энергию — остальное в виде тепла вылетает в трубу), так еще и вес автомобиля — около тонны (в то время как вес взрослого мужчины 70-120 кг, женщины — 45-100 кг.). Т.е.

большую часть энергии автомобиль тратит на то, чтобы перевозить себя самого.

А сколько энергии нужно, чтобы получить бензин из нефти (это делается при высоких температурах), чтобы нефть добыть, транспортировать, хранить и т.д.? А ведь энергия нужна еще и для того, чтобы получить металлы, стекло и другие материалы, из которых состоит автомобиль. А потом их еще и утилизировать. Однако, продолжим цитирование:

Откуда же взялись все эти фантастические, но во же время такие привычные всем свойства и способности у живых организмов? Откуда вообще на Земле появилась биосфера со множеством связей между живыми организмами, которые взаимно дополняют друг друга, функционируя как единая система?

Одни, которых принято называть идеалистами, говорят, что их такими создал некий «Бог». Причём «Бог» этот сотворил всю Вселенную сразу, в один момент, за каких-то семь дней. А поскольку, как нас уверяют, этот «Бог» великий и всемогущий, то весь мир и всех живых существ Он сотворил сразу совершенными.

Другие, материалисты, утверждают, что никакого «Бога» не существует, и вообще, для развития Вселенной и сложнейшей биосферы достаточно случайностей и законов Природы, которые всем управляют. А дальше материя развивается сама собой без всякого участия «великого и всемогущего». Всё происходит лишь благодаря случайностям.

А когда люди, которые немного знакомы с математической теорией вероятности, стали указывать на тот факт, что для случайного формирования всего многообразия связей в живой природе необходимо ну очень много времени, им сказали: «Да не вопрос! Четырёх с половиной миллиардов лет хватит? Ну значит такой возраст планеты и запишем!» А Вселенной вообще нарисуем 15 миллиардов.

В х к предыдущей части мне даже написали фразу: «Бедный Дарвин!». Типа, а как же теория эволюции Дарвина, которая якобы с научной точки зрения объясняет как возникло всё это разнообразие живых организмов на Земле? Она ведь опирается на массу фактов и исследований, которые подтверждают её выводы.

Если открыть «Википедию» на странице про Дарвинизм  то там, в разделе «Антидарвинизм» есть даже такая фраза: «Аргументы креационистов проистекают из поверхностного знания основ химии, физики, геологии и биологии, кроме того выдвигаемые контртеории чаще всего не проходят какой-либо проверки на научность».

Согласен, на сегодняшний день эволюционная теория достаточно хорошо проработана, но она описывает только ту совокупность процессов, которая отвечает за адаптивность и выживаемость организмов, позволяя им подстраиваться под изменения живой среды.

Согласно теории дарвинизма ключевыми движущими факторами эволюции являются случайные мутации и естественный отбор.

У потомства по разным причинам возникают те или иные случайные изменения, а жёсткие условия среды обитания и борьбы между живыми организмами за ресурсы отбирают тех, кто оказался лучше приспособлен, более эффективен.

Всё эти доказательства выглядят очень убедительно, но ровно до тех пор, пока вы рассматриваете тот или иной организм как отдельную сущность, которая вынуждена бороться с враждебной средой.

Несостоятельность дарвинизма становится очевидна, как только вы понимаете, что живые организмы в Природе не существуют сами по себе. Все они взаимодействуют между собой, причём далеко не всегда враждуя друг с другом.

Скорее даже наоборот, в большинство связей между живыми организмами вовсе не являются противоборствующими или враждебными.

На самом деле большая часть взаимодействий между организмами в живой природе являются взаимно полезными, благодаря чему и формируется единая экологическая система, в которой те или иные организмы выполняют те или функции, которые необходимы не столько этому организму, сколько всей системе в целом.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что на самом деле в природе нет постоянной непримиримой борьбы за выживание, как нас пытается убедить современная весьма политизированная «наука». Борьба, конечно, имеет место быть, но лишь тогда, когда по каким-то причинам возникает нехватка тех или иных ресурсов.

А вот когда ресурсов в избытке, то каждый из организмов берёт ровно столько, сколько ему нужно для существования.

Ни один хищник не будет убивать, если он сыт. Это только современный неполноценный человек убивает ради развлечения. Если на пастбище достаточно травы, то не будет никакой борьбы за неё между травоядными животными, они спокойно будут пастись рядом.

Но самое главное, что практически все животные имеют ту или иную функцию, которая необходима не столько этому животному, сколько всей экосистеме в целом.

При этом часто эта функция требует от этого животного достаточно сложного поведения, возникновение которого невозможно объяснить с помощью теории Дарвина.

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/9171206.html

43. Техногенная цивилизация

Техногенную
цивилизацию отличают сле
дующие
черты:

  1. особое представление о природе как поле приложения сил человека;

  2. абсолютизация преобразовательной активности человека, агрессивное вмешательство в природу;

  3. определяющая роль развития материального производства;

  4. установка на технико-экономическую результативность вне ее человеческого, социокультурного измерения.

Из
других социокультурных универсалий
культуры,
лежащих в основе техногенной цивилизации,
следует
также выделить следующие черты:

  1. Стремительное изменение предметного мира, влияющего на образ жизни;

  2. Динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизационном развитии;

  3. Доминирование научной рациональности;

  4. Ориентацию на автономию личности;

  5. Особое понимание власти, силы и характера природы.

Многие ученые
полагают, что при таком одностороннем
научно-техническом
развитии человеческая цивилизация
может не иметь будущего.

В
науке и технике заключаются не только
безграничные
возможности, но и опасности.

Человек
на определенном этапе может полностью
утратить контроль над техникой,
научно-техническим
прогрессом, оказаться в зависимости
от техники и от непредсказуемых побочных
последствий
научно-технического развития.

Вместо
активного двигателя научно-технического
прогресса человек может превратиться
в его жертву,
утратить духовное богатство и
разносторонность
мышления.

Формируясь
как личность технократического типа,
человек способен легко превратиться в
придаток техники
и утратить свои собственно уникальные
человеческие
формы, глубинные черты своей сущности.

Перспектива
подобного исхода жизни человеческой
цивилизации как особой формы социальной
организации, осознание негативных
тенденций,
получивших развитие ввиду ускоренной
технизации, привели к пониманию того,
что современная
техногенная цивилизация переживает
кризисное состояние. И многие
исследователи по-разному оценивают
шансы
человечества в преодолении этого
кризиса.

44. Культурная универсализация: плюсы и минусы

Под
культурной
универсализацией
понимается
процесс утверждения на планете единой
глобальной
культуры. По
мнению ученых, этот процесс вполне
возможен
благодаря современным научно-техническим,
экономическим и коммуникативным
возможностям
и уже активно происходит в реальном
мире.

Сторонники
культурной универсализации полагают,
что нет фундаментальных различий между
Востоком и Западом, Югом и Севером. Люди
везде люди и придерживаются глубинных
схожих
ценностей. Еще встречающиеся несходства,
вызванные социальными причинами, имеют
временный характер и
могут измениться вместе с ними.

В
культурах, признаваемых пока различными,
действуют
одни и те же эволюционные законы, народы
в своем развитии проходят одни и те же
стадии,
имеют одну и ту же структуру культуры:
искусство, политические институты,
науку, право,
религию и пр. Происходят интеграция
знания, выработка
единых принципов мышления, познания
и объяснения мира.

Универсальной
чертой человеческих культур
является
существование языков, которые, по мнению
современных исследователей, действуют
на
основе универсальной грамматики,
присущей всем
языкам.

Ученые выделили
также множество других универсалий,
свидетельствующих о сходстве культур
различных народов. В разное время
культурными универсалиями
занимались Ф.
Боас,
Б. Малинов
ский,
Л. Уайт, А. Бастиан, К. Уисслер, Э. Дюркгейм,
М. Мосс, Г. Зиммель
и
др.

Культурные
универсалии
(биологические,
психологические,
социально-культурные) позволили
зафиксировать то общее, что лежит в
основе
многообразного человеческого сообщества
и наметили перспективу взаимопонимания
представителей разных культур — того,
что способствует формированию единого
и вместе
с тем многообразного мира.

Выявление
и уточнение универсалий продолжаются.
Изыскания в этом направлении направлены
на поиск оснований для возможного
«схождения»
народов и культур в некоем универсальном
единстве.

С проблемой
культурной универсализации связана
потребность выработать не только
теоретическое
обоснование этой тенденции, но и единые
принципы, согласно которым может
происходить
процесс универсализации в практической
жизни.

Поиск
модели, которая бы давала представления
о механизмах взаимодействия и путях
достижения
взаимопонимания культур, продолжается.

Вместе с тем
теоретические представления о культурной
будущности в реальном практическом
преломлении нередко оборачиваются
унификацией
культуры, сведением ее к некоторой
усредненной
форме.
Этот
процесс не обогащает культурное развитие,
а, скорее, обедняет его, ибо разные
культуры при этом теряют свою
индивидуальность.

Унифицированная
культура рассчитывает на усредненные
возможности потребителей, что сокращает
возможности постижения ее глубинной
сути. Насаждение культурно-поведенческих
штампов
искажает многие культурные ценности.
Как следствие возникает снижение уровня
культуры.

Негативным
фактором
является
также процесс технизации. Человек
перестает творить, за него
это делает машина. Культ техники
обнаруживает
неадекватность социально-культурного
развития
человека его индустриальной мощи.
Техническое развитие наряду со многими
позитивными
сторонами сопряжено с множеством рисков,
критических ситуаций (например,
экологическим
кризисом).

Все
это, разумеется, воодушевляет далеко
не всех.. Поэтому наряду с тенденциями
к универсализации
в социокультурном развитии имеют место
и
противоположные тенденции, получившие
название
партикулярных.

Мировоззренческой
основой партикуляризма является
представление о независимом, обособленном
развитии культур. Особый
акцент делается на необходимости
идентификационных
характеристик культур, их сохранении.

Партикуляризмвыступает
как здоровое начало
в условиях насильственной унификации
экономической, политической, социальной
и культурной жизни.

Следует
отметить, что данные тенденции —
универсализма
и партикуляризма — взаимосвязаны, их
динамическое взаимодействие способствует
пониманию того, как происходит процесс
развития
культуры, что способствует их взаимосвязи,
заимствованию, а что, напротив, углубляет
отторжение, осуждение, неприятие.

Источник: https://studfile.net/preview/4257866/page:34/

Типы цивилизаций

Описание: Основным принципом космогенной цивилизации является принцип традиционализма – принцип преобладания традиций над новациями. Мир с точки зрения космогенной цивилизации рассматривается как космос. Это является главной характеристикой космогенной цивилизации. Из вышесказанного вытекает важная характеристика космогенной цивилизации – это крайне низкий темп социального развития.

  • Дата добавления: 2014-07-09
  • Размер файла: 15.61 KB
  • Работу скачали: 35 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Лекция 12Типы цивилизацийПлан:

  1.  Космогенная цивилизация;
  2.  Техногенная цивилизация;
  3.  Антропогенная цивилизация.
  1.  Космогенная цивилизация – это тип цивилизаций, относящийся к древним временам, таким как Древний Вавилон, Древний Рим, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Европейское Средневековье и другие. 
  •  Основным принципом космогенной цивилизации является принцип традиционализма – принцип преобладания традиций над новациями. Мир, с точки зрения космогенной цивилизации, рассматривается как космос. В свою очередь, космос – это гармоничное единое целое, которое пронизано единым божественным высшим порядком. Из этого можно сделать вывод, что мир уже совершенен: он не может быть лучше. Мир – это гармоничный высший порядок. Следовательно, главной задачей человека является поддержание гармоничного состояния, то есть не делать мир хуже. Чтобы не нарушить идеального состояния мира, человек должен всегда делать так, как делали раньше и не нарушать тот порядок, что был установлен ранее. Это можно сделать с помощью соблюдения традиций.  Это является главной характеристикой космогенной цивилизации. Из неё вытекают все последующие характеристики:
  •  Негативное отношение к новациям. Любая новизна, что-то новое несёт собой угрозу нарушения традиций. Новое – это отступление от традиций, а отступление от традиций – это угроза нарушения высшего гармоничного порядка. Следовательно, всё новое – это источник зла, который нужно всеми силами избежать. Человек, который внёс что-то новое – это злой человек. Таких людей нужно выгонять из общества, либо уничтожать.  Если новое считается злом и уничтожается, то весьма очевидно, что развиваться общество будет крайне медленно. Из вышесказанного вытекает важная характеристика космогенной цивилизации – это крайне низкий темп социального развития. Общество космогенных цивилизаций по-другому называют традиционным обществом. На протяжении всего своего существования, космогенные цивилизации сохранились такими, какими они были в самом начале. Политическая система осталось прежней, нет никаких научных открытий, так как научные открытия – это новизна, а новизна – это зло. Как правило, все технические новации люди воспринимают с недоверием и очень долго не хотят их использовать.
  •  Отсутствие социальной мобильности. Если общество традиционное, то отсюда следует, что социальный порядок должен носить традиционный характер. Каждый человек должен носить тот социальный статус (положение в обществе), который был ему предопределён перед рождением. Таким образом, если человек родился в семье крестьянина, то он и будет крестьянином. Аналогично, его дети и внуки так же будут крестьянами. Если человек родился в семье воинов, то он будет воином и т.д. Следовательно, не может быть такого, что человек родился в семье сапожников и стал горшечником.
  •  Подчинённое отношение человека к природе. Природа – это часть божественного космоса, божественный порядок. Из этого можно сделать вывод, что человек должен подчиняться природе, обожествлять её. В космогенной цивилизации появляются Боги Солнца, Земли, Воды и т.д. Следовательно, человек не использует природу, а всего лишь подчиняется ей.
  1.  Техногенная цивилизация – это тип цивилизации, который сложился в Новое время (XVII-XVIII вв.) в Европе, а затем распространился по всей планете.
  •  Главным принципом техногенной цивилизации является принцип прогресса – принцип преобладания новаций над традициями. Для техногенной цивилизации главной ценностью является достижение прогресса, то есть достижение какого-то лучшего состояния. Это происходит потому, что мир техногенной цивилизации рассматривается как сырой необработанный материал, который нуждается в обработке. Следовательно, нужно достичь какого-то прогресса. Человек должен работать на прогресс: совершенствовать и улучшать мир, в котором мы живём.  Из этого принципа вытекают все остальные характеристики техногенной цивилизации.
  •  Негативное отношение к традициям. Традиции, согласно этому типу цивилизаций, воспринимаются как источник отсталости, источник регресса. Таким образом, традиции мешают прогрессу и появлению новаций. Чем больше человек придерживается традиций, тем больше он отстаёт. Отсюда, в частности, возникает негативное отношение к религии, поскольку религия – это не что иное, как проявление традиций, а традиции мешают возникновению прогресса. Действительно, религия, в частности, мешает новациям, поэтому религия как традиция, в принципе, должна быть отложена и заменена каким-то новым мировоззрением.
  •  Крайне высокий темп социального развития. Практически каждый год происходят новые научные открытия в области техники. То же самое происходит и в политической сфере: меняются политические системы, формы правления.
  •  Высокий уровень социальной мобильности. Если в космогенной цивилизации социальный статус человека был предопределен до его рождения, то в техногенной цивилизации такая предопределённость была полностью устранена. К примеру, если человек родился в семье строителей, то он вовсе не обязательно должен стать строителем: его выбор может пасть на любую профессию, которая является для него ближе, чем все остальные. Однако, в этом есть как свои плюсы, так и свои минусы. «–»: 1) В космогенной цивилизации из поколения в поколение передавались какие-то навыки ремесла и, таким образом, ремесло совершенствовалось. Будь то изготовление горшков или военное дело – всё это передавалось от отца к сыну из поколения в поколение. Существовали какие-то профессиональные секреты и тайны, а сейчас такая система передачи отсутствует.   2) Люди часто не могут самоопределиться в течение всей жизни: они занимаются самыми различными работами, но так и не могут определиться с тем, что им действительно подходит. «+»:1) Человек заранее не привязан к какому-то социальному статусу, к какой-либо профессии и может выбирать её.
  •  Человек подчиняет себе природу, он господствует над ней и эксплуатирует её. Человек становится хозяином природы. Природа – это сырой материал, который человек должен обработать и подчинить себе. Средства, с помощью которых человек должен подчинить природу – это наука и техника. В свою очередь, наука и техника – это проявления разума. Следовательно, человек подчиняет природу с помощью разума.
Читайте также:  Стоит ли мыть двигатель автомобиля и что об этом нужно знать

 До сих пор мы живём в техногенной цивилизации, однако наша эпоха считается эпохой кризиса техногенной цивилизации. Возникает вопрос: «в чём проявляется этот кризис?»  Кризис проявляется в глобальных проблемах. Такими проблемами, к примеру, является сырьевой кризис (кризис ресурсов).

 Человек всю жизнь использует эти ресурсы, но, рано или поздно, он начинает замечать, что ресурсы не бесконечны: запасы нефти, газа и многие другие запасы скоро иссякнут и человечество останется без них.

Другими глобальными проблемами являются экологический кризис, экономический и морально-нравственный кризисы. Морально-нравственный кризис – это отсутствие и пренебрежение традициями, которые ведут к постепенному разрушению морали. Мораль становится всё более относительной.

Причина этого кризиса заключается в том, что человек всё больше и больше пытается подчинить себе природу. Она же, в свою очередь, старается себя защитить.

 Техногенная цивилизация может быть условно разделена на три этапа:1) Доиндустриальный период – период, когда главным ресурсом (главным источником энергии) являются природные ресурсы, такие как древесина, металл, уголь и т.д.2) Индустриальный период – это период, когда главным ресурсом является энергия. 

3) Постиндустриальный (индустриальный) период – это период, когда главным ресурсом является информация. Возникает вопрос: «каковы способы и пути преодоления этого кризиса?»

 Главный способ преодоления кризиса – это переход к другому типу цивилизации, который носит название антропогенный тип цивилизации. 

  1.  Если в космогенной цивилизации человек занимал подчинённое положение по отношению к миру, в техногенной цивилизации человек преобразует окружающий мир, то сущность антропогенной цивилизации очевидна: у человека становится идеологическое отношение к природе. Таким образом, человек может как подчиняться окружающей природе, так и подчинять её.   Одной из предпосылок становления антропогенной цивилизации является процесс глобализации это процесс постоянной интеграции (объединения различных стран, народов, государств – некое единое политическое, социальное, культурное пространство). Постепенно стираются этнические, культурные отличия. Предположительно это может привести к тому, что в будущем не будет различных культур и стран: все страны объединятся. Вследствие этого возникнет единая планетарная экономика и установится единый всеобщий язык. Если человечество объединится, будет преследовать общие цели, то возникнет антропогенная цивилизация. Но, к сожалению, на сегодняшний день антропогенная цивилизация – это своеобразный миф. 

Источник: http://refleader.ru/polmerotrqas.html

Техногенная цивилизация

  • Техногенная цивилизация — это общество, для которого характерны: стремление преобразовать природу в своих интересах; свобода индивидуальной деятельности, определяющая относительную независимость по отношению к социальным группам. Техногенная цивилизация — особый тип социального развития, характеризуемый следующими признаками:
  • · высокая скорость социальных изменений;
  • · интенсивное развитие материальных оснований общества (взамен экстенсивных в традиционных обществах);
  • · перестройка оснований жизнедеятельности человека.

История техногенной цивилизации началась с развития античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих открытия — демократию и теоретическую науку. Эти два открытия — в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного прогресса.

Второй и очень важной вехой в истории формирования техногенной цивилизации стало европейское Средневековье с особым пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога, с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, которые Бог заложил в мир, когда его создавал.

Целью познания считалась именно расшифровка промысла Божьего, плана божественного творения. В эпоху Ренессанса происходит восстановление многих достижений античной традиции. С этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие с XVII в.

При этом она проходит три стадии — предындустриальную, индустриальную и, наконец, постиндустриальную. Важнейшей основой жизнедеятельности на постиндустриальной стадии становится развитие техники и технологий, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы.

Так возникает особый тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей.

В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни.

В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее.

Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. В большинстве традиционных культур доминировали иные понимания: время чаще всего воспринималось как циклическое, когда мир периодически возвращается к исходному состоянию.

В традиционных культурах считалось, что «золотой век» уже пройден, он позади, в далеком прошлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация.

В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство.

Техногенная цивилизация, существующая чуть более 300 лет, оказалась не только динамичной и подвижной, но и агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры.

Такое активное взаимодействие техногенной цивилизации и традиционных обществ, как правило, приводит к гибели последних, к уничтожению многих культурных традиций, по существу к гибели этих культур как самобытных целостностей.

Традиционные культуры не просто оттесняются на периферию, но радикально трансформируются при вступлении традиционных обществ на путь модернизации и техногенного развития. Чаще всего эти культуры сохраняются только фрагментами в качестве исторических рудиментов.

Везде культурная матрица техногенной цивилизации трансформирует традиционные культуры, преобразуя их смысложизненные установки, заменяя их новыми мировоззренческими доминантами.

Самое главное и действительно эпохальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще несвойственно.

Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи ее элементом.

В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, а часто и в разные культурные традиции.

Мировоззренческие доминанты техногенной цивилизации сводятся к следующим: человек понимается как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру.

Деятельность человека должна быть направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить себе.

В свою очередь внешний мир рассматривается как арена деятельности человека, как если бы мир и был предназначен для того, чтобы человек получал необходимые для себя блага, удовлетворял свои потребности.

Конечно, это не означает, что в новоевропейской культурной традиции не возникают другие мировоззренческие идеи, в том числе альтернативные. Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания.

В её культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций, лишь немногие из которых могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям. В культуре техногенных обществ можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям, но в реальной жизнедеятельности общества они могут не играть определяющей роли, оставаясь как бы на периферии общественного сознания и не приводя в движение массы людей.

Читайте также:  Смартфон Xiaomi Redmi 4X (Хайоми Редми 4Икс): плюсы и минусы аппарата

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы, подчеркивает акад. Степин, была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Эта идея была и остается в качестве важнейшей составляющей того «генетического кода», который определял само существование и эволюцию техногенных обществ.

С пониманием деятельности и предназначения человека тесно связан такой важный аспект ценностных и мировоззренческих ориентации, характерный для культуры техногенного мира, как понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Надо только изобрести технологию, чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах. Что касается традиционных культур, то в них мы не встретим подобных представлений о природе. Природа понимается здесь как живой организм, в который органично встроен человек, но не как обезличенное предметное поле, управляемое объективными законами. Само понятие закона природы, отличного от законов, которые регулируют социальную жизнь, чуждо традиционным культурам.

С техногенной цивилизацией связан также особый статус научной рациональности в системе ценностей, особая значимость научно-технического взгляда на мир, ибо познание мира является условием его преобразования.

Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Категория научности обретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса.

Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры — это характерные признаки жизни техногенных обществ.

Итак, культурологический аспект рассмотрения науки в связи с типами мирового развития (традиционалистского и техногенного) расширяет степень его воздействия на различные сферы человеческой деятельности, усиливает ее социогуманитарную значимость.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/17843.html

Техногенная цивилизация делает шаг в пропасть?

На фото: 32-летняя Рицуко Янай с месячным сыном в эвакуационном убежище

(Краткий обзор заголовков и тем инопрессы за 4 апреля 2011)

Собранные здесь крупицы информации, так или иначе, отражают состояние современного техногенного общества, которое иначе как катастрофой трудно назвать. Делать вид, что ничего не происходит – значит усиливать и ускорять эту катастрофу. Источники информации доступны, но многое ли из этого мы слышим в сводках новостей?

Демонстрации в Токио под лозунгом: «Я хочу убежать из Японии»

http://www.youtube.com/watch?v=4gwJWAMw2S8

Статья Пресс-ТВ «Японский ядерный кризис отравит весь мир» содержит интервью профессора из университета Миннесоты, Уильяма Бимана. Он отмечает, что сокрытие правды от населения – вопрос политический, и что сегодня нет технологий для борьбы с подобными авариями.

При этом скрывать истинную ситуацию удастся лишь до тех пор, пока не начнут заболевать и гибнуть проживающие в заражённых зонах люди. Походя, Биман отмечает, что одна из крупных АЭС расположена прямо рядом с Нью-Йорком. Нужно приложить максимум усилий, чтобы научиться сдерживать такие процессы.

Что касается Фукусимы, то ЭТО со временем затронет весь мир, хотя пока что разносимая ветрами радиоактивная пыль и вещества не представляют прямой угрозы.

http://www.presstv.ir/detail/172706.html

Из опубликованных материалов компании оператора ТЕПКО следует, что в блоке 1 на Фукусиме периодически фиксируются свидетельства ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ. http://vimeo.com/21881702

[Прошлая публикация на эту тему: http://www.kpe.ru/sobytiya-i-mneniya/ocenka-sostavlyayuschih-jizni-obschestva/zdorove-cheloveka-orujie-genocida/2307-fukushima-will-eclipse-chernobyl]

ТЕПКО якобы платит по $5000 в час «десантникам», которые вернуть управление над АЭС. Сюжет о «прыгунах» — по ссылке

http://news.yahoo.com/s/nm/20110403/wl_nm/us_japan_chernobyl_jumper_1

Гринпис «проявился». Блоггер Александр Хиггинс ссылается на сайт Гринпис http://www.greenpeace.org/international/en/publications/reports/Fukushima—INES-scale-rating/. Масштаб аварии на АЭС в Фукусиме оценивается по методике измерений, описанной по ссылке (PDF). Итог: ситуация на 3 её блоках японской АЭС приравнена к уровню Чернобыльской катастрофы. То есть, согласно существующей градации и инструментальным измерениям, в Японии сейчас одновременно действуют 3 «активных Чернобыля».

http://blog.alexanderhiggins.com/2011/04/03/greenpeace-fukushima-seperate-chernobyl-level-7-incidents-13537/

06 апреля на западном побережье США ожидаются новые осадки из Фукусимы – район под угрозой

http://www.youtube.com/watch?v=JqJ-M47ntNg

http://blog.alexanderhiggins.com/net2/japan-nuclear-plume-radiation-map.aspx

  • Типичная в последние дни статья из США: В дождевой воде в Калифорнии содержание радиоактивного йода в 181 раз выше ПДК для питьевой воды; корпоративные СМИ продолжают преступное сокрытие информации
  • Сотрудники из калифорнийского университета в Беркли произвели исследование дождевой воды (их туч принесённых со стороны Японии) и выявили превышение содержания изотопов, в том числе йода-131. Доза эта незначительна, но процесс ведь пока в самом начале…
  • Йод имеет период полураспада 100 дней, химически устойчив и сохраняется в организме человека.

http://www.nuc.berkeley.edu/RainWaterSampling (графики и сообщение) + http://s.tt/12cPx

http://theintelhub.com/2011/04/03/rainwater-in-california-measured-181-times-the-acceptable-limit-for-drinking-water/ (источник)

К слову, в рамках одиозного закона S.510 (HR 2751 EAS) и новым законам отдельных штатов уже с июля 2010-го собирать дождевую воду было запрещено [1] (http://www.youtube.com/watch?v=6jjxg8f3Gq0 http://www.nytimes.com/2009/06/29/us/29rain.html?_r=1 http://theintelhub.com/2010/07/26/collecting-rainwater-now-illegal-in-many-states-as-big-government-claims-ownership-over-our-water/ ). Теперь собирать её ещё и опасно для здоровья.

В ЕС и США идёт пересмотр норм радиации в продуктах питания в сторону повышения.

Скандальные заявления Энн Коултер о пользе радиации дублируются заявлениями чиновников о том, что проверять продукты и сырьё на радиацию не нужно.

Вспоминают предреволюционный слоган правителей Франции (на фразу, что народу хлеба не хватает – М. Антуанетта сказала) – «Пусть тогда едят пирожные» следует современная вариация «Пусть едят плутоний».

В бомбе Касл Браво ядерный заряд составляет менее 500кг, а на Фукусиме «заряд» равен 1760 метрических тонн.

(В японских продуктах зафиксирована радиация)

По мнению сайта http://whatreallyhappened.com/ количества еды в пределах Японии — Тихого океана – Мексиканского залива уже недостаточно для пропитания населения США-Канады и стран региона. При этом выбросы радиации будут продолжаться на протяжении десятилетий…

В связи с ложью и сокрытием сведений о катастрофе сайт использует по отношению к официальным СМИ термин «пресститутки».

http://blog.alexanderhiggins.com/2011/04/03/eu-secretly-implements-large-increases-food-radiation-limits-informing-public-13636/comment-page-1/#comment-23969

По-видимому, в виде реакции на такой подход властей и на сообщения о заражённости японского шпината и молока на сайте глобальных исследований http://www.globalresearch.ca/index.php?context=va&aid=23902 вышла коллективная статья организации «Врачи за социальную ответственность» [основана в 1961 г.] под заголовком «Радиация в еде: «Ни для продуктов питания, ни для воды, ни для иных [потребляемых] веществ безопасного уровня содержания радионуклидов НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Точка»».

Уточняется, что доза в 100 миллизиверт даёт риск заболевания раком 1:100. Основной компонент выброса на Фукусиме – изотоп йода-131. Второй по масштабу – цезий-137. Наиболее подвержены воздействию радиации дети, поэтому особенно опасно, когда они употребляют заражённую радиацией пищу или воду [д-р Эндрю Кантер, президент совета Общества ВСО].

Отличий от Чернобыльской катастрофы много. Важно также, на какую почву попадают опасные изотопы: глина их связывает, песок – нет. Лиственные растения заражаются в большей степени. Врач медицины Айра Фельфанд уточнила, что пока масштабы выбросов из реактора относительно невелики.

Однако они представляют опасность, и часть людей заболеет раком и умрёт.

Появилась первая оценка числа людей, который заболеют раком в результате радиоактивных осадком из разрушенных реакторов – 200 тысяч. Была построена компьютерная модель процесса для ближайшей 100-км зоны вокруг станции, в которой проживают примерно 3 млн. человек. При этом модель основана на официальных данных, в достоверности которых многие сомневаются.

Комментарий читателя на эту информацию: «Любой, кто думает, что эта огромная многореакторная АЭС устанавливалась в активной зоне действия цунами без расчёта на её разрушение с рассеянием радиации – конченный идиот.

Вы ещё увидите, как «Дженерал Электрик» [детище Пентагона, построившее Фукусиму] со своими дружками первыми бросятся в подземные города… Выброс радиации уже равен трём Чернобылям.

И [при этом] Чернобыль находился в глуши…».

http://blog.alexanderhiggins.com/2011/04/04/radiation-study-estimates-200k-cases-cancer-fukushima-nuclear-fallout-13880/

Сообщения, поступающие из Китая: в результате проведённых проверок обнаружен высокий уровень радиации на некоторых морских судах, самолётах, а также у их пассажиров и грузов. Отмечено 10 случаев радиационного заражения. Два человека госпитализированы с сильным облучением.

http://blog.alexanderhiggins.com/2011/04/03/china-detects-10-cases-radiation-2-people-hospitalized-sever-radiation-poisoning-13515/

О том, как катастрофа в Японии начинает порождать экономический хаос в мире. Отменяются контракты и сделки, нарушается поток запчастей, товаров, наличности, что порождает вторичные волны страхов и опасений.

http://blog.alexanderhiggins.com/2011/04/04/japans-nuclear-radioactive-fallout-starting-wreak-economic-havoc-13912/

Призывная цитата с «Russia Today» в духе информационной войны: «Удавку элит, [заправляющих] Уолл-стрит, СМИ и военными нужно разорвать»

По поводу войны, развязанной на «арабской дуге» — в Ливии – произошла примечательная «утечка» в прямом эфире на CNN. В погоне за рейтингом массовые СМИ иногда приглашают «интересного» собеседника, который начинает вести себя «нештатно» — в прямом эфире.

На днях в ходе интервью с бывшим сотрудником ЦРУ Майклом Щюером при обсуждении хода наземной операции в Ливии произошёл казус. Щюер начал припоминать все незаконные операции ЦРУ из новейшей истории – на Балканах, в Афганистане, Ираке — и в Ливии, и о силах сопротивления войскам США.

Он также заявил, что «гражданская война в Ливии – не наше дело», и что для остального мира этот конфликт выглядит так, что «американцы убивают мусульман за нефть» — в очередной раз.

Автор статьи добавляет к теме нефти тему (арабских) банков [по сути, стоит задача уничтожения беспроцентной арабской банковской системы: взимать ссудный процент мусульманам запрещает Коран].

Далее статья переключается на тему ангажированности и продажности СМИ. В 1983 году основную массу новостных СМИ США контролировали примерно 50 корпораций. Сейчас их осталось всего 6.

Констатируется, что корпорации «Time Warner», «Walt Disney», «Viacom», «Rupert Murdoch’s News Corp.», «CBS Corporation» и «NBC Universal» полностью контролируют индустрию новостей и развлечений в США. [Для более полного представления на тему контроля над СМИ см. http://www.kpe.ru/sobytiya-i-mneniya/spravochnye-materialy/2315-a-world-behind-the-scenes-names-and-surnames]

Источник: http://www.bushstole04.com/Libya/libya_cia_blows_lid.htm

Former CIA officer blows lid off libya fraud live on CNN

Военные США официально признали применение снарядов с наконечниками с обеднённым ураном (ими снаряжаются противобункерные самолёты А-10; используются против танков и БТР; скорострельность пушек – 3900 выстрелов в минуту).

http://uruknet.com/?p=m76500&hd=&size=1&l=e

В 1,5ч документальном фильме «Одна страна на осадном положении (One Nation Under Siege)» из военных источников сообщается, что только во время I-й иракской войны с 11 сентября 1990-го были применены 420 тонн обеднённого урана в наконечниках боезарядов.

В ходе второй войны в Персидском заливе в Ираке было «использовано» дополнительно 2400 тонн урана. Лишь на первом этапе войны расщепляющегося материала (420т) было столько, сколько в 21525 бомб, сброшенных на Нагасаки.

Вопрос, звучащий в фильме: «Как же мы стали такими злыми? Почему мы позволяем самим себе и нашей стране оставаться столь злыми?». [2]

Источник: https://www.planet-kob.ru/articles/725

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector