Плюсы и минусы теории свободной общины

Плюсы и минусы теории свободной общины

  • Современные представления о местном самоуправлении как децентрализованной форме управления определились формированием двух составляющих его частей:
  • — теоретических концепций местного самоуправления;
  • — законодательства, регулирующего муниципальную деятельность;
  • Основы современных муниципальных систем большинства европейских стран, а также США, Японии и ряда других государств были заложены в ходе муниципальных реформ в XIXвеке, хотя традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира; городским и сельским общинам средневекового сословного государства.
  • Муниципальные реформы XIXвека основывались на фундаменте, который закладывался в них уже в средние века.

Средневековые города с их административным, финансовым и судебным правлением, купленным или отвоеванным у феодальных властителей, в панцире сословного городского самоуправления несли зародыш буржуазного муниципализма. Конституционное движение, толчок которому в европейских странах дала Великая французская революция, привело не только к появлению новых форм организации власти в сфере высшего государственного управления, но и поставило задачу создания местного управления, свободного от сильной бюрократической опеки центральных органов власти. Последовательное проведение в жизнь начал местного самоуправления представляет собой логический вывод из основных принципов конституционного, правого государства, которое приходит на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма.

Взаимоотношения личности и государства, местных сообществ и центральных органов власти в условиях демократического, правового государства принципиально иные, чем в абсолютистском государстве, которое Кант называл государством произвола. Поэтому вполне естественно, что местное самоуправление, предполагающее известную автономию, обособленность в системе государственной власти, становится лозунгом политических движений и правовых реформ XIXвека.

Значительную роль в распространении идей местного самоуправления в европейских странах сыграла бельгийская Конституция 1831 г. В ней содержалась специальная статья, посвященная общинному управлению, и — наряду с законодательной, исполнительной и судебными властями — признавалась власть четвертая — муниципальная.

Ранее, в 1790 г. идеи организации общинного управления были изложены французом Турэ в его докладе по законопроекту о реформе местного управления в Национальном собрании Франции. Турэ сформулировал две основные проблемы учения о местном самоуправлении, которые впоследствии получили развитие в различных теориях местного самоуправления:

1) понятие о собственных общинных делах, присущих по своей природе муниципальному управлению;

2) понятие о делах государственных, ведение которых передается государством органам местного самоуправления.

Одним из первых обратился к проблемам местного самоуправления французский государственный деятель, историк и литератор А. Токвиль. Являясь лидером консервативной Партии порядка, он отвергал необходимость Великой французской революции и провозглашал мирный характер управления. В 1835 г.

в работе «Демократия в Америке» он писал: «Общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки; они открывают народу путь к свободе и учат пользоваться этой свободой, наслаждаться ее мирным характером.

Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так и не приобретет.

Скоропреходящие страсти, минутные интересы, случайные обстоятельства могут создать лишь видимость независимости, однако деспотизм, загнанный внутрь общественного организма, рано или поздно вновь появится на поверхности».

Значительный вклад в разработку теории местного самоуправления внесла германская юридическая школа.

Рассмотрим подробнее основные теоретические концепции. Теории местного самоуправления носят эволюционный характер, последующие учитывают основные положения разработанных ранее.

Первоначально немецкие ученые, обосновывая природу и сущность местного, общинного самоуправления, выдвинули теорию свободной общины (теорию естественных прав общины).

В начале XIXвека общинными делами, общинным имуществом заведовали казенные, государственные чиновники. Эта система привела общинное хозяйство к полному упадку.

Поэтому требовалось научно обосновать необходимость ограничения вмешательства бюрократического центра в общинную систему ведения хозяйства.

Эту задачу и должна была решить теория свободной общины, основные начала которой немецкие ученые заимствовали из французского и бельгийского права в этой области.

Теория свободной общины доказывала, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как права и свободы человека, поскольку община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления. Таким образом, эта теория опиралась на идеи естественного права.

Она исходила из признания общины естественно сложившейся органической корпорацией, по существу независимой от государства. Права общины на самоуправление априорным путем выводились из самой общины как таковой.

Обосновывая свободу и независимость общины, данная теория обращалась к истории средневековых общин — вольных городов, их борьбы за независимость против феодального государства.

  1. Теория свободной общины выдвигала следующие основополагающие начала организации местного самоуправления:
  2. 1) избираемость органов местного самоуправления членами общины;
  3. 2) положение о разделении дел, которыми ведает община, на собственные дела и дела, препорученные ей государством;
  4. 3) местное самоуправление — это управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных;
  5. 4) органы местного самоуправления — органы общин, а не государства;

5) государственные органы не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общины. Они должны лишь следить за тем, чтобы община не выходила из пределов своей компетенции.

Однако на практике такой подход не имел успеха по следующим причинам.

В рамках теории свободной общины размывается, не находит четкого определения объект местного самоуправления. Так, первоначально самоуправляющаяся единица — это сельская или городская община, пользующаяся самостоятельностью в заведовании своими делами.

Люди сами распоряжались своей судьбой в пределах небольшой территории. Они сами себя обеспечивали всем необходимым и своими силами защищались от посягательств извне.

Возведение в самоуправляющиеся единицы более крупных территориальных областей было очевидно делом государственной власти.

В этих условиях нелогично отстаивать самостоятельность таких самоуправляющихся единиц, ссылаясь на их естественный характер, как и отрицать иные виды самоуправления, кроме как небольших сельских и городских общин — это не соответствовало действительному положению вещей.

При наличии государства в обществе община не может быть абсолютно свободной. История становления и развития общины на Руси подтверждает данный вывод: славянская община нуждалась в государстве и создала его для обеспечения защиты от внешнего неприятеля, для развития экономических связей и т. д.

На смену теории свободной общины приходит общественная теория самоуправления (или общественно-хозяйственная теория самоуправления).

Как и прежняя, эта теория исходила из противопоставления государства и общества, из принципа признания свободы осуществления своих задач местными сообществами и союзами.

Однако обосновывая основной признак местного самоуправления, данная теория на первый план выдвигала не естественный и неотчуждаемый характер прав общины, а негосударственную, преимущественно хозяйственную природу деятельности органов местного самоуправления. Согласно общественной теории, самоуправление — это заведование делами местного хозяйства.

Однако эта теория, как отмечали ее критики, смешивала самоуправляющиеся территориальные единицы со всякого рода частноправовыми объединениями (промышленными компаниями, благотворительными обществами и т. п.).

Но принадлежность человека к какому-либо частноправовому объединению зависит от него, как и выход из данного объединения; в то время как принадлежность к самоуправляющимся территориальным единицам и подчинение их органам самоуправления устанавливается законом и связано с местом проживания человека.

Практика также показала, что органы самоуправления осуществляли функции, носящие не только частноправовой, но и публично-правовой характер, свойственные органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, сбор налогов и др.).

Оказалось также, что нельзя дать точного разграничения дел собственно общинных (местных) и дел государственных, порученных для исполнения общинам.

Те вопросы, решение которых осуществлялось органами местного самоуправления, не могут считаться чисто общественными и противополагаться государственным вопросам, ибо они по своему содержанию (дорожное благоустройство, местные налоги, заведование образованием, культурой, здравоохранением и т. п.) не отличаются от местных задач государственного управления Эти вопросы представляют интерес не только с точки зрения местного населения, но и государства.

  • На основе взглядов, критически оценивающих общественную теорию, получает свое развитие государственная теория самоуправления, разработанная выдающимися немецкими учеными XIXвека Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом.
  • Согласно этой теории:
  • 1) самоуправление — это одна из форм организации местного государственного управления;
  • 2) источником всех полномочий в области местного самоуправления является государственная власть, именно она наделяет ими органы местного самоуправления;
  • 3) в отличие от центрального государственного управления местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, а выборными представителями местных сообществ, местных жителей, заинтересованных в результате местного управления.

Поэтому нельзя утверждать, что местные вопросы, самостоятельно решаемые органами местного самоуправления, имеют иную природу, нежели государственные вопросы.

Однако передача некоторых задач государственного управления в ведение местных сообществ с точки зрения государственной теории обусловлена тем, что такой подход позволяет обеспечить более эффективное решение данных вопросов на местном уровне.

При централизованном государственном управлении государственные чиновники по существу не зависят от местного населения, которому не подконтрольны; а потому при решении местных вопросов лишены инициативы и самостоятельности.

В рамках общей государственной теории самоуправления выделяют два основных направления: политическое (Гнейст) и юридическое (Штейн).

Рудольф Гнейст, опираясь на опыт английского местного самоуправления, полагал, что самоуправление может быть только там, где управление на местах осуществляется почетными людьми из среды местного населения на безвозмездной основе, т. е. видел основания самостоятельности органов самоуправления в особенностях порядка их формирования, замещения отдельных местных должностей. Это направление не получило широкой поддержки.

Большинство ученых поддерживали позицию Лоренца Штейна, который видел основания самостоятельности органов местного самоуправления в том, что они являются не непосредственными органами государства, а органами местного сообщества, на которое государство возлагает осуществление определенных задач государственного управления.

Л. Штейн считал, что специфика местного самоуправления состоит в том, что самоуправляющиеся территориальные коллективы являются особыми субъектами права, особыми юридическими лицами, вступающими с государством в юридические отношения.

Именно это обстоятельство отличает органы местного самоуправления от государственных органов, которые действуют от имени и в интересах государства, не имея каких-либо иных, отличных от государственных, собственных интересов.

Поэтому между государством и его органами немыслимы юридические отношения.

Основы представлений о местном самоуправлении, разработанные в XIXвеке в трудах Токвиля, Штейна, Гнейста и др., легли в основу современных воззрений на муниципальные органы, их место в демократической системе управления обществом.

Так, муниципальное управление рассматривается как относительно децентрализованная форма государственного управления на местах.

Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение в теории дуализма муниципального управления. По этой теории муниципальные  органы должны действовать как инструмент государственной администрации, поскольку в процессе осуществления определенных управленческих функций выходят за рамки местных интересов.

В рамках теории социального обслуживания основной целью всей муниципальной деятельности является благосостояние жителей коммуны. Поэтому в центре внимания находятся задачи развития сети услуг, предлагаемых жителям, организация обслуживания населения.

Наряду с перечисленными теориями существуют и социал-реформистские муниципальные концепции. Эти концепции исходят из возможности социалистической эволюции буржуазного местного самоуправления. Она рассматривается как один из путей безреволюционной трансформации современного общества в социалистическое.

Читайте также:  Плюсы и минусы установки кардиостимулятора сердца: функции устройства и показания к операции

Источник: https://www.rusobschina.ru/2010-08-25-19-24-04/922-2011-01-30-19-02-39

открытая библиотека учебной информации

Лекция 1, 2

Местное самоуправление — это самостоятельное устройство своих дел территориальными сообществами, действующими в установленных пространственных границах. Это особый вид самоуправления, выступающий составной частью общей системы социального управления, ᴛ.ᴇ. системы организации общественной жизни в данной стране.

Конституция РФ содержит важнейшие характеристики местного самоуправления, хотя в ней и нет прямого его определœения.

Основываясь на Конституции, это определœение дает федеральное законодательство. Федеральный закон от 6 октября 2003 ᴦ.

N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вслед за Конституцией, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всœей территории РФ.

Местное самоуправление — это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населœением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населœения с учетом исторических и иных местных традиций».

  • 1. Основные теории муниципального управления и самоуправления
  • Рассматривая различные теории местного самоуправления, можно выделить отличия между ними по таким основаниям, как:
  • 1) способ формирования органов местной власти;
  • 2) объем компетенции органов муниципального управления;
  • 3) место и роль органов местного самоуправления в системе органов государственной власти;
  • 4) требования, предъявляемые к должности муниципального чиновника;

5) природа местного самоуправления и т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=SGAv8UdhOpI

Одним из первых, кто сформулировал целостную концепцию самоуправляемых общин, был французский государственный деятель, историк и литератор А. де Токвиль.

Первоначальным источником власти в стране является не государство в лице своих представительных органов, а индивиды, добровольно объединившиеся в общины и сами управляющие своими собственными делами.

Центральное правительство рассматривалось как своеобразная сдерживающая инстанция, к помощи которой следует прибегать лишь в крайних случаях, когда личная инициатива представителœей общины бессильна.

  1. Принципы организации местного самоуправления:
  2. 1) право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека;
  3. 2) община является первичной по отношению к государству;
  4. 3) государство должно уважать свободу общинного управления . «Община вправе на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее»;
  5. 4) местное самоуправление — это управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных;
  6. 5) органы местного самоуправления не являются государственными органами;
  7. 6) полномочия общины делятся на собственные дела и дела, которые передаются ей государством;

7) государственные органы не вправе вмешиваться в дела, отнесенные к полномочиям общины. Οʜᴎ лишь следят за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции.

  • — Теория свободной общины

    Основные теории местного самоуправления. Основоположниками теории свободной общины были Гербер , Аренс , Э. Мейер , О. Лабанд , О. Ресслер . Суть теории заключается в том, что право населения (общины ) на заведование местными делами (самоуправление) является неотъемлемым,… [читать подробенее]

  • — Теория свободной общины

    Лекция 1, 2 Типы взаимодействий между потоками А. Теплообмен. Под теплообменом понимается взаимодействие между средами, вызываемое существованием, между ними разницы температур. Такое взаимодействие является наиболее общим случаем для теплообменных… [читать подробенее]

  • — Теория свободной общины (естественных прав общины)

    Теория свободной общины была первой теоретической концепци­ей, объясняющей сущность МСУ. В ней получил развитие исторический опыт городского самоуправления феодальной Европы. В ее основе лежало «естественное право» общин на само­управление. Полноценная европейская… [читать подробенее]

  • — Теория свободной общины

    Лекция 1, 2 Местное самоуправление — это самостоятельное устройство своих дел территориальными сообществами, действующими в установленных пространственных границах. Это особый вид самоуправления, выступающий составной частью общей системы социального управления,… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/440285

    § 1

    В науке муниципального права сформировался целый ряд теорий местного самоуправления, в которых по-разному рассматривается его сущность. Наиболее верной представляется классификация Л. Велихова, который выделяет следующие теории местного самоуправления: свободной общины, общественную (хозяйственную) и государственную.

    Теория свободной общины

    Теория свободной общины сопротивлялась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.

    Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и независимость общины от государства связана с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее.

    В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой — муниципальной власти. Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 — 40-х гг. XIX в. А Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении.

    Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и общинная (муниципальная) власть.

    Однако на практике такой подход не имел успеха. Русские ученые Н.И. Лазаревский, Б.Н. Чичерин, В.П. Безобразов и другие считали теорию свободной общины несостоятельной и нежизнеспособной.

    Общественная (хозяйственная) теория самоуправления

    Следующей теорией местного самоуправления стала общественная (хозяйственная) теория самоуправления.

    Общественная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ.

    Согласно общественной теории самоуправление — это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами.

    Собственные дела общины — это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

    Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. Н.М.

    Коркунов так определил содержание этой теории: Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самом ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами.

    Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуа, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами».

    Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления.

    Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела.

    Государственная теория самоуправления

    Третьей теорией местного самоуправления стала государственная теория самоуправления, которая сменила общественную (хозяйственную) теорию. Основы этой теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в.

    Сущность этой теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция не является какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством.

    В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в.

    Согласно мнению сторонников государственной теории того времени местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление. А.Г.

    Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах. Составной частью государственного управления считал местное самоуправление и В.П. Безобразов.

    Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах.

    Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона.

    Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.

    Источник: https://banauka.ru/5303.html

    Теории местного самоуправления плюсы и минусы. Историко-теоретические основы местного самоуправления

    Различия проявляются в организационных формах осуществления муниципального управления: на началах местного самоуправления; на началах государственного местного управления и в сочетании государственного управления с местным самоуправлением.

    Американская и Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина.

    теоретические основы местного самоуправления активно разрабатываются государствоведами и используются…

    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

    Теории местного самоуправления

    Местное самоуправление как заметное проявление общественной жизни и институт гражданского общества возникло в древности и существовало оно в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества. Его развитие проходило в период античного мира, средневековья и нового времени.

    Каждая страна имеет свои исторические, географические, демографические особенности, присущий ей политический режим, а также разные правовые системы. Поэтому и муниципальное управление в зарубежных странах имеет отличия.

    Различия проявляются в организационных формах осуществления муниципального управления: на началах местного самоуправления; на началах государственного местного управления и в сочетании государственного управления с местным самоуправлением.

    В Европе местное самоуправление начало развиваться в средние века. В
    XVIII
    в.

    Американская и Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления, придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. В конце
    XVIII в. и в
    XIX
    в.

    теоретические основы местного самоуправления активно разрабатываются государствоведами, и используются при проведении политических, административных и правовых реформ.

    В научной и учебной литературе
    1
    выделяется от трех до пяти основных теорий местного самоуправления: 1) теория свободной общины, 2) теория общественного самоуправления, 3) теория государственного самоуправления, 4) теория дуализма местного самоуправления и 5) теория социального обслуживания.

    Читайте также:  Инверторный двигатель стиральной машины: плюсы и минусы

    Теория свободной общины (теория общественных прав общины)
    была разработана представителями французской, бельгийской и германской правовых школ в конце
    XVIII — начале
    XIX
    вв.

    Она заключалась в основном в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общины, которая исторически предшествовала государству.

    Эта теория, основанная на идее естественного права, исходила из признания общины как естественно сложившегося организма, независимого от государства.

    • Ее основополагающими началами в организации местного самоуправления были:
    • а) избираемость органов местного самоуправления членами общины;
    • б) разделение дел, которыми ведает община, на собственные дела и дела, порученные ей государством;
    • в) местное самоуправление – это управление делами общин, отличных от государственных дел;
    • г) государственные органы не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общины, а должны только следить за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции.

    Идеи свободной общины получили отражение в законодательстве. В Конституции Бельгии 1831 г., например, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью признавалась и особая, «общинная» власть.

    Общественная теория самоуправления
    сменила теорию свободной общины. Она тоже исходила из противостояния государства и общества, из признания свободы осуществления своих задач местными сообществами.

    Эта теория выдвигала качестве признаков самоуправления не государственный, а хозяйственный характер деятельности местного самоуправления, усматривая сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать своими общественными интересами без вмешательства государства.

    На первый план при этом выдвигались не естественные права общины, а хозяйственная деятельность органов местного самоуправления. В России она разрабатывалась В.Н. Лешковым и А.И Васильчиковым.

    Государственная теория самоуправления.
    Эта теория также разработана немецкими учеными Л. Штейном и Р. Гнейстом в
    XIX
    в. Суть этой теории состоит в том, что самоуправление рассматривается как одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия местного самоуправления даны государством.

    Однако местное самоуправление осуществляется не правительственными лицами, а самими местными жителями, которые заинтересованы в результатах местного управления. В теории отражался государственный характер местного самоуправления. В рамках этой теории выделялось два основных направления – политическое и юридическое.

    Сторонники политического направления связывали самостоятельность органов самоуправления с порядком их формирования. Считалось, что местное управление должно осуществляться почетными людьми из местного населения на безвозмездной основе.

    Это должно достигаться путем выборности или назначения должностных лиц самоуправления, которые осуществляют функции местного управления бесплатно.

    Сторонники юридического направления видели самостоятельность органов самоуправления в том, что они являются не непосредственными органами государства, а органами местного сообщества, на которые государство возлагает осуществление определенных полномочий государственного управления.

    Государственная теория самоуправления получила распространение в России в 70-х годах
    XIX
    в. Ее сторонники В.П. Безобразов и А.Д.

    Градовский исходили из того, что самоуправление — понятие политическое, оно действует на правах государственных властей, и что предметы ведения местного самоуправления входят в задачи государственного управления, поэтому нельзя говорить о негосударственном характере местного самоуправления.

    Теория дуализма местного самоуправления
    исходит из двойственного характера муниципальной деятельности — самостоятельного решения местных дел и осуществления на местном уровне определенных государственных функций. Поэтому муниципальные органы, осуществляя управленческие функции, выходят за пределы местных вопросов и должны действовать как инструмент государственного управления.

    Теория социального обслуживания.
    В соответствии с этой теорией считается, что основной задачей муниципальных органов является оказание услуг населению и главной целью их деятельности выступает благосостояние жителей коммуны.

    Названные теории, в особенности общественная и государственная теории самоуправления, используются в современный период при разработке различных концепций становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

    1
    См. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995. С. 92-101; Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2009. С. 46-55; Ковешников Е.М. Муниципальное право. М., Издательство НОРМА. 2001. С. 16-19.

    PAGE 4

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>
    307. Вопросы местного значения и распределение их по уровням местного самоуправления 10.6 KB
    Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей которые характеризуются как полномочия. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ ст. 130 следует что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления в ст.
    306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
    Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
    291. Принципы местного самоуправления 13.03 KB
    Каждый принцип является обобщением длительной практики местного самоуправления правотворчества применения муниципального права изучения исторического и регионального опыта местного самоуправления и развития муниципального права. В теории муниципального права нет единой точки зрения по классификации принципов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи лежащие в основе организации и деятельности населения формируемых им органов самостоятельно…
    290. Функции местного самоуправления 12.2 KB
    Исходя из задач решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: а обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; б управление муниципальной собственностью финансовыми средствами местного самоуправления; в обеспечение комплексного социальноэкономического развития муниципального образования; г обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах отнесенных к ведению муниципальных…
    8408. 18.1 KB
    Институт местного самоуправления в РФ.Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления. Правовая природа местного самоуправления и его основные юридические свойства. Структура органов местного самоуправления и их общая характеристика.
    315. Исполнительные органы местного самоуправления 19.5 KB
    Обычно исполнительную и распорядительную власть в местном сообществе осуществляет глава муниципального образования либо глава администрации их заместители и аппарат а также администрация местного самоуправления. Глава муниципального образования это выборное должностное лицо избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава и возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. 36 Федерального закона Об общих принципах…
    326. Экономические основы местного самоуправления 22.51 KB
    Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью средствами местных…
    316. Представительные органы местного самоуправления 15 KB

    Источник: https://www.trosnab.ru/teorii-mestnogo-samoupravleniya-plyusy-i-minusy-istoriko-teoreticheskie-osnovy-mestnogo-samoupravleniya/

    Теория свободной общины

    1.Теория свободной общины

    Развитие муниципального права, его институтов неразрывно связано с возникновением и эволюцией местного самоуправления  как децентрализованной формы управления, разработкой теоре-тических концепций местного самоуправления, формированием законодательства, регулирующего муниципальную деятельность.

    Основы правовых муниципальных систем большинства европейских стран, а также США, Японии и ряда других государств были заложены в ходе муниципальных реформ в XIX в.

    , хотя традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам средневекового сословного государства.

    Термины «муниципалитет», «муниципальное хозяйство» отражали политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины. Слово «муниципалитет» происходит от латинского «municipium». «Munus» по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, a «capio», «recipio» — беру, принимаю.

    Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина «муниципалитет» относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.

    В настоящее время муниципалитеты — это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городское самоуправление.

    Принцип самоуправления являлся общим принципом местного управления в Италии периода республики, когда Рим из маленькой латинской общины с чрезвычайно простым устройством превращается в огромное государство с обширной территорией. Закон Юлия Цезаря 45 г. до н.э.

    установил некоторые общие правила относительно местного городового устройства: в основу этого муниципального управления был положен принцип широкой автономии в местных делах, хотя и под контролем Рима. Организация муниципального устройства являлась по существу копией государственного устройства Рима. Высшим органом местного управления было народное собрание всех граждан общины, организованное по местным куриям (собрание курий). Народное собрание выбирало муниципальных магистратов и решало общие вопросы местной жизни. В каждом городе, наподобие римского сената, существовал муниципальный сенат из 100 членов. Административная и судебная власть находилась в руках муниципальной магистратуры.

    Теория свободной общины доказывала, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, ибо община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления. Таким образом, эта теория опиралась на идеи естественного права.

    Она исходила из признания общины естественно сложившейся органической корпорацией, существу независимой от государства. Права общины на самоуправление априорным путем выводились из самой природы общины как таковой.

    Обосновывая свободу и независимость общины, сторонники обращались к истории средневековых общин — городов, их борьбы за независимость против феодального государства.

    Теория свободной общины Опирается на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.

    • Самостоятельность и независимость общины от государства связаны с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству.
    • Государство не создает общину, а лишь признает её.
    • Признается существование не только трех традиционных ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной, но и четвёртой — муниципальной власти.

    Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 — 40-х годов XIX века. Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и «общинная» (муниципальная) власть

    2.Общественная (хозяйственная) теория самоуправления (общего самоуправления)

    Следующей теорией местного самоуправления стала общественная (хозяйственная) теория самоуправления.

    Читайте также:  Плюсы и минусы использования гиалуроновой кислоты: отзывы покупателей и мнение косметологов

    Общественная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ.

    Согласно общественной теории самоуправление — это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины — это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

    Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. Н.М.

    Коркунов так определил содержание этой теории: Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами.

    Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами».

    Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления.

    Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела.

    3.Государственная теория самоуправления

    Третьей теорией местного самоуправления стала государственная теория самоуправления, которая сменила общественную (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в.

    Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством.

    В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в.

    Согласно мнению сторонников государственной теории того времени местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление. А.Г.

    Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах. Составной частью государственного управления считал местное самоуправление и В.П. Безобразов.

    Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах.

    Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона.

    Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.

    4. Теория дуализма муниципального управления.

    Суть теории дуализма муниципального управления состоит в том, что решая вопросы местного значения органы местного самоуправления должны решать общие задачи государственной политики и некоторые функции государства.

    5. Теория социального обслуживания.

    Теория социального обслуживания приоритетной задачей местного самоуправления считает социальное обслуживание населения, отвергая все иные задачи и функции.

    основной упор делается на осуществлении муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг жителям, организация обслуживания населения муниципалитета. Согласно этой теории основной целью муниципальной деятельности является благосостояние жителей коммуны.

    Развитие местного самоуправления в России

    В истории развития местного самоуправления России особое место занимает XVI век, когда происходит замена кормления, системы местного управления через наместников и волостелей, губными и земскими учреждениями. В 30-е годы XVI века в уездах параллельно с наместниками появляются и действуют губные учреждения.

    Выборные губные учреждения создавались для преследования разбойников и суда над ними. Выбор губных учреждений были всесословными: участвовали помещики, служилые люди и крестьяне – все население уезда. На всеуездном съезде из дворян и детей боярских избирали губного дьяка, старосту или голову, который являлся в Москву  для утверждения и получения наказа.

    Все избираемые лица составляли одно учреждение – губную избу.

    В 1555 г. Иван IV упраздняет систему кормления и вводит земские учреждения, которые уже не имели всесословного характера и в их участии не принимали служилые люди. Земские учреждения обладали экономической, финансовой, полицейской и судебной властью.

    В XVII веке устанавливается система приказного воеводского управления на местах, местное управление бюрократизируется. Одновременно существуют губные и земские учреждения. Позднее воевода по отношению к губным  учреждениям становится начальником. Земские учреждения в финансовом и экономической деятельности сохранили свою самостоятельность.

    Начала земской системы местного самоуправления наряду с бюрократической и сословной существовали и при Петре I. Существовали бурмистерские палаты, земские избы под председательством бурмистра.

    В 20-е годы XVIII века эти органы заменяются на магистраты и суд отделяется от администрации. Губернаторы и воеводы не могли вмешиваться в деятельность суда, хотя могли приостановить исполнение судебных решений.

    В последствии магистраты были упразднены преемниками Петра I, оставались губернаторы и воеводы.

    Для эпохи Петра I характерно усиление государственного вмешательства в частные дела, рост бюрократической опеки над обществом. Только при Екатерине II, в последней четверти XVIII века были заложены основы, ставшие определяющими до введения земских учреждений в 1864 г.

    Екатерина II стремилась создать из всех сословий местные органы с правами по внутреннему управлению и задачами местного управления. Учреждались губернские и уездные дворянские собрания, избиравшие должностных лиц местной администрации  и суда.

    Сословным обществам предоставлялось право замещать  по выбору значительную часть должностей губернской, городской и уездной администрации и суда.

    Во главе губернии назначался генерал-губернатор, осуществлявший надзор за местным управлением и судом. Большая часть местных вопросов решалась «приказами общественного презрения», избиравшихся из всех трех сословий по два человека от каждого.

    В городах, кроме магистратов, осуществлявших судебную функцию, были созданы «общая городская дума», которая избирала и ее исполнительный орган – «шестигласную  думу».

    Много вопросов находилось в ведении государственных органов управления: городничего, полицмейстера.

    В судебную систему входили: верхние (губернские) и уездные суды (от дворянства), «нижние расправы» — суды над крестьянами, «верхние расправы» и «совестный суд» (состоящий из представителей трех сословий, рассматривавший любое гражданское дело по согласию сторон и судивший не по закону, а по внутреннему убеждению) в губерниях. В городах судебная функция находилась у выборного магистрата. В уездах дворянство избирало земского исправника или капитана, который председательствовал в нижнем земском суде.

    Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы и реформы Александра II были направлены на децентрализацию управления и развития начал местного самоуправления в России. Известный дореволюционный юрист и социолог М.М.

    Ковалевский отмечал, что эти реформы явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они внесли те ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться. Реформой 1864 г. в губерниях и уездах были созданы выборные земские собрания и избираемые ими соответствующие земские управы.

    Земское избирательное право ограничивалось имущественным цензом, а выборы проводились на сословных началах (в уездах — землевладельцы, городские и сельские общества, соответственно три съезда). Реформа городского самоуправления основывалась на тех же принципах, что и земская.

    Екатерина II по существу заново создала городское управление, которое после Петра I полностью было дезорганизовано.

    Таким образом в тот период в России существовало две системы управления на местах: государственное управление и земское, городское самоуправление.

    При Александре III предпринимались попытки устранить недостатки в земском и городском самоуправлении. Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа.

    Было увеличено значение сословного начала: усилилась роль дворянства, крестьянство лишилось права избирать гласных, которые стали назначаться губернатором из избранных крестьянами кандидатов.

    Усилился надзор и контроль правительственных чиновников (губернатора) за деятельностью органов местного самоуправления.

    На уровне волости, отдельных сельских поселений действовали органы крестьянского самоуправления:

    – сельский сход, избиравший сельского старосту, сборщика податей, смотрители сельских магазинов, сельский писарь и др. Если сельское общество было хозяйственной единицей, то волость (до 20 тыс. человек населения) – административной и состояла из земель одного или нескольких сельских обществ.

    – волостной сход, волостное правление, волостной старшина, волостной писарь, сотские, десятские и др. должностные лица.

    Надзор за сельскими учреждениями осуществляли земские начальники.

    После февральской революции в 1917 году Временное правительство предприняло попытку земской реформы местного самоуправления. Однако осуществить ее в полной мере не удалось.

    Многие дореволюционные ученые правоведы считали несовместимым самодержавие и местное самоуправление. Этот вопрос был основательно рассмотрен министром финансов Российской империи С.Ю.Витте, который в 1901 г. опубликовал за границей  свою работу «Самодержавие и земство».

    Основная идея Витте заключалась в том, что если Россия желает остаться самодержавной монархией, то она не должна допускать местное население к участию в делах государственного управления, поскольку это прямой путь к народному представительству, к парламентарному государству. Взгляды С.Ю. Витте были подвергнуты критике Л.

    Тихомировым в опубликованной им в 1905 г. работе «Монархическая государственность».

    Многие дореволюционные ученые полагали, что органы местного самоуправления имеют ту же природу, что и правительственные органы. По мнению Н.И.Лазаревского, особенности органов местного самоуправления состоят в следующем:

    1. самостоятельность в делопроизводственном отношении;
    2. подчинение лишь закону, указания центральной власти не обязательны;
    3. независимость личного состава, вне иерархической зависимости от центрального управления;
    4. зависимость должностных лиц от населения.

    После октябрьской революции 1918 года характер и направленность процессов организации власти на местах коренным образом изменились. Старые органы земского и городского самоуправления упразднялись, отдельные из них не выступавшие против новой власти вливались в аппарат местных Советов.

    Идея местного самоуправления, предполагающая определенную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность  органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами  государства пролетарской диктатуры, являющейся по своей сути государством централизованным. 

    Активная местная автономия в первые месяцы после революции, проявившаяся в создании областных, губернских и даже уездных республик во главе с собственными Советами народных комиссаров, выдвинула лозунг «Вся власть на местах». Однако Конституция 1918 года положила конец раздробленности Советов и их неподчинению центральной власти.

    В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. В систему государственных органов входили областные, губернские (окружные), уездные (районные) и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и избираемые ими исполнительные комитеты.

    Формирование съездов Советов осуществлялось на основе многостепенных выборов.

    Источник: http://stud24.ru/municipal-law/teoriya-svobodnoj-obshhiny/355768-1103621-page1.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector