Технология развивающего обучения — плюсы и минусы

Инфоурок › Начальные классы ›Презентации›Система образования Эльконина и Давыдова. Её плюсы и минусы.

Технология развивающего обучения — плюсы и минусы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Технология развивающего обучения — плюсы и минусы Описание слайда:

Система образования Эльконина – Давыдова. Её «+» и «-».

2 слайд Технология развивающего обучения — плюсы и минусы Описание слайда:

«Учитель- это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский План презентации: 1. Об авторах методики Эльконина-Давыдова 2.

История развития системы Эльконина-Давыдова 3. Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова 4. Особенности авторской методики Эльконина- Давыдова 5. Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова 6.

Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова

3 слайд Технология развивающего обучения — плюсы и минусы Описание слайда:

Введение Система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности.

Важно, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач.

Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне.

4 слайд Технология развивающего обучения — плюсы и минусы Описание слайда:

Об авторах методики Эльконина-Давыдова. Даниил Борисович Эльконин Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – известный доктор психологических наук, профессор, популярный отечественный психолог. Даниил Борисович – один из ярких специалистов детской психологии, автор прогрессивной теории возрастной периодизации психического развития.

Эльконин относится к группе советских психологов, составляющих основу выдающейся научной школы под руководством Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин является автором большого количества монографий и научных статей, раскрывающих вопросы теории и истории детской психологии, изучающих психологию учебной и игровой деятельности ребенка.

Также много времени автор посвятил исследованию развития речи детей и вопросам обучения чтению.

5 слайд Технология развивающего обучения — плюсы и минусы Описание слайда:

Василий Васильевич Давыдов Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) – выдающийся психолог и педагог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор. Давыдов учился в школе рабочей молодежи и после ее окончания поступил в МГУ на факультет психологии и философии.

После завершения данного ВУЗа Василий Васильевич преподает в Институте психологии, тесно сотрудничая с Д. Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным, следуя учению Л.С. Выготского.

Василий Васильевич Давыдов опубликовал более 250 статей и создал образец прогрессивной школы мышления с развивающим обучением, которая успешно используется в наше время. Также Давыдов является автором теории учебной деятельности и ее диагностики развивающих эффектов, теории различных типов мышления и т.д.

Василий Васильевич Давыдов признан одним из выдающихся теоретиков и практиков современной педагогики, который создал первое общественное движение учителей и организовал Ассоциацию «Развивающее обучение».

6 слайд Технология развивающего обучения — плюсы и минусы Описание слайда:

История развития системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет.

Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника».

В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.

7 слайд Технология развивающего обучения — плюсы и минусы Описание слайда:

История развития системы Эльконина-Давыдова В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году. Через три года по инициативе В.В.

Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа. В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы.

Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и системой Л.В. Занкова.

8 слайд Технология развивающего обучения — плюсы и минусы Описание слайда:

Задачи системы Эльконина-Давыдова Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности.

Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности.

Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса.

Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач. Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.

9 слайд Технология развивающего обучения — плюсы и минусы Описание слайда:

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия.

Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением. Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.

Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка  теоретическое мышление. Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе.

В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

10 слайд Описание слайда:

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или побуждающий вид диалога. Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы.

Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности.

Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

11 слайд Описание слайда:

Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции.

Например, при неправильном решении поставленной задачи школьник останавливается и начинает рассуждать о том, почему он решает задачу именно таким способом. В случае верного решения задачи ученик может искать вспомогательные способы ее решения. Теоретическое мышление постепенно формируется и развивается у школьников, при переходе из одного класса в другой.

Также важными показателями формирования теоретического мышления у ребенка является его умение планировать действия, и выполнять мыслительный анализ: что является на данный момент важным, а что второстепенным действием.

Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.

12 слайд Описание слайда:

Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова применяется во многих школах. Данная система обладает рядом преимуществ, в сравнении с традиционным обучением. Рассмотрим некоторые из них более детально.

Система Эльконина-Давыдова направляет учебную деятельность школьника не на получения хорошей оценки, а на личностный рост и саморазвитие. Ребенок начинает стремиться к новым достижениям и получению актуальных знаний и навыков. На уроке большое количество времени посвящается приобретению теоретических знаний и развитию логического мышления.

Система Эльконина-Давыдова формирует у ребенка творческий потенциал, навыки анализа полученной информации, а также способность мыслить масштабно.

13 слайд Описание слайда:

Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова Дети легко анализируют собственные действия и действия своих одноклассников. Система Эльконина-Давыдова учит ребенка самоанализу, самооценки и самокритике. Методика Эльконина-Давыдова оценивает каждое усилие школьника, для этого разработаны специальные шкалы.

Работа с детьми осуществляется в небольших группах, где проводятся исследование, обсуждение и закрепление учебного материала. Среди родителей, дети которых развиваются и обучаются по системе Эльконина-Давыдова, было проведено анкетирование.

По их мнению, данная система действительно прекрасно развивает и обучает их детей, но существуют и некоторые минусы у популярной методики.

14 слайд Описание слайда:

Рассмотрим самые актуальные «страхи» родителей:   во-первых, многие родители обучались по традиционной системе и им достаточно сложно адаптироваться к новым принципам методики Эльконина-Давыдова; во-вторых, родителей пугает безотметочное обучение. Но, следует отметить, что педагог контролирует деятельность учащегося, собирая его творческие работы и определяя уровень успехов в обучении; в-третьих, родители боятся очень глубокого уровня преподаваемых учебных дисциплин.

15 слайд Описание слайда:

Не смотря на все минусы… Но, не смотря на все «минусы» данной системы обозначенные родителями, дети легко постигают учебные предметы, быстро адаптируются к новой обстановке, у них развито мышление, внимательность и другие психические процессы.

Ребенок также развивается всесторонне и обладает большим творческим потенциалом.

Таким образом, важно родителям будущих первоклассников ознакомиться детально с принципами и спецификой системы Эльконина-Давыдова, а также эмоционально и психологически подготовиться к восприятию данной прогрессивной методики.

16 слайд Описание слайда:

Благодарю за внимание!

17 слайд Описание слайда:

Как настроение?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/sistema-obrazovaniya-elkonina-i-davidova-eyo-plyusi-i-minusi-1405310.html

Плюсы и минусы развивающего обучения

В традиционном обучении содержание представлено в 
основном предметными знаниями, умениями, навыками. Интеллектуальные, учебные, другие умения находятся в снятом виде, представлены через предметные действия, не выступают самостоятельным предметом усвоения.

Усвоение предметных знаний и умений — цель и результат обучения. Уровень их усвоения служит показателем успешности обучения.

Также очевиден репродуктивный уровень представленности учебного содержания в учебниках: это конкретные правила, определения, которые нужно выучить, большое количество тренировочных упражнений, которые выполняются с целью закрепления, наличие образцов выполнения учебных заданий, ведущих к однотипности его выполнения: это концентрический принцип структурирования учебного содержания, где изложение идет от простого к сложному, от более легкого к трудному.

В развивающих 
системах обучения его содержание выступает средством развития личности ребенка, следовательно, оно должно соответствовать содержанию развития. отражать его.

Несмотря 
на различные подходы к разработке содержания обучения в развивающих 
системах, можно выделить общие требования к содержанию. Содержание должно представлять систему научных понятий (Л.С. Выготский); систему теоретических знаний, которые лежат в основе обобщенных действий и которые приводят к их осознанному усвоению (Л.В. Занков); генетически  исходные понятия,

которые раскрывают происхождение, становление и развитие какого-либо предмета и лежат в основе принципов действий (В.В. Давыдов).

Основной принцип структурирования учебного содержания — восхождение 
от абстрактного к конкретному, от общего к частному; многоаспектность рассмотрения одного и того же предмета, объекта, что обеспечивает системность обучения и системность как качество мышления; отражение в учебном содержании приемов познавательной деятельности, мыслительных, собственно учебных действий. Но мнению В.В.Давыдова, опыт осуществления творческой деятельности должен стать основополагающим элементом учебного содержания, на который могут опираться другие его элементы: знания, умения, отношение человека к миру.

Овладение теоретическими понятиями, принципами действий и обобщенными действиями в начальных классах потребовало поиска новых средств отражения их в учебниках.

К основным из них относятся: познавательные вопросы, которые заменили традиционное название тем и параграфов; введение практических задач, обеспечивающих развитие познавательной потребности и осознанности усвоения; замена готовых определений и правил заданиями, подводящими учеников к самостоятельным обобщениям и выводам.

Читайте также:  Основные плюсы и минусы элитарной культуры

Учебные задания представляют определенную познавательную трудность для ребенка и в то же время оказывают как учителю, так и ребенку хорошую методическую помощь, обеспечивающую постепенность и успешность выполнения заданий поискового и творческого характера.

Содержание обучения задает определенный способ его усвоения, определенный тип учения. В традиционном (объяснительно-иллюстративном) обучении преобладает догматический тип учения, который предполагает репродуктивный способ и уровень усвоения учебного содержания.

Основные усилия учеников при этом сосредоточены на восприятии готовых знаний, образцов выполнения действий на их закреплении и воспроизведении. Находясь в ситуации решения какой-либо задачи, школьник, как правило, не старается найти способ решения, а усердно пытается вспомнить решение аналогичных задач.

Если вспомнить не удается, аналогичная задача не отыскивается, то ученик чаще всего оставляет задачу нерешенной или прибегает к другим (не учебным) способам выполнения.

Догматический тип учения, обеспечивающий репродуктивный уровень 
усвоения, не требует от учеников владения большим арсеналом средств усвоения.

К основным средствам при данном типе учения можно отнести: умение применять усвоенные знания к решению типовых задач и некоторых их вариантов, установление аналогии с ранее изученным, различные приемы запоминания, часто не дифференцируемые в зависимости от специфики учебного содержания (стихотворение, правило, таблица умножения, текст и др.

), обобщение единичных фактов, проведение простейших классификаций и др. Из организационных умений основным является умение работать по заданию учителя или учебника. Проблема формирования собственно учебных действий, обеспечивающих успешность самостоятельного учения, не стоит.

И, как правило, ученик, оставаясь один на один с учебным материалом, не знает, как приступить к его изучению. Данный тип учения не может обеспечиваться активной мотивацией. Собственно учебная и познавательная мотивация уступает место позиционной (внешней): отметка, похвала, наказание и т.д.

Отсутствие 
готового для запоминания учебного содержания изменяет позицию ученика 
в учебном процессе, коренным образом меняет тип учения. Из догматического он преобразуется в эвристический, исследовательский, при котором новое знание открывается учеником самостоятельно ичи в совместном поиске учителем и учащимися. И.С.

Якиманская отмечает, что в условиях развивающего обучения учащиеся самостоятельно добывают знания и способы действия, перестраивают ранее полученные, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных и практических задач, т.е. выполняют в основном не воспроизводящую, а преобразующую деятельность.

Введение в учебное содержание практических и познавательных задач, с которыми ребенок не может «сходу» справиться, вызывает внутренний «познавательный» дискомфорт, как результат незнания, неумения.

Вначале это незнание носит разлитой, недифференцированный характер, при котором ученик не может четко определить предмет своего незнания, но в результате анализа практической познавательной задачи предмет познания четко определяется, что и способствует зарождению

собственно учебной 
мотивации. Конструирование учебного содержания через систему практических, поисковых, исследовательских задач и заданий помогает не только активному усвоению, но и вызывает потребность овладеть необходимыми средствами учения: интеллектуальными, организационными, познавательными, учебными умениями.

При таком типе учения учащиеся не ограничиваются припоминанием известных, аналогичных способов решения поставленных задач, а пытаются, исходя из своего знания и незнания, открыть способ решения. Многообразие вариантов развивающих технологий объединяет общее стремление авторов сделать ученика субъектом учения, т.е.

учащимся, способным обучаться (Г.А. Цукерман).

Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция 
учителя в учебном процессе, и 
характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения.

В традиционном обучении преобладает объяснительно-иллюстративный характер деятельности учителя, которая направлена на то, чтобы как можно понятнее объяснить, показать выполнение действия, добиться того, чтобы ученикам все стаю ясно, чтобы с уроков дети уходили с четкими представлениями, образцами выполнения действий.

Одним из основных показателей успешности деятельности учителя является отсутствие вопросов детей после объяснения, что свидетельствует о хорошем усвоении. Именно этой ситуацией и определяется первостепенная важность таких принципов обучения, как доступность, наглядность, прочность. По мнению Г.А.

Цукерман, взаимоотношения учителя и учащихся в традиционном обучении характеризуются как исполнительские, основанные на одностороннем подражании. Учитель при этом выступает как носитель совершенных образцов, а ребенок как более или менее успешный имитатор действий взрослого: «Я делаю вслед за учителем. Я делаю сам, как учитель».

Для традиционного обучения такж-е характерно отсутствие собственно учебных отношений между детьми на уроках, что объясняется преобладанием фронтального способа организации деятельности детей, при котором все ученики связаны с учителем, общение замкнуто на нем.

Коренным образом 
меняется содержание деятельности учителя в развивающем обучении. Теперь главная задача учителя — не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе.

Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.

Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину. Оправданность такой логики построения процесса обучения подтверждается исследованиями Н.Н.

Подъякова, который писал, что правильно построенный процесс мышления характеризуется тем, что возникновение неясных знаний, вопросов обгоняет процесс формирования ясных знаний: «В этом суть самостимуляции, саморазвития процесса мышления.

Следует отметить, что мы достаточно часто в нашем традиционном обучении нарушаем этот закон развития мышление, формируя знания детей таким образом, чтобы у дошкольников не возникало никаких неясностей». Следовательно, чем быстрее мы приходим к истине, тем короче процесс мышления, тем меньше возможностей для его развития.

Новый вид и новое 
содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение Л.В.

Занкова: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении, быстрый темп в изучении программного материала, осознание школьниками процесса учения, развитие всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.

Новым содержанием наполняются такие принципы, как преемственность, наглядность и научность, в развивающей системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Мнение учителя при этом воспринимается детьми как одна из возможных точек

зрения, которую 
нужно соотнести с собственной 
точкой зрения и мнениями других учеников.

Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской 
деятельности, при которой поиск 
истины в одиночку невозможен, необходим коллективный поиск, сопровождающийся постоянным обменом мнениями.

Взрослый может реально строить сотрудничество с ребенком на уроке лишь в том случае, если он постоянно удерживает особенности детской точки зрения на предмет и на самого себя (Г.А. Цукерман).

Развивающие технологии имеют специачьные методы, включающие детей в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод коллизий, метод решения учебных задач, учебный диалог и др.

Все указанные особенности 
развивающего обучения проявляются в уроке, как основной форме организации обучения в начальной школе. Структура, содержание, способы организации будут существенно изменяться от вида обучения и его технологии. Так, например, структура урока в развивающей системе Л.В.

Занкова будет, по-видимому, повторять структуру «слоеного пирога», реализованную в содержании обучения, т.е. для урока характерно решение нескольких разнопредметных задач. Для развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В.

Давыдова структура урока будет совпадать со структурой учебной деятельности, основными компонентами которой являются введение в ситуацию и выделение учебной задачи, организация учебной деятельности по решению учебной задачи, состоящей из определенных учебных действий.

Развивающее обучение — особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Источник: http://referat911.ru/Pedagogika/pljusy-i-minusy-razvivajushhego-obucheniya/232531-2465167-place2.html

Развивающие программы начальной школы

Методики обучения, по которым учились наши бабушки и дедушки, тоже учили читать, считать и размышлять.

И многие из тех, кто учился по классической системе образования, стали большими и умными людьми, кандидатами наук и профессорами. Но сейчас появилась возможность выбирать.

И каждому родителю, естественно, хочется для своего ребенка самого лучшего, самого комфортного и самого развивающего.

Для неравнодушных и любопытных родителей мы представляем три основные программы развивающего обучения, которые используются в нашем городе и крае. Их основные особенности, достоинства и недостатки, на которые указывают родители, чьи дети уже занимаются по данной методике.

И все эти родители в один голос твердят: отправляя ребенка в первый класс, ищите не методику (дети легко впишутся в любую систему обучения), а учителя. Найдите учителя, самого первого и самого главного, добрые воспоминания о котором ваш ребенок пронесет через всю жизнь.

Развивающее обучение по Занкову

Леонид Владимирович Занков (1901-1977), выдающийся психолог и педагог, за свою жизнь прошел путь от заведующего подмосковной детской колонией «Островня» до действительного члена Академии педагогических наук СССР.

Сын русского офицера и ученик опального психолога Выготского, Занков сумел не только уцелеть в страшные сталинские годы, но и достиг довольно серьезных научных успехов в исследовании психики и особенностей обучения аномальных детей.

Его называют одним из основателей мировой дефектологии. Советские методики обучения инвалидов, а также детей с задержками в развитии, разработанные в 30-40-х годах при его непосредственном участии, до сих пор не утратили своей эффективности.

Однако главным делом его жизни стало исследование проблем соотношения обучения и развития, вылившееся в разработку теории развивающего обучения. Пережив этап закрытия в период застоя, программа развивающего обучения Занкова оказалась востребована лишь в 90-е годы.

Сейчас эту систему использует в своей практике каждый четвертый учитель России.

Основные принципы системы Занкова:

Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Задача обучения – помочь ребенку взлететь, а не придавить его к полу задачей заниженной трудности или задачей суперзавышенной трудности. Т.е. идет поиск уровня трудности, который является не только решением задачи, а одновременно возможностью двигаться в личностном плане развития.

Читайте также:  Красить ли волосы после 50-55 лет?

Принцип изучения материала быстрым темпом.

Плюсы

— Методика подразумевает дружеские, но при этом уважительные отношения ученика и учителя. Программа включает в себя большое количество экскурсий, театрализованных постановок, школьных вечеров.

— На уроках дети могут задавать вопросы, высказывать сомнения и не бояться при этом ошибиться.

— Занимательный учебный материал адаптирован для жизненного опыта маленьких учеников. В учебниках есть правила, но они не предназначены для заучивания наизусть.

— Даже не очень высокий уровень подготовки ребенка к школе не является препятствием для поступления в занковский класс.

— Метод Занкова наиболее полно отражает те требования, которые сегодня предъявляют к школьникам вузы. Да и задания единого государственного экзамена (ЕГЭ) основаны, по мнению педагогов-занковцев, на требованиях этой программы. Поэтому детям-занковцам сдавать ЕГЭ легче.

Минусы

— Если ребенок часто болеет и подолгу отсутствует на занятиях, ему очень трудно догонять товарищей. Освоение программы действительно идет очень быстрыми темпами.

— Отсутствие времени на закрепление сложного материала нередко превращает его изучение в мартышкин труд. С огромным трудом изучив, например, правописание Ъ после приставок, через месяц никто из детей в классе не смог вспомнить это правило, потому что во всем учебнике им больше не встретились слова с этой орфограммой.

Развивающее обучение по Эльконину — Давыдову

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984), психолог и педагог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Педагогическую деятельность начал в 1922 г. в Дергачевской колонии для малолетних правонарушителей. Уже в институте, ЛГПИ им.

Герцена, в 1929 темой его работы (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры.

После разгрома педологии в 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку, в 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

После Великой Отечественной войны, которую прошел от начала и до конца (был награждён орденами и медалями), преподавал психологию. С 1959 г.

проводил многолетний эксперимент по выявлению условий обучения, оказывающих оптимальное влияние на умственное развитие ребенка.

Ныне в разных регионах по системе Эльконина-Давыдова (ученика и единомышленника Даниила Борисовича) обучаются от 5 до 10% всех школьников.

Основные принципы системы Эльконина-Давыдова:

Развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова не одаривает детей готовыми знаниями, а учит принципам их получения. Знания получают в ходе совместных дискуссий, дети выдвигают гипотезы, их поощряют делать это.

Часто дети разбиваются на небольшие группы и учатся работать в команде. Им дается задание повышенной сложности. Для этого разрешается преобразовывать условия задачи, чтобы получить ответ; опять же поощряются все версии, и каждая проверяется.

Ученика учат мыслить нестандартно и отстаивать свою точку зрения, используя специальные термины.

  • Плюсы:
  • — Ребенок не боится получать знания, так как на практике познаёт, что решений у любой задачи может быть несколько, в том числе может быть и «задача-ловушка» (термин развивающего обучения), то есть заведомо не решаемая.
  • — Он может работать в команде и не боится выдвигать свои гипотезы, так как именно в этом и состоит метод развивающего обучения.

— У него хорошо развит доказательный аппарат и соответствующий словарь. То есть присутствуют зачатки логики и риторики.

— Отметок по этой развивающей системе в начальной школе не ставят, учитель вместе с учениками развернуто оценивает результаты обучения. Здесь опять же дети учатся объективно и аргументированно оценивать свои знания.

— Человек с хорошо развитыми анализаторскими способностями и креативом как нельзя лучше впишется в современную жизнь. У него есть инструмент к овладению любым знанием.

Минусы:

— Из-за отсутствия оценок родителю сложно контролировать знания ребенка. Понять, что подтянуть, на что обратить внимание, практически невозможно.

— Человека непосвященного учебники этой программы приводят в ступор: они заполнены схемами, таблицами, шкалами. Родители, даже очень ответственные, зачастую не могут помочь детям, поскольку не понимают задание в виде схемы, а их в учебниках большинство.

— Взрослым трудно принять гуманитарные предметы в анализаторском ключе. Оторопь берет, когда второклассник при разборе сказки пользуется терминами «композиция» и «мотивация». (Как бы с водой не выплеснуть и ребенка, то бишь, понимание слова и наслаждение им!)

— Д.Б. Эльконин разработал метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари. В Букваре первоклассника нет ни одного стихотворения. Все-таки мы привыкли к тому, что литература – это шедевры языка, беседы и сочинения.

Развивающее обучение «Школа 2000»

Автор и разработчик программы Людмила Георгиевна Петерсон, доктор педагогических наук. В 70-е годы Петерсон работала в институте Василия Васильевича Давыдова (ученика и соратника Д.Б. Эльконина).

Давыдов побуждал всех, кто работал с ним, задуматься о роли знаний в жизни человека.

Главным в деятельности Людмилы Георгиевны стала разработка программы, где бы ученика не давили мертвым грузом знаний, а создавали условия для полноценного раскрытия его потенциала.

Развивающее обучение «Школа 2000» — это самая молодая из методик, в школах ее используют чуть больше 10 лет. Временем она проверена слабо, поэтому вызывает большое количество нареканий. Среди родителей, дети которых обучаются по данной методике, есть яростные противники и яростные защитники (главной темой спора являются учебники математики).

Основные принципы системы «Школа 2000»:

Сама Л.Г.

Петерсон, презентуя свою методику на одном из учительских семинаров, определила ее так: «Если коротко, то учитель должен системно включать детей в самостоятельный поиск на основе метода рефлексии, организовать осознание учащимися этого метода и его применение».

Еще было сказано, что в данную методику включено всё самое лучшее от других развивающих систем. Математика в этой системе преподается по учебникам самой Петерсон, по остальным предметам учителям предоставляется возможность работать в условиях «открытого» комплекта.

  1. Сегодня программу «Школа 2000» на базовом уровне используют 20 процентов педагогов в различных регионах России.
  2. Плюсы :
  3. — Поскольку сама программа сложнее традиционной системы образования, то итоговые оценки по четвертным и годовым контрольным, которые даются по базовой программе, всегда высокие в целом по классу (75–90% ребят в классе учатся на «4» и «5»).
  4. — У детей идущих по этой программе, снижены тревожность и утомляемость.
  5. — Большое количество задач на смекалку, которые даются на дополнительную оценку, повышают интерес к предмету.

— Мнение родителей-«нематематиков»: уроки математики просто праздник. Программа развивает логическое и абстрактное мышление.

  • — Эту программу относительно легко контролировать родителям, она не требует постоянного совместного сидения с ребенком за домашними уроками.
  • Минусы:
  • — Правила учебника предназначены для зазубривания.

— Встречаются некорректные формулировки задач и ошибки в примерах. Это скорее вопрос сырости программы, чем ее качества. Впрочем, это развивает критическое мышление к печатному тексту.

— Обучение математике перегружено задачами на смекалку. Очень мало стандартных задач, необходимых для тренинга, учителям приходится прибегать к обычным сборникам задач.

Примеры:

Задача из учебника Л.Г. Петерсон для 3-го класса: «Как разделить 188 на две равные части, чтобы в каждой из них получилось 100?» (задача помечена знаком задачи-шутки).

Задача из учебника Л.Г. Петерсон для 2-го класса: «Во 2 «А» 30 учеников, во 2 «Б» на 5 меньше. Сколько учеников во 2 «В»?»

Плюсы и минусы всех развивающих программ:

Сложность программ объединяет детей и родителей. Очень большая часть образовательного процесса ложится на плечи родителей.

Если родители в силу отсутствия времени или желания не могут помочь ребенку с домашними заданиями (а они в развивающих методиках очень объемные), он останется один на один со сложнейшей программой, что немедленно скажется на его успеваемости. Поэтому для многих родителей этот пункт является и минусом.

Основным минусом можно назвать то, что авторы не довели дело до конца, и сегодня ни в одной из программ нет комплекта учебников для средних и старших классов. А это означает, что по окончании младшей школы ребёнок всё равно переходит на единую для всех систему обучения. 

Сообщить

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984), психолог и педагог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Педагогическую деятельность начал в 1922 г. в Дергачевской колонии для малолетних правонарушителей. Уже в институте, ЛГПИ им.

Герцена, в 1929 темой его работы (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры.

После разгрома педологии в 1937, работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку, в 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

После Великой Отечественной войны, которую прошел от начала и до конца (был награждён орденами и медалями), преподавал психологию. С 1959 г.

проводил многолетний эксперимент по выявлению условий обучения, оказывающих оптимальное влияние на умственное развитие ребенка.

Ныне в разных регионах по системе Эльконина-Давыдова (ученика и единомышленника Даниила Борисовича Давыдова) обучаются от 5 до 10% всех школьников.

Развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова не одаривает детей готовыми знаниями, а учит принципам их получения. Знания получают в ходе совместных дискуссий, дети выдвигают гипотезы, их поощряют делать это.

Часто дети разбиваются на небольшие группы и учатся работать в команде. Им дается задание повышенной сложности. Для этого разрешается преобразовывать условия задачи, чтобы получить ответ; опять же поощряются все версии, и каждая проверяется.

Ученика учат мыслить нестандартно и отстаивать свою точку зрения, используя специальные термины.

  1. Плюсы:
  2. — Ребенок не боится получать знания, так как на практике знает, что решений у любой задачи может быть несколько, в том числе может быть и «задача-ловушка» (термин развивающего обучения), то есть заведомо не решаемая.
  3. — Он может работать в команде и не боится выдвигать свои гипотезы, так как именно в этом и состоит метод развивающего обучения.
Читайте также:  Жизнь в Бразилии: основные плюсы и минусы переезда, список востребованных профессий

— У него хорошо развит доказательный аппарат и соответствующий словарь. То есть присутствуют зачатки логики и риторики.

— Отметок по этой развивающей системе в начальной школе не ставят, учитель вместе с учениками развернуто оценивает результаты обучения.    Здесь опять же дети учатся объективно и аргументированно оценивать свои знания.

— Человек с хорошо развитыми аналитическими способностями и креативом как нельзя лучше впишется в современную жизнь. У него есть инструмент к овладению любым знанием.

Минусы:

— Из-за отсутствия оценок родителю сложно контролировать знания ребенка. Понять, что подтянуть, на что обратить внимание, практически невозможно.

— Человека непосвященного учебники этой программы приводят в ступор: они заполнены схемами, таблицами, шкалами. Родители, даже очень ответственные, зачастую не могут помочь детям, поскольку не понимают задание в виде схемы, а их в учебниках большинство.

— Взрослым трудно принять гуманитарные предметы в анализаторском ключе. Оторопь берет, когда второклассник при разборе сказки пользуется терминами «композиция» и «мотивация». (Как бы с водой не выплеснуть и ребенка, то бишь, понимание слова и наслаждение им!)

— Д.Б. Эльконин разработал метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари. В Букваре первоклассника нет ни одного стихотворения. Все-таки мы привыкли к тому, что литература – это шедевры языка, беседы и сочинения.

Источник: http://www.goroddetstva.ru/parents/articles/obuchenie-po-elkoninu-davydovu.html

Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Сингапурские методики

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет [4].

Хотелось затронуть эту тему в связи с тем, что сейчас активно внедряется в школы Татарстана образовательные технологии Сингапура.

Начиная 2013–2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работают над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.

Технологии внедряли сами преподаватели Сингапура, они же и дали несколько направлений этой образовательной парадигмы. Наша школа была пилотной, все учителя прошли обучение по направлению PBL (проблемно-ориентированное обучение) [2].

Я,  в том числе прошла это обучение, и дополнительные семинары по менеджементу – лидерские курсы Сингапура.

Многочисленные мониторинги, постоянное общение с зарубежными преподавателями позволили в какой-то мере проникнуться этой системой и выделить ее плюсы и минусы.

Давайте вспомним определение технологий. Технологии:

  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка) [5].

Нужно сказать, что в процессе обучения наши преподаватели, особенно педагоги старой советской школы постоянно отмечали сходство сингапурских определений и упражнений с теми технологиями, которые уже широко у нас известны: технологии липецкой школы, проектное обучение широко применяемое у нас уже в 20-30 годах, с развивающими системами Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, методами ТРИЗ.

 Я прочитала много статей, где педагоги делятся своими впечатлениями.

Вот один из отзывов: «Сингапурская система обучения нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции.

Обучающие структуры инновационной методики позволяют за счет разнообразных форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения» [1].

Что ж, звучит,  кажется,  позитивно и правильно. Начнем с плюсов. Как психолог, я с довольствием нашла множество упражнений, которые активно могу применять в работе.

Первое, чем отличается урок данной системы – рассадка. Дети садятся по 4 человека, в крайнем случае – по 5.

Работа в парах и мини-группах позволяет развивать навыки межличностного общения, умение рассуждать логически обосновывать свой выбор.

Вот несколько упражнений, которые я активно применяю на своих занятиях.

Coners – углы. Например, по теме – черты личности. В помещении развешано несколько понятий (гордость, воля, дружелюбие).

Детям задается вопрос: «Какое из этих качеств личности, по-вашему, важнее для человека и его нужно развивать?». Дети пишут свой выбор на листочках и по команде отправляются к выбранному понятию.

Затем обсуждают свой выбор в парах или группах и высказывают свое общее обоснованное мнение ведущему [3].

Take offtouch down – это всем известное упражнение «Встаньте те, кто…». Позволяет установить общие взаимосвязи между участниками, активизировать свое внимание [3].

Thinkwriteround robin подумай, запиши, обсуди.

Например задается вопрос «Как вы думаете, что имеется в виду, когда говорят «встречают по одежке, провожают по уму». Ребята сначала пишут свои рассуждения самостоятельно, затем зачитывают по очереди и обсуждают в группе.

Высказывается каждый участник мини-группы, поэтому все получают максимум информации, учатся слушать и воспринимать чужое мнение [3].

A/R Guide – в начале занятия раздаются утверждения, дети отвечают, а затем в конце занятия еще раз их пересматривают, с учетом уже полученной информации. Развиваем критическое мышление, самоконтроль и мониторинг [3].

Пример:

Черты характера (поставьте + если согласны)
До После
Характер и темперамент это одно и то же
Характер и поведение человека тесно связаны
Чтобы понять человека нужно найти причины его действий, поступков
Черт характера не очень много
Ответственный – значит вежливый и приветливый
Лицемер – человек,  который легко поддается страху, испугу
Воля – способность человека осуществлять свои желания и добиваться елей
Упрямство – положительная черта характера

Inside-outside circle – круг внутри-снаружи.  Образуется два круга – один снаружи, другой внутри. Круги движутся в противоположные стороны на определенное число. Встречаются, здороваются и отвечают на заданный вопрос. Например «Если бы вернуться в прошлое. Какую профессию ты бы выбрал?».

Frayer Model – модель Фрейера. Выбираем понятие и записываем его обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры и противоположные примеры. Например: «Культурный человек» и т.п. Успражнение помогает лучше запомнить понятие, создать ассоциативные связи для закрепления материала [3].

Four Box Synectics – это мое любимое упражнение. Необходимо поделить листочек на 4 части, оставив в центре пустое место.

Каждый член команды по очереди делает небольшие рисунки: что-то живое, неживое, двигающееся, любое. Затем ведущий озвучивает центральное понятие,  и участники пробуют интерпретировать рисунки, связав их с понятием.

Упражнение развивает креативность, абстрактное мышление [3].

Find the Fib – это тоже в принципе уже знакомое многим упражнение. Я пишу о себе 3 факта, 2 из которых правдивы, а один – правдивая ложь. Задача угадать, какой же факт обо мне неправда. Хорошо проводить это упражнение при сплочении команд [3].

Итак, дети учатся работать в команде, нести ответственность за свои высказывания, не боятся говорить и рассуждать, развитие коммуникативных навыков, происходит развитие логического мышления, креативности (в качестве конечного продукта на уроках часто бывает защита каких-либо проектов).

Перейдем к минусам. То, что недовольны многие педагоги – это понятно, всегда к новому тяжело привыкать, вылезать из своих раковин, учиться. Подсознательно неприятие вызывают вещи, навязанные нам сверху. Но большим минусом я все же считаю неверную стратегию внедрения сингапурской системы.

Обучили педагогов с 1 по 11 класс и внедрять ее тоже нужно было во всех классах. Если первоклассники еще достаточно гибкие, легко воспринимают все нововведения, то со старшеклассниками ситуация была гораздо хуже.

Они не привыкли высказываться, многие в группах просто отмалчивались, работают иногда один-два человека из четырех, тяжело им было воспринимать упражнения, где требовалось абстрактное или ассоциативное мышление. Их 9-11 лет учили по-другому,  и перестраиваться естественно было тяжело.

Если бы взяли именно 1-е классы, провели бы исследование, сравнили результаты классов использующих традиционные и сингапурские методики – это было бы намного полезнее.

Второй минус – в статичности сингапурской системы. Она запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык их нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности).

Система не меняется, не подстраивается под наш менталитет. Например, суть PBL в том, чтобы дети сами нашли ответ на заданный вопрос, и если они не успевают сделать это за урок, то сингапурские коллеги предлагают провести еще урок,  и еще.

У нас возникли сложности с пониманием  планирования и т.п.

Минусом я считаю обезличенное обращение к детям по номерам, а также жесткую рассадку, когда под номером один мы сажаем ученика с потенциалом, а на третьем и четвертом месте бывают ученики послабее.

Конечно, смысл в том, чтобы успешные и активные помогали слабым, но у нас получается так, что чаще всего за команду и работает только этот один активный ученик, остальные либо ленятся, либо стесняются.

Все согласятся с тем, что нужно сделать школьный период таким, где обе деятельности – учение+общение – объединились в единое целое и стали ведущими. Только на этой основе и можно внедрять технологические подходы в образовательный процесс.

Итак, а этой системе, как и во всех остальных,  есть минусы и плюсы. Думаю, нужно взять все полезное и нужное, настроить себя на позитивное восприятие происходящих изменений, потому что так или иначе,  но мы найдем свой путь.

Список использованный литературы и интернет-ресурсов:

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/psihologiya/sovremennye-pedagogicheskie—obrazovatelnye—tehnologii—plyusy-i-minusy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector