Общество потребления — основные плюсы и минусы

Энди Уорхол «Банки с супом Кэмпбелл» 

Общество потребления представляет собой специфический тип социальной организации, распространившийся по всему миру во второй половине ХХ века, в котором рост производства товаров провоцируется в первую очередь увеличением объёмов их потребления.

Характерной  его чертой является переход от функционального использования товаров, то есть использования их для решения определённых задач, к потреблению ради самого потребления, следования моде, демонстрации статуса, получения удовольствий и т.д.

Особое значение в таком обществе приобретают отрасли, которые занимаются не производством товаров, а стимуляцией их потребления, например реклама и система кредитования.

Самая очевидная проблема, связанная с таким обществом, — экологическая. Ресурсы нашей планеты не безграничны, как и её способность справляться с загрязнением.

Общество потребления намеренно провоцирует быструю смену моды на товары. Иначе их не будут потреблять и произойдёт кризис перепроизводства — предприятия встанут, потому что не смогут продать производимые ими товары, а работающие на них люди потеряют свою работу и не смогут товары приобретать.

Такому обществу необходимо стимулировать потребление. Наиболее распространёнными средствами для этого являются увеличение возможностей потребителей и провоцирование желания покупать эти товары.

Для увеличения возможностей чаще всего используется кредитование, ведь, поскольку основной целью производителей является всё же извлечение прибыли, повышать зарплаты работникам им не выгодно.

Кредитование позволяет сократить финансовый цикл, давая возможность потребителям больше не откладывать получение удовольствия от покупки и использования продукта, а получить его мгновенно, оставляя расплату за него на потом и заодно делая его должником системы потребления, вынужденным расплачиваться за уже полученное удовольствие.

Другой способ увеличить потребление товаров связан с быстрой сменой моды на них. Это позволяет существенно сократить цикл использования вещи, ведь она становится ненужной не тогда, когда приходит в негодность, а тогда, когда проходит мода на неё. В результате на свалку отправляются добротные, вполне еще пригодные вещи.

Общество потребления — основные плюсы и минусы

Кроме того, быстрая смена моды позволяет производителям делать менее качественные товары в расчёте на то, что, когда спрос на данный товар пройдёт, он будет уже не нужен, так что никто не ожидает от него долгой эксплуатации. Да и требований со стороны потребителей к товару, срок службы которого ожидает быть недолгим, существенно меньше.

В конечном итоге общество излишнего потребления товаров становится обществом их излишнего производства, а также обществом потребления ресурсов и избыточного производства мусора.

Характерная для общества потребления стимуляция производства делает товары более доступными для широких слоёв населения, заодно увеличивая его покупательную способность. Однако достигается это за счёт повышения производительности труда. И оно вовсе не обязательно связано с применением новых технологий производства или улучшением качества логистики.

Когда эти меры исчерпывают себя, владельцы предприятий стремятся повысить производительность за счёт увеличения эффективности работы сотрудников. Обычно это  достигается за счёт усиления их эксплуатации, большей рутинизации труда, увеличения количественных показателей, слежки и давления на сотрудников.

Всё это вызывает у рабочих стресс, который они опять же снимают с помощью потребления.

Другая проблема, связанная с эксплуатацией труда в обществе потребления, состоит в том, что труд, который мог бы использоваться на производство благ и идей, а также на улучшение качества жизни людей, перенаправляется на занятия, связанные со стимуляцией спроса на вещи.

Нам постоянно говорят о том, что, дескать, «заводы стоят», но при этом как-то забывается, что большинство заводов находятся в странах третьего мира. Люди же из первого мира заняты в основном двумя вещами: управлением производством и продажей товаров.

Возникает вопрос: зачем жителям стран первого мира вообще работать, если они практически ничего не производят, а если они ничего не производят, зачем им заниматься перепотреблением, стимулирующим производство?

Получается, такое общество функционирует, только чтобы воспроизводить само потребление. Наращивая же производство ради обеспечения потребностей его членов, оно оказывается вынужденным ещё больше стимулировать потребление, чтобы предотвращать кризисы, вызываемые перепроизводством.

Общество потребления — основные плюсы и минусы

Социальное неравенство

Наконец, структура общества потребления скрывает от нас реальную структуру общества. Американская исследовательница Джудит Уильямсон пишет об этом следующее:

Общество потребления — основные плюсы и минусыВ нашем обществе, где реальные различия между людьми конструируются их ролью работников в процессе производства, продукты их собственного труда используются в подставных категориях, применяемых в рекламе, чтобы скрыть реальную структуру общества посредством замены классовых различий на вариации в потреблении товаров. Таким образом, вместо того чтобы идентифицироваться через производство, люди вынуждены идентифицироваться через потребление… наc заставляют чувствовать, что мы можем подняться или опуститься по социальной лестнице посредством того, что мы можем купить, и это скрывает реальную классовую базу, лежащую в основании нашего социального положения. Фундаментальными различиями в обществе всё ещё являются классовые различия, однако использование товаров как средства создания классов и групп перекрывает (накладывается на) их. Оно перекрывает идеологию.Общество потребления — основные плюсы и минусыОбщество потребления — основные плюсы и минусы

То есть общество потребления скрывает реальные социальные противоречия. Как следствие, поскольку возможности их артикулировать нет, нет и возможности снизить их остроту. Когда же они обострятся до предела, уже не будет возможности предотвратить коллапс всей системы.

Источник: https://sciencepop.ru/problemy-obshhestva-potrebleniya/

Потреблять или потреблядь?

Потребление — вот религия современного человека. (Жан-Кристоф Гранже. Присягнувшие Тьме)

Давно хотел написать про такое явление, как потреблядство. Но это довольно сложно выразить свои мысли, чтобы и выскзаться, но и не оскорблять никого, аргументированно посмотрев на такую жизнь с двух сторон.

Есть много мыслей по этому поводу, плюсов и минусов данного явления, осталось их собрать вместе на одной странице и показать тебе, мой дорогой читатель.

Довольно очевидные вещи пишу, но почему бы их не почитать?

История появления общества потребления

О потреблении ещё говорили 2 века назад, когда ввели понятие «показное потребление» или по-другому«эффект Веблена». То есть, чем больше у тебя разной крупной собственности, тем ты выше по социальной пирамиде, богаче и успешнее.

Нищеброды в попытках стать такими же успешными, имитирует поведение богачей и расточительно покупают все, что может, да подороже.

Потом наглядно обсуждая это со всеми, хвалясь, гонясь за новинками и все ещё завидуя тем, кто прикупил побольше барахла.

Эрих Фромм ввел термин «общество потребления», презирая американскую идею защищать потребителей. Кстати, в те времена Кеннеди ввел даже день 15 марта, как день потребителя.

Потребительство модная тема многих антиутопий вроде «О дивный новый мир». И раскрывается в «Поколении П» Пелевина и «99 франков » Бегбедера.

Кто же это такой потреблядь?

Все мы потребители. Нам нужна еда, жилье и немного одежды. Для комфорта несколько бытовых предметов. Компьютер с интернетом для связи и работы. Телефон для звонков.

Но из рядового потребителя недалеко и до типичного потребляди, когда потребление есть цель, а все остальное косвенное.

Желание покупать ради удовольствия, прогулки по магазинам без определенной цели уже являются признаком, что с этим нужно что-то делать.

Так недалеко и до болезни Ониомании, когда по совету модных журналов покупаешь различные вещи, которые потом даже не используешь. Голову оленя, яйцорезки или когда у тебя целый шкаф вещей и возгласы, что нечего одеть.

У нас вся Россия завязла в потреблядстве наравне с Нигерией и Турцией. Недавно проводили опрос, считают ли мобильный телефон статусной вещью, определяющей насколько богат человек.

70 процентов россиян ответили, что да. Якобы, чем круче телефон, тем солиднее и богаче человек.

В Европе же понимают, что телефон особого влияния не статус не имеет и только 20 процентов считают его определяющим признаком богатства.

Больше всего общество потребления характеризует большое количество кредитов. Они берут кредиты и покупают-покупают-покупают. Все эти кредитные карточки помогают в принятии решения о покупке, ими же легче расплачиваться.

У меня самого есть дебетовая карточка, но я давно решил, что кредиты никогда брать не буду, ведь и без них можно выжить, зачем усложнять себе жизнь ради новой микроволновки, которая потом все равно устареет, когда расплатишься за кредит? Люди живут в  кредит, перестанут брать или выплачивать и они умрут.

Я не говорю, что потреблядство что-то плохое, хотя так и есть, но есть люди, которые относятся к этому так же, как некоторые к наркоманам.

Ведь потреблядь настоящий шопоголик-наркоман, постоянно работающий, чтобы тратить. Изматывает себя ради новинки.

К тому же их не любят, потому что они стремятся идти по моде, подражают богатым слоям населения, хвалятся и публично демонстрируют все купленное.

Если говорить о плюсах и минусах общества потребления, то именно для человека и его развития больше минусов, а для государства и экономике больше плюсов.

Человек, покупающий постоянно что-то плохо себя контролирует, постоянно вымотан и завислив, требователен и в желании приобрести больше.

К тому же, потреблядь это чаще всего индивид с низкими уровнем образования и культуры, но зато повышающий экономику страны.

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей.

Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы.

От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом) (Википедия)

Некоторые из нас пытаются выйти из этого бесконечного потока постоянных покупок. К примеру, явления Дауншифтинг — отказ от денег, карьеры и прочих общепринятых благ для размышлений, самореализации и творчества. Но для меня это не выход, это отказ от комфорта.

В потреблении есть и плюсы. Оно способствуют прогрессу, темпы возрастают с развитой конкуренцией. Так сказать, погоня за герцами и количеством памяти. Люди нуждаются в деньгах, поэтому они работают и усердно стараются ради того, чтобы больше заработать. К тому же, потребление понижает напряженность, стресс, национальные предрассудки.

Как по мне, надо просто найти золотую середину. Допустим, если у тебя iPhone 4s, то ты можешь быть потребителем, который ценит качество дизайна и производительности, а не только яблочко.

Но если после выхода iPhone 5 ты сразу бежишь за новинкой, стоишь несколько дней в очереди, держа в руках прошлогодний телефон от Apple, ты точно потреблядь, ну или журналист, да ещё и эплодрочер в придачу.

Нет, все может быть даже хорошо, если он обойдется в половину месячного дохода и если им не хвалятся всем подряд.

Общество потребления — основные плюсы и минусыСкоро iPhone 5s выйдет

Нация деградирует из-за потребительства, промывки мозгов рекламой и погони за новинками. Может вы слышали о ночных распродажах, когда толпы давят друг-друга у входа в магазин, чтобы прикупить что-нибудь со скидкой. Или те прохладные истории, когда покупатели могут в течение пары минут взять все, что успеют, если будут голыми.

Люди, в 95% случаев — не слишком далеко ушли от животных.
Современное общество потребления — потакает именно животной части человеческой натуры.
Потому сейчас и засилье инфантильности во всем западном мире.

Взрослого человека от ребенка отличает развитая этика.
Человека от животного в принципе отличает понимание причинно-следственных связей. На чем и строится этика во многом.
Современное общество — общество вечных лишенных этики детей.

Капризных, жадных, склочных и завистливых.

Только на этом и работает маркетинг и реклама.

(Мир аксолотлей. Этическая неотения. )

Я довольно легкомысленно отношусь к деньгам. Мне говорили, что когда сам будешь зарабатывать, то поймешь всю ценность денег. Я зарабатывал, но так и не понял, наверное, потому что заработок дается довольно легко, только и нужно, что на диване лежать и в блог печатать, стратегии составлять и паблики админить. Так что, я легко могу потратить деньги на всякое ерунду.

Когда мне платили за SEO-продвижение на PayPal, я не выводил, так как сумма была менее 100$, но и не копил. Потратил на кучу ненужного барахла на eBay. Но я оправдал себя желанием все испробовать, получить кучу посылок и написать статейку в блог. Из годного только пара маек и наушники Apple earpods. С того времени, я стараюсь контролировать себя в плане покупок.

Читайте также:  Профессия архитектор: плюсы и минусы выбора

Хотя до сих пор, я бывает гуляю по магазинам, просто смотрю какие классные вещички. Могу даже прикупить, чтобы не уходить с пустыми руками. А пойти домой и не зайти в магазин за печеньками и соком просто невероятно сложно, но это уже немного про другое.

Как бороться с потреблядством?

Если вам это порядком надоело, жить, чтобы потреблять, а не потреблять, чтобы жить, то берите себя в руки и начинайте действовать.

Закройте все свои кредиты, то есть расплатитесь, только не с помощью новых кредитов.

Ведите бюджет, распишите свои расходы на месяц, что вам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАДО и сколько вы можете потратить на себя. Ведите доходы и расходы, тогда вы такой посмотрите и скажите, ну ничего себя, 10к за 2 дня просрал? Я раньше ввел с помощью программы MoneyWiz, но потом слегка забил, потому что очень сложно записывать и я уже достаточно себя контролирую, наверное.

Составляйте список покупок. У меня есть список покупок в Word. (На официальный office денег не хватило) С его помощью мне легче ориентироваться в моих покупках, чтобы знать наиболее необходимое для приобретения.

Как видно, мне в принципе нравится новое, но довольно бюджетное. С другой стороны, мне нравится качественная вещь, практичная и с брендом.

Ведь иногда нет смысла покупать что-то дешевое на полгода, когда можно купить подороже на несколько лет больше.

Вот скриншот, список обрезанный,  у меня там есть колонка «Хочу», где всякие Гугл Гласс. И ведется он чуть больше месяца, ну хоть что-то. (Как непалевно я похвалился своими дешевыми покупками)

Общество потребления — основные плюсы и минусы

Я хотел бы выйти из круга потребителей, но для этого мне надо будет перестать жить. Придется поддаваться вещевизму.  Хотелось бы быть вне мейнстрима, но люблю новые технологии. Вечное стремление к самому лучшему и идеальному, но вроде бы получается находить идеальное сочетание ценакачество.

Забавно про бабло и растрату написал aleksei из жж.  Если кратко, надо больше пить, ведь когда он пьян, ему ничего не нужно, кроме новой бутылки. А как только бросит — сразу же потреблядствовать.

Посещать только бордели, в которых больше 300 рублей не потратишь. Никаких такси, кредитов, не платить налоги и все в таком духе. Почитайте на досуге тут.

Я конечно же такие правила не соблюдаю и люблю посещать всякие кафешки.

Но все не так просто, нет белого и черного, вы же знаете. Можно ли считать потреблядью того, кто покупает кучу музыки и приложений в iTunes? А завтра 11 числа распродажа в Steam, я буду скупать себе все игры.

Вот с одной стороны, такое потреблядство вестись на скидки, но с другой, поддерживать издательство и авторов и пользоваться лицензионной продукцией.

И кто теперь поймет, где потреблядство, а где потребительство, вот вы кто?

Источник: https://bursin.ru/potreblyad/

Общество потребления – это плохо или хорошо?

ONLINE-Новости

Еще новости

Фоторепортаж

Афиша

Поможем детям

  • Общество потребления — основные плюсы и минусы Помочь «хрустальной» девочке

На вопросы читателей «БИЗНЕС Online» ответит экс-советник президента Чехии Томаш Седлачек

Почему все так пекутся об экономическом росте? Может, это просто фетиш, созданный людьми? Работает ли капитализм так, как нам этого хочется? Ответы узнаем 26 ноября у гостя редакции «БИЗНЕС Online» — автора международного бестселлера «Экономика добра и зла» Томаша Седлачека.

Томаш Седлачек — член национального экономического совета правительства Чешской Республики, был советником президента Чехии Вацлава Гавела, в настоящее время преподает в пражском Карловом университете философию, экономику и историю экономических теорий. Получил всемирное признание за свой труд «Экономика добра и зла». В 2006 году Йельским экономическим журналом он был назван одним из пяти лучших современных экономистов Young guns/5 hot minds in economic.

«Экономика добра и зла» была впервые опубликована в 2009 году и мгновенно стала бестселлером в Чехии, занимала лидирующую позицию среди книг, изданных Oxford University Press в 2011 году. Книга вызвала волну бурных дискуссий во время ее презентации в США и Европе.

После выступления Седлачека на всемирном экономическом форуме в Давосе «Экономика добра и зла» стала бестселлером в Швейцарии. За эту книгу Седлачек получил множество международных наград, в том числе Wald Press Award и награду за лучшую книгу по экономике в Германии на Франкфуртской книжной ярмарке (2012).

По мотивам книги была поставлена пьеса на Новой сцене Национального театра в Праге в 2011 году. За 6 лет книга была переведена на 11 языков.

«Экономика добра и зла» — результат размышлений о том, как менялись представления человека о мире с экономической точки зрения.

Автор обращается к основным древнейшим историческим источникам и трудам великих мыслителей: от шумерского эпоса и Ветхого завета до древнегреческой и христианской литературы; от Рене Декарта и Адама Смита до современной эпохи постмодернизма, чтобы показать, какие экономические взгляды имели евреи, христиане, люди античности, средневековые мыслители и наши современники.

В своем исследовании Седлачек применил междисциплинарный подход, убеждая читателя в том, что понятия и концепции, которыми оперирует экономика, лежат за пределами ее дисциплины.

Таким образом, Седлачек рассматривает вопросы метаэкономики, которые непосредственно связаны с такими дисциплинами, как история, философия, антропология, социология, культурология и др. Проделанная автором «деконструкция истории экономики» дала понять, что экономика, по сути, занимается вопросами добра и зла.

На страницах своей книги Седлачек не только рассматривает эту взаимосвязь, но и ведет поиск ответов на такие вопросы, как что такое экономика, в чем ее смысл и выгодно ли добро (экономически).

Экономика находится в кризисе или она уже убита? Работает ли капитализм так, как нам этого хочется? Как вернуться на тропу роста? Почему нам нужен рост? Или это просто фетиш, созданный нами на пути в «рай»?

Задавайте свои вопросы Томашу Седлачеку здесь и сейчас! Автор лучшего вопроса будет удостоен приза.

Томаш Седлачек родился 23 января 1977 года в Чехословакии. Окончил факультет социальных наук пражского Карлова университета по специальности «теоретическая экономика»; получил титул доктора философии и персональную грамоту декана. За дипломную работу об этике и экономике был удостоен Премии Йозефа Главки.

  • 2001 — 2003 — экономический советник президента Чехии Вацлава Гавела.
  • 2003 — 2006 — советник министра финансов Богуслава Соботко.
  • 2009 — вошел в национальный экономический совет правительства (NERV) — рекомендательного органа премьер-министра, состоящего из 10 избранных экономистов, которые разрабатывают для правительства антикризисные меры.
  • В настоящее время — ведущий макроэкономист Чехословацкого торгового банка (CSOB) и член национального экономического совета правительства Чешской Республики.
  • Преподает в пражском Карловом университете философию, экономику и историю экономических теорий.

Печать Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Отправить нам новость

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/329662

Общество потребления

03.09.2015 10 827 21 Время на чтение: 16 мин. Рейтинг: Общество потребления — основные плюсы и минусы

Мы — общество потребления. И это довольно печально… Сегодня я хочу предложить вашему вниманию немного своих мыслей по этому поводу, а также рассмотреть основные характерные черты общества потребления, в которых вы без проблем узнаете окружающую реальность. Я бы очень хотел, чтобы вы задумались об этом и, возможно, изменили свое отношение к некоторым вещам, которые уже давно превратились в привычки, вредные привычки.

Что такое общество потребления?

В классическом понимании общество потребления — это общество, в котором ведущую роль занимает потребление людьми материальных благ и услуг.

Другими словами, люди в обществе потребления живут ради того, чтобы потреблять, потреблять как можно больше, ведь это выступает очень значимой ценностью. Одни люди складывают мнение о других, исходя из того, сколько те потребляют.

Кто потребляет больше — занимает более высокое положение в обществе, кто меньше — более низкое.

У классического общества потребления есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести следующие моменты:

  • Стимул и мотивация для развития как производителей, так и потребителей;
  • Все развивается очень быстрыми темпами;
  • Люди хотят работать и зарабатывать;
  • Люди быстро тратят заработанное — деньги всегда в движении, в обороте;
  • Относительная социальная стабильность в обществе;
  • Низкая социальная напряженность — все думают о том, как заработать и потратить деньги.

Теперь рассмотрим основные недостатки общества потребления:

  • Люди в обществе потребления становятся очень зависимыми и несамостоятельными;
  • В погоне за потреблением люди забывают о более важных человеческих ценностях;
  • Из-за высоких темпов производства быстро истощаются природные ресурсы, очень часто они не восстанавливаются;
  • Все процессы происходят очень быстро, в том числе и разрушительные;
  • У людей не развито чувство ответственности, ответственность отдельного человека перед обществом очень мала;
  • Люди в большинстве своем малограмотны и слаборазвиты, они не умеют мыслить, ими легко управлять и манипулировать сознанием;
  • Люди неспособны принимать решения, они привыкли, что за них все решают другие.

Наиболее известное описание общества потребления содержится в книге «Общество потребления» Жана Бодрийяра — французского социолога, культуролога и философа, изданной в 1970 году. В русском переводе книга выпущена только в 2006 году.

Характерные черты общества потребления

Теперь давайте обозначим основные черты, которые могут характеризовать общество потребления:

  • Рост потребностей людей и расходов на личные нужды;
  • Снижение роли мелких магазинов в пользу крупных торговых центров и супермаркетов;
  • Широкое развитие кредитования на потребительские нужды: потребительские кредиты, кредитные карты и т.д.;
  • Широкое развитие всевозможных дисконтных карт, систем скидок и прочих продуктов, стимулирующих потребление;
  • Товары «морально устаревают» быстрее, чем физически изнашиваются или выходят из строя;
  • Реклама активно навязывает «культуру потребления»: рекламируются не сами товары и услуги, а вкусы, ценности, желания, нормы поведения, интересы, предполагающие приобретение этих товаров и услуг;
  • Активно продвигается такое понятие как «бренд», как нечто, за что обязательно «нужно платить»;
  • На коммерческую основу ставятся все важные сферы человеческого развития: обучение (обучающие центры, платные курсы, тренинги), спорт, здоровье (фитнес-центры, тренажерные залы, спортивные клубы), даже красота и внешний вид (платный уход за телом, омолаживающие процедуры, пластические операции) — все это активно рекламируется и стимулируется.

Замечаете в этом окружающую действительность? Это и говорит о том, что у нас активно развивается общество потребления.

Общество потребления и наша реальность

Но то общество потребления, которое все вы можете наблюдать вокруг себя, и к которому, с высокой долей вероятности, можно причислить непосредственно вас, ушло довольно далеко от своего классического примера, причем, в худшую сторону. Оно практически не использует классические преимущества общества потребления, зато все недостатки вобрало в себя в многократном количестве.

В большинстве своем наши люди совершенно не хотят и не умеют брать на себя ответственность за свою жизнь и привыкли возлагать ее на кого-то еще: как правило — на государство, а то и лично на президента.

Посмотрите, на каких понятиях чаще всего заостряют внимание политики, идущие на выборы, для поднятия своих рейтингов: зарплаты, пенсии, рабочие места — пожалуй, это ТОП-3.

А почему именно эти понятия? Потому что их больше всего хотят слышать люди — общество потребления. Потому что люди хотят, чтобы какой-то «добрый дядя», пришедший во власть, дал им это все: зарплаты, пенсии и рабочие места.

Чем больше — тем лучше. Потому что все это даст возможность больше потреблять.

А также потому, что сами люди не могут и не хотят позаботиться о собственном рабочем месте, своем заработке и обеспечении старости. Мало кто думает о том, чтобы стать фрилансером, открыть свой бизнес или создать себе альтернативную пенсию.

Люди предпочитают быть зависимыми от кого-то, кто сделает это за них: от государства, от работодателя. Даже несмотря на то, что это гораздо менее выгодно в финансовом плане.

Потому что так проще: не нужно сильно думать, не нужно рисковать, не нужно принимать решения, не нужно брать на себя ответственность. Типичное общество потребления.

Читайте также:  Профессия диетолог — плюсы и минусы

А пока всего этого нет (желаемых рабочих мест, высоких зарплат и пенсий), можно поругать правительство, устроить акцию протеста или просто пожаловаться на жизнь.

Очень интересно обстоят дела в современной России: когда возникают какие-то локальные проблемы, допустим, в отдельном населенном пункте или на отдельном предприятии, что часто делают люди? Они пишут коллективное письмо президенту: только он решит все их проблемы! Один единственный человек, на которого с надеждой смотрит вся страна! Общество потребления…

Но самое удручающее то, что ценности общества потребления никак не сочетаются с реальными возможностями наших людей и нашей экономики. И, что очень важно, с уровнем финансовой грамотности населения.

В развитых странах тоже существует и развивается общество потребления, но там оно не оказывает настолько негативного эффекта на каждого отдельно взятого человека, как у нас.

Посудите сами: в России и Украине с 2000 по 2012 годы практически каждый год наблюдался рост потребления, его темпы достигали 10-15% в год, при этом рост потребления часто существенно превышал рост производства и рост реальных доходов граждан. Причем, даже в кризисные 2008-2009 годы тоже наблюдался рост потребления, просто его темпы снижались. Остановился он и пошел на спад только в 2014-2015 году, когда финансовый кризис достиг уже очень серьезных масштабов.

О чем говорит превышение темпов потребления над темпами роста ВВП? О том, что общество потребления оказывает настолько сильное влияние, что люди покупали даже больше, чем страна производила, то есть, покупали импортную продукцию, стимулируя развитие экономики чужих стран.

И такая ситуация оказывает очень негативное влияние на собственную экономику страны. Она стимулирует необоснованный рост цен, и в результате приводит к тому, что местные произведенные товары не выдерживают конкуренции с импортными.

А о чем говорит превышение темпов потребления над темпами роста доходов? О том, что значительная часть товаров и услуг потреблялась в кредит. Люди в обществе потребления согласны жить в долг, лишь бы соответствовать принципам этого общества.

В наших условиях за такую возможность люди на протяжении долгих лет отдавали банкам и другим кредитным организациям десятки и даже сотни (!) процентов годовых, что абсолютно не сочеталось с ростом их доходов и возможностью безболезненно погашать полученные кредиты.

Как результат — огромное количество людей ныне пребывают в финансовой яме: имеют задолженность, во много раз превышающую их возможности для погашения, у многих — это 5-10 кредитов и займов в разных организациях. То есть, люди занимали до последнего, пока им еще давали.

Виной этому стереотипы, навязанные обществом потребления, ну и, конечно же, низкий уровень финансовой грамотности и грамотности в целом (вспоминаем, что люди, живущие в обществе потребления, не привыкли думать).

Общество потребления в совокупности с нашими условиями кредитования является одной из ключевых причин попадания в финансовую яму огромного количества людей.

Наши люди абсолютно не умеют жить по средствам, они хотят не просто много потреблять, а даже потреблять то, на что еще не заработали! Ведь этого требуют стандарты общества потребления.

Возьмем заезженный пример: ну вот зачем нашему человеку покупать айфон последней модели, который стоит, допустим, 3 его зарплаты? Покупать в кредит, переплачивая еще примерно половину стоимости. А через год снова покупать в кредит уже новую модель, потому что тот уже устарел (вспоминаем признак быстрого «морального устаревания» в потребительском обществе).

Зачем покупать брендовую вещь, если вещь неизвестной торговой марки ничем не уступает по качеству, но, допустим, в 2 раза дешевле? (вспоминаем про важность понятия бренда).

Зачем, чтобы заниматься спортом, ходить в дорогой спортивный клуб вместо бесплатной зарядки на местном стадионе, которая может ничуть не уступать по качеству, и быть даже более полезной?

Зачем брать кредит на авто, когда еще даже нет собственного жилья? Причем, на авто не для бизнеса, а сугубо для потребления: для «удобства передвижения».

В общем, есть еще много таких «зачем?», ответ на которые один: все это навязывает нам общество потребления. И те, кто не способен противостоять такому обществу и жить по собственным правилам, вынуждены исполнять навязанные стереотипы, даже если это наносит огромный вред личному финансовому состоянию.

Вспомните, как чаще всего люди оправдывают свое чрезмерное потребление:

  • Живем один раз!
  • Я могу себе это позволить!
  • Что я, хуже других?

Но это отнюдь не собственные мысли человека — это стереотипы, навязанные ему обществом потребления. Так будет утверждать человек-потребитель, легко поддающийся влиянию.

И он будет уверен в том, что в финансовую яму в результате попал не по своей вине, а, например, по вине работодателя (тот его уволил и перестал платить зарплату) или по вине государства (оно не создало ему новое рабочее место) или по вине банка (он, кровопийца, отбирает последнее). То есть, все вокруг виноваты, только не он сам — типичная ситуация для общества потребления.

Для чего я посвятил этой теме отдельную статью и сделал ее такой вот эмоциональной?

Я хочу, чтобы каждый осознал, что он сам может сделать свой выбор.

Или жить по законам общества потребления, которые ему навязали, и иметь довольно нерадужные перспективы, или жить по собственным правилам, которые могут идти вразрез с общественным мнением, но конкретно для него будут более эффективными и полезными.

Лично я для себя уже давно выбрал второй вариант, чего и всем желаю. Но, конечно же, выбор только за вами, и вам нести за него ответственность. Да-да, так бывает, когда человек сам может выбирать и нести ответственность за свой выбор.

Источник: https://fingeniy.com/obshhestvo-potrebleniya/

Общество потребления: «за» и «против»

alex_ermak

Термин «Общество потребления» (англ. consumer society) ввел немецкий социолог Эрих Фромм. Так он обозначил совокупность общественных отношений, которые организованы на основе принципа индивидуального потребления.

Общество потребления возникает в результате капиталистического бурного экономического и технического развитие, а также определенных социальных изменений.

К ним можно отнести рост доходов, который существенно изменяет структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня; рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления; шопинг, который становится популярной формой досуга и самоцелью (товары приобретаются не только для практического использования, но и в целях некоего морального удовлетворения, т.е. для «покупки ради покупки»)..

Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ, а также формированием соответствующей системы ценностей и установок. Количество людей, разделяющих ценности общества потребления, постоянно растет. Растет количество «шопоголиков», тратящих все свое время и деньги на покупки.

В торговле и сфере обслуживания снижается количество небольших магазинов, все больший оборот приходится на крупные торговые центры и супермаркеты. Благодаря развитию коммуникаций (мобильные телефоны, интернет) расширяется сфера общения и возможности для «шопинга» он-лайн.

Потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, но и является демонстрацией его индивидуального образа жизни и социального статуса. Покупатель все чаще платит за «брендирование» товаров, покупая товары и услуги определенных компаний-брендов.

Потребитель прекращает пользоваться вещами потому что они устаревают не физически, а «морально», выйдя из моды или потому что появилась более новая или модная модель. Товаром становятся образование, физкультура, спорт, оздоровление и омолаживание.

Стимулируют потребление развитая система кредитования в виде как прямых банковских кредитов, так и через банковские карточки, дорожные чеки, дисконтные карты и т. д. В результате кредитования происходит превышения темпов роста потребительских расходов населения над темпами роста его доходов.

  • «За» общество потребления:
  • Общество потребителей– потребление способствует возникновению ответственного правительства, служащего на благо общества;
  • – производители получают стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, способствуя тем самым прогрессу в целом;
  • – потребление является стимулом для зарабатывания денег, что в свою очередь стимулирует учебу, повышение квалификации, качественную работу;
  • – потребление способствует снижению социальной напряженности, национальных и религиозных конфликтов, экстремизма, повышению терпимости;
  • – потребление стимулирует развитие государства.
  1. «Против» общества потребления:
  2. – общество потребления делает человека зависимым, лишает его самостоятельности;
  3. – основной целью человека становится потребление, а учеба и работа – лишь промежуточный этап;
  4. – основой общества потребления являются плоховосполнимые природные ресурсы;
  5. – общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, паразитируя на сырье и рабочей силе неразвитых стран;
  6. – общество потребления поощряет ускорение не только положительных , но и разрушительных процессов;
  7. – в обществе потребления снижается ответственность отдельного человека за деятельность производителей товаров и услуг;
  8. – общество потребления развивает лишь «верхнюю» часть общества;

– в обществе потребления происходит «массовизация» культуры и манипулирование сознанием, что ведет к деградации самого общества. Обществу потребления не нужен индивидуалист, образованный человек, который становится придирчивым и редким покупателем – плохим потребителем.

Источник «Потрепедия»: http://www.potrepedia.ru/prava/obshtestvo.htm

Источник: https://alex-ermak.livejournal.com/596139.html

Общество потребления — как больное общество

  • ОБЩЕСТВО  ПОТРЕБЛЕНИЯ  —  КАК  БОЛЬНОЕ  ОБЩЕСТВО
  • Сыровежкин  Алексей  Александрович
  • студент  3  курса,  кафедра  СФУ,  г.  Красноярск
  • E-mail: 
  • Дёмина  Нина  Александровна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук  СФУ,  г.  Красноярск

Зачастую  бывает  так,  что,  даже  прекрасно  понимая,  что  человек  чем-то  болен,  ты  не  понимаешь,  чем  же  именно  он  болен.  Но  если  ты  называешь  его  больным,  то  ты  должен  установить  причину  этой  болезни  и  объяснить  в  чём  состоит  её  сущность.

  Для  обозначения  современного  общества,  ценности  которого  сложились  по  ходу  двадцатого  века,  очень  часто  используется  метафора  Эриха  Фромма,  «общество  потребления»,  и  я  смело  называю  это  общество  —  больным.

  И  целью  данной  работы  является  попытка  разъяснить  в  чём  сущность  этой  болезни  и  в  чём  её  причина.

  А  её  актуальность  состоит  хотя  бы  в  попытке  ответить  на  такие  частые  вопросы  о  том,  когда  же  возникло  то  самое  общество  потребления  и  что  же  плохого  в  нём?  Что  же  плохого  в  этой  болезни,  которую  можно  охарактеризовать  как  —  стремление  к  бесконечному  потреблению?

В  какой-то  степени,  можно  сказать,  что  та  или  иная  степень  культа  потребления  возникала  и  возникает  в  любом  обществе,  развитие  которого  позволяет  появиться  избытку  ресурсов.

  И  во  все  времена  избыток  и  ощущение  превосходства  над  всеми  остальными  неминуемо  приводил  к  застою  и  деградации  общественных  отношений,  из-за  которой,  в  конце  концов,  избыток  исчезал,  появлялся  недостаток  ресурсов,  враги  становились  сильнее  и  общество  гибло.

  Но  важно  понимать,  что  ещё  никогда  в  истории  человечества  гибель  не  угрожала  столь  большому  количеству  людей,  ведь  современное  глобальное  общество,  по  сути,  говоря,  объединило  весь  мир,  и  ещё  никогда  культ  потребления  не  был  настолько  силён,  как  сейчас.

  Подлинное  общество  потребления,  в  котором  культ  потребления  действует  для  подавляющего  большинства  людей  и  ценность  обладания  материальными  благами  становится  центральной,  возникает  лишь  в  двадцатом  веке,  благодаря  объективным  причинам,  таким  как  возникновение  избытка  технологий,  ресурсов  и  товаров,  а  также  субъективным,  таким  как  запланированное  устаревание,  реклама  и  кредит.

Производство  материальных  благ  существовало  и  в  традиционном  обществе,  однако,  человек  в  нем  не  становился  систематическим  потребителем.  Для  этого  были  принципиальные  препятствия,  которые  были  обусловлены  системой  ценностных  установок.

  Эта  система  ценностей  черпала  свои  истоки  в  религиозных  доктринах  всех  крупных  цивилизаций.  Потребительские  идеалы  были  лишены  своей  самой  действенной  побуждающей  силы  —  эгоистической  ориентации  потребителя.

  Кроме  этого,  большинство  населения  не  имело  в  распоряжении  достаточно  свободных  денежных  средств,  чтобы  регулярно  и  систематически  повышать  свои  потребительские  запросы.  Да,  и  количество  товаров  и  услуг  было  не  сопоставимо  с  тем  выбором,  что  существует  сейчас.

  Таким  образом,  общество  потребления  не  могло  возникнуть  в  традиционном  обществе.

И  лишь  в  XVI—XVII  веках  в  ряде  стран  Западной  Европы  происходят  фундаментальные  изменения,  в  совокупности  обозначенные  как  первая  модернизация.  Суть  трансформации,  состоит  в  том,  что  богатство  и  состоятельность  теперь  являются  не  препятствиями  в  системе  координат  традиционных  ценностей,  а,  напротив,  маркером  «богоугодности».

  Количественный  рост  и  концентрация  населения  приводит  к  качественной  трансформации  социальной  структуры,  для  которой  все  более  характерно  господство  масс.  Массовые  вкусы  и  массовая  мораль  начинают  видоизменять  и  усреднять  индивида.  Массовый  человек  эгоистичен  и  безответственен.

Читайте также:  Вертикальные пылесосы: что это, плюсы и минусы

  В  20—30  годы  XX  века  происходит  непосредственная  подготовка  становления  общества  потребления.  Но  самые  обширные  ценностные  трансформации  происходят  в  западном  послевоенном  мире  в  50—60  годы  XX  века.  Здесь  тенденции  «омассовления»  приводят  к  утрате  долгосрочных  стратегий  в  пользу  кратковременной  выгоды.

  Постоянная  ориентация  на  эгоистическое  удовлетворение  собственных  желаний,  связанных  с  обладанием  материальными  благами,  приводит  к  утрате  ценностных  ориентиров.  Происходит  масштабный  процесс  символизации  потребления  на  Западе,  а  также  создание  идеологии  потребления,  призванной  внедрить  потребительские  ценности  в  тонкую  ценностную  ткань  общества.

  За  вторую  половину  двадцатого  века  личные  расходы  на  товары  и  услуги,  а  проще  говоря,  на  само  потребление,  во  всём  мире  возросли  более  чем  в  четыре  раза,  достигнув  отметки  в  20  миллиардов  долларов  уже  к  2000  году.  И  всем  должно  быть  очевидно,  что  столь  резкий  скачок  не  мог  произойти  сам  по  себе  —  эти  идеалы  были  навязаны  обществу.

  С  одной  единственной  целью  —  экономической  выгоды.  И  эти  идеалы  за  очень  короткий  период  времени  очень  сильно  преобразили  мир.

Не  случайно  один  из  крупнейших  исследователей  данной  проблемы  второй  половины  XX  века  Жан  Бодрийяр  считал,  что  общество  потребления  —  это  общество  самообмана,  где  невозможны  ни  подлинные  чувства,  ни  культура,  и  где  даже  изобилие  является  следствием  тщательно  маскируемого  и  защищаемого  дефицита.  Бодрийяр  считает,  что  в  манипулировании  потреблением  содержится  объяснение  парадоксов  современной  цивилизации,  для  которой  равно  необходимы  бедность  и  войны,  преследующие  одну  и  ту  же  цель  —  создание  уходящих  в  бесконечность  целей  для  наращивания  производства.  В  то  время  как  сам  феномен  потребления  с  философской  точки  зрения  приобретает  исключительно  знаковый  характер  —  человек  начинает  стремиться  к  вещам,  которые  на  самом  деле  ему  абсолютно  не  нужны,  единственная  их  функция  —  знаковая.  И  какие  же  ценности  теперь  существует  для  людей  в  современном  обществе?  Исключительно  материальные,  проще  говоря,  вся  человеческая  жизнь,  всё  человеческое  мировоззрение  и  все  ценности  скатились  лишь  до  уровня  постоянно  растущего  потребления.  Большинство  людей  уже  не  волнует  практически  ничего,  кроме  самих  вещей  и  статуса,  который  дают  эти  самые  вещи.

Но,  несмотря  на  всё  вышесказанное  зачастую  доводится  слышать  о  том,  что  пусть  и  при  наличие  некоторых  неизбежных  минусов,  данная  модель  общественных  отношений  всё  равно  является  самой  лучшей  из  того,  что  когда-то  было  создано,  что  якобы  ничего  страшного  не  происходит,  что  она  дарит  человеку  подлинную  «свободу»  выбора,  что  плюсов  в  ней  гораздо  больше,  чем  минусов,  и  что  именно  эта  система  стала  главной  причиной  того  невероятного  прогресса  технологий,  произошедшего  в  последние  десятилетия.  Ну,  что  ж,  разберём  по  порядку  эти  мнимые  плюсы.

Общество  потребления  возникло  в  США,  и  оно  неразрывно  связано  с  понятием  «демократии»,  в  условиях  которой  оно  и  могло  появиться.

  И  все,  кто  верит  в  подлинную  демократию,  которая  якобы  может  подарить  общественную  стабильность,  свободу  выбора,  справедливость,  благодаря  которой  к  власти  приходят  люди,  избранные  народом,  в  каждом  своём  решении  прислушивающиеся  к  воле  того  самого  народа,  начинают  свято  верить  и  в  навязанные  идеалы  потребления.  Но  в  действительности  политика  и  законы  отражают  интересы  лишь  тех  же  корпораций  и  банков,  а  единственная  свобода  выбора,  которая  есть  у  человека  —  это,  что  именно  ему  потреблять,  но  независимо  от  своего  выбора  он  в  любом  случае  будет  жить  и  работать  на  благо  производителей.  Конечным  результатом  развития  идеологии  и  психологии  потребительства  становится  то,  что  цель  жизни  каждого  человека  начинает  пониматься  не  как  стремление  к  счастью,  любви,  внутренней  душевной  гармонии,  а  смысл  существования  человечества  —  не  как  социальный  и  духовный  прогресс.  Человек  превращается  лишь  в  «потребительскую  машину».  О  какой  свободе  можно  говорить,  если  многие  люди  на  Земле  работают  столько  же,  сколько  работал  человек  в  эпоху  феодализма,  причём  большинство  это  делает  без  какой-то  серьёзной  необходимости,  а  только  для  того,  чтобы  заработать  как  можно  больше  денег  и,  следовательно,  как  можно  больше  потребить  на  эти  деньги?  И  о  какой  стабильности  можно  говорить,  когда  в  любой  момент  может  начаться  очередной  экономический  кризис,  когда  во  всех  странах  мира  продолжает  расти  инфляция  и  национальный  долг,  и  когда  в  любой  момент  может  начаться  очередная  война  за  ресурсы?  И  общество  потребления  не  делает  из  людей  более  честных,  добросовестных  и  квалифицированных  работников,  и  не  делает  товары  более  качественными,  оно  лишь  учит  их  жить  ради  выгоды,  и  в  том  числе  обманывать,  ради  выгоды.

Что  касается  технического  прогресса,  то  важно  понимать,  что  причиной  его  можно  назвать  всё,  что  угодно,  но  только  не  экономическую  систему,  которая  на  самом  деле  лишь  использует  тот  самый  прогресс,  происходящий  независимо  от  неё,  ради  собственной  выгоды.

  А  если  у  кого-то  ещё  есть  иллюзии  на  эту  тему,  то  ему  будет  полезно  узнать  о  том,  что  такое  запланированное  устаревание,  и  о  том,  что  именно  благодаря  нему,  в  первую  очередь,  и  появилось  общество  потребления.

  Данная  идея  очень  проста  и  её  можно  выразить  таким  образом  —  больше  всего  на  свете  производителю  невыгодно  выпускать  качественный  и  долговечный  товар,  который  не  придётся  менять  через  какое-то  время.

  И  с  этой  целью  производители  намеренно  делают  так,  чтобы  техника  через  какое-то  время  выходила  из  строя  или  начинала  работать  хуже,  и  чтобы  одежда  была  менее  прочной  и  быстрее  изнашивалась.  И  более  того,  технологии,  позволяющие  улучшить  работу  или  начать  производство  гораздо  более  современных  и  качественных  технических  устройств,  намеренно  игнорируются.

Всем  прекрасно  известно,  что  уже  давно  изобретены  автомобили,  работающие  на  альтернативных  источниках  энергии,  но  вот  только  их  массовое  производство  не  начинается,  потому  что  это  невыгодно  нефтяным  компаниям,  которые  в  данный  момент  владеют  рынком.

  Но  мало  кто  знает,  например,  о  том,  что  ещё  в  конце  девятнадцатого  века  были  созданы  электрические  лампочки,  способные  работать  десятки  лет,  что  по  ходу  двадцатого  века  была  изобретена  лампочка,  способная  работать  100000  часов.

  Но  вот  только  средний  срок  работы  тех  лампочек,  что  продаются  в  магазине,  составляет  лишь  1000  часов.  И  всё  это  делается  специально,  прогресс  не  нужен  производителям,  если  он  не  приносит  им  личной  выгоды,  и  ради  этого  они  специально  делают  свои  товары  менее  долговечными.

  И  неужели  кто-то  назовёт  это  нормальным  и  скажет,  что  так  и  должно  быть?!  Ещё  в  50-е  годы  в  США  дизайнеры  в  открытую  обсуждали  то,  как  сделать  товары  менее  долговечными,  а  политики  также  в  открытую  говорили,  что  главной  целью  национальной  экономики  является  рост  потребления  товаров.

  Не  образование,  не  стабильность  общества,  не  счастье  людей,  не  справедливость,  не  здравоохранение,  а  исключительно  рост  потребления  товаров.

Ну,  а  слова  о  том,  что  потребление  сырья  и  товаров  из  стран  «третьего  мира»  способствует  их  развитию,  и  вовсе  звучат  абсолютно  нелепо  и  оторвано  от  всякой  действительности.  Попросту  говоря,  человек,  говорящий  такое,  либо  врёт,  либо  ничего  не  знает  о  том,  что  пропасть  между  бедными  и  богатыми  странами  продолжает  расти.

  О  том,  что  население  США,  которое  составляет  лишь  5%  от  мирового,  потребляет  30  %  мировых  ресурсов.  Что  вредные  производства  специально  создаются  в  бедных  странах.  Что  миллионы  тонн  мусора  вывозится  в  Африку.

  Что  большая  часть  колтановой  руды,  которая  используется  для  создания  современной  электроники,  на  которой  владельцы  корпораций  делают  миллиардную  прибыль,  добывается  в  одной  из  самых  бедных  стран  мира  —  Конго.

  В  которой  люди  работают  буквально  за  еду,  и  в  которой  вот  уже  который  год  подряд  ведётся  колтановая  война,  в  которой  погибли  миллионы  людей,  только  для  того,  чтобы  мы  могли  каждый  год  покупать  новый  мобильный  телефон,  а  потом  выбрасывать  его,  потому  что  он  устарел.

По  всей  видимости,  они  ничего  не  знают  о  том,  что  США  фактически  обворовывает  большинство  стран  мира,  загоняя  их  в  долги  и  выкачивая  ресурсы,  а  на  тех,  кто  отказывается  добровольно  отдавать  свои  ресурсы  они  идут  войной.

  И  ради  чего  всё  это?  Ради  роста  потребления  товаров?!  На  эту  тему  есть  замечательные  слова  —  в  бесконечный  рост  может  верить,  либо  дурак,  либо  экономист.  И  быть  может  это  прозвучит  слишком  радикально  и  не  совсем  по-научному,  но  я  смею  утверждать,  что  у  общества  потребления  нет  ни  каких  плюсов.

  Единственная  причина  существования  этой  система  –  личная  выгода  для  правящей  элиты  и  руководителей  международных  корпораций  и  банков.

  Для  всех  остальных,  то  есть,  для  99  %  процентов  людей  на  Земле  эта  система  не  делает  ничего  хорошего,  скорее  наоборот,  именно  она  главная  причина  практически  всех  бед  современности.

  Благодаря  силе  человеческого  разума  и  технологиям,  которые  появились  благодаря  нему,  экономическая  система  уже  давно  могла  бы  прокормить  всё  население  Земли,  обеспечить  жизненно  необходимыми  ресурсами  все  страны  и  народы,  избавить  мир  от  многих  болезней,  культа  вредных  привычек  и  потребления,  но  она  этого  не  делает,  потому  что  это  не  выгодно  и  это  не  принесёт  роста  потребления  товаров.

Но  всё  же  самый  главный  минус  состоит  в  том,  что  сам  технический  прогресс  создал  опасность  для  окружающей  среды  и  угрозу  ядерной  войны,  каждая  из  которых  в  отдельности  или  обе  вместе  способны  уничтожить  всю  цивилизацию  и  вообще  жизнь  на  Земле.

  Основой  общества  потребления  являются  природные  ресурсы,  многие  из  которых  относятся  к  невосполнимым.  В  итоге  ради  того  самого  бесконечного  потребления  мы  выкачиваем  ресурсы,  уничтожаем  природу,  создаём  миллионы  тонн  мусора  и  ещё  больше  загрязняем  окружающую  среду  и  меняем  климат.

  И  всем  должно  быть  очевидно,  что  за  всё  это  опять  же  придётся  платить  не  элите,  а  тем  самым  99  %.  Учитывая  всё  это,  не  может  быть  ни  каких  рациональных  причин  для  того,  чтобы  продолжать  этот  бесконечный  рост  потребления.

  И  это  во  всех  смыслах  печально  —  люди  во  все  времена  понимали,  что  достаток  развращает,  но  ещё  никогда  люди  не  знали  достатка  в  таких  масштабах.

  Но  помимо  бегства  от  свободы,  нарушенных  ценностей,  жизни  ради  вещей,  и  превращения  человека  лишь  в  машину  для  потребления,  есть  и  куда  более  серьёзная  проблема  —  несмотря  на  увеличение  количества  всевозможных  благ  и  технологий,  сам  человек  не  стал  счастливее,  а  скорее  даже  наоборот.  В  погоне  за  тем  самым  бесконечным  потреблением  он  становится  всё  более  несчастным.

Возможно  слова  о  том,  что  общество  потребления  ждёт  неизбежная  катастрофа  в  мировых  масштабах,  прозвучат  слишком  пессимистично.

  Но  совершенно  очевидно  одно  —  продолжаться  вечно  этот  рост  точно  не  сможет,  и  поэтому  от  идеологии  потребления,  как  смысла  жизни  в  любом  случае  придётся  отказаться,  причём  уже  в  ближайшие  десятилетия,  либо  добровольно,  либо  вынужденно.

  Плюсы  от  данного  отказа  очевидны  —  улучшение  экологии,  сокращение  темпов  добычи  полезных  ископаемых,  прекращение  войн  за  ресурсы,  прекращение  эксплуатации  бедных  стран  и  массового  голода  в  этих  странах,  сокращение  количества  мусора  и  всевозможных  отходов  производства,  внедрение  самых  современных  технологий,  работающих  на  благо  общества,  а  не  ради  выгоды,  и  наконец,  прекращение  непрерывной  погони  за  новыми  и  ненужными  вещами,  и  как  следствие,  выход  из-под  власти  денег.  В  противном  случае  последствия  будут  прямо  противоположными.  Всё  это  даёт  повод  назвать  современный  культ  потребления  самой  настоящей  «болезнью  общества»,  от  которой  необходимо  избавиться.

Список  литературы:

  1. Бодрийяр  Ж.  Общество  потребления.  Его  мифы  и  структуры.  М.:  Культурная  революция;  Республика,  2006.  —  269  с.
  2. Ильин  В.  Общество  потребления  как  форма  капиталистического  развития  //  Материалы  III  Всероссийского  социологического  конгресса.  М.:  Институт  социологии  РАН,  Российское  общество  социологов,  2008
  3. Ильин  В.  Поведение  потребителей.  СПб.:  Питер,  2000.  —  480  с.
  4. Фромм  Э.  Бегство  от  свободы.  —  М.,  1995.  —  112  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/xi/32918

Ссылка на основную публикацию