Основные плюсы и минусы элитарной культуры

Основные плюсы и минусы элитарной культурыОсновные плюсы и минусы элитарной культуры

Время на чтение: 15 минут Основные плюсы и минусы элитарной культуры

Историческое происхождение термина

Согласно определению, элитарная культура представляет собой человеческую деятельность небольшой привилегированной группы населения с целью производства исключительных культурных ценностей, в силу своей сложности доступных лишь наиболее просвещённым. Её возникновение наблюдалось уже в древние времена, а носителями были жрецы, волхвы, колдуны и племенные вожди первобытного социума. К подобным привилегированным знаниям относились:

Основные плюсы и минусы элитарной культуры

  • Обряды посвящения, а также проведение религиозно значимых ритуалов (почитание Бога, принесение священной жертвы, молитвенные мероприятия, общение с духами предков и использование магии с целью изменить природу и окружающее пространство).
  • Портретное и изобразительное искусство, символика, орнаментика, литературные предания легенды, песнопения (прообразы современных искусств).
  • Ювелирное, ремесленное и тканое искусство.

К этому списку можно добавить летописцев и историков, которые могли передавать свои навыки, опыт и умения своим потомкам. Особенностью элитарной культуры того времени была преемственность отдельных профессий — далеко не каждый мог попасть в ученики к высшему жрецу или шаману. Это предопределило закрытость отдельных знаний от народных масс.

В это же время, параллельно с элитарным творчеством, развивалось и массовое искусство, отличающееся именно своей доступностью для рядового члена общества. В отличие от закрытого искусства, имеющего ту или иную сакральную цель (просвещение, формирование нового сознания и пр.), массовое творчество предназначалось для снятия стресса и заполнения досуга человека.

Следует отметить, что не все продукты массового искусства следует считать «низкими» в нравственном отношении и некачественными по форме — несмотря на шаблонность, упор на развлекательность и сентиментальность, на сегодняшний день культура для масс и элит во многом пересекается, а границы между разными видами творчества становятся всё более условными.

Особенности элитарного творчества

К отличительным чертам культуры элит относится её акцентуация на субъекте или свободной личности, способной к разумной сознательной деятельности. Творчество рассчитано на личностное восприятие вне зависимости от широты аудитории. Потребитель, а также искусствовед, должен обладать эстетическим чутьём, образованностью и художественной восприимчивостью.

Как правило, потребители высокой культуры принадлежат к привилегированному слою общества, что не случайно — именно в богатых и аристократических семьях имелась возможность для разностороннего воспитания и приобщения ребёнка к ценнейшим образцам культурной продукции. К социальным функциям такого творчества относится обновление культуры общества, внесение новых проблематик и методов, а также создание и обоснование философских либо иных концепций.

Основные плюсы и минусы элитарной культуры

Особенности элитарной культуры включают в себя следующие пункты:

  • Новаторство, сложность для восприятия, создание новых, иногда подчёркнуто сложной культурной семантики, требующей развитого культурного кругозора и подготовки, креативность и специализированность.
  • Наличие определённого круга ценностей и понятий, которые признаются истинными и достойными.
  • Концентрирование интеллектуального, духовного и художественного опыта поколений.
  • Использование субъективно-личностной, «отстраняющей» интерпретации привычной действительности, что даёт возможность для художественного преобразования реальности.
  • Смысловая закрытость, обособленность от национальной и массовой культуры.

Ярче всего признаки высокого творчества можно увидеть, сравнивая его с культурой для масс. Элитарное искусство призвано искать новые пути для воплощения художественных замыслов; в отдельных случаях работа таких творцов скорее напоминает исследования учёного, бьющегося над решением задачи, нежели деятельность типичного представителя творческих профессий.

Нужно отметить, что на сегодняшний день признаки элитарной культуры довольно размыты; примером тому является разделение на «элиту» и «обывателя» внутри самого искусства.

Так, среди классических музыкантов, получивших образование и работающих в своей сфере, существует множество разногласий по поводу отдельных жанров и направлений — кто-то считает бездарной 1-ю симфонию Шнитке, а кто-то убеждён в её оригинальности и удачном музыкальном симбиозе.

Характерные примеры

Основные плюсы и минусы элитарной культуры

Согласно некоторым искусствоведческим таблицам, наиболее передовые идеи элитарного искусства возникают во время культурных кризисов, смены традиций, а также изменений способов производства инструментов либо их модернизация. Высокая культура стремится видоизменять общие художественные приёмы, однако такие попытки обречены оставаться непонятными для большинства населения, так как они могут на долгие годы опережать уровень восприятия людей.

По этой причине основными потребителями и представителями элитарной культуры являются её творцы, а также профессиональные художники, музыканты, писатели, композиторы, скульпторы, а также любители музеев, искусствоведы, театралы, литературные критики и пр. Одни и те же виды искусства могут принадлежать и к элитной, и к обыденной, а в некоторых случаях наблюдается взаимодействие между ними, что усложняет их характеристику.

Интересно, что использование высокой культуры в качестве массового товара (когда, к примеру, в качестве рингтона звучит вальс Шопена, прелюдия Рахманинова или токката ре-минор И. С. Баха) никоим образом не влияя на её статус музыкального шедевра.

Композиторы и музыкальные произведения

Классическая (или академическая, как её ещё называют) музыка является ярким представителем элитарной культуры. Впрочем, некоторая её часть уже давно является общедоступной и прекрасно понимается любым слушателем. К таковым относятся следующие произведения:

Основные плюсы и минусы элитарной культуры Основные плюсы и минусы элитарной культуры

  • Отдельные прелюдии и фуги, а также токкаты, месса си-минор, «Страсти по Матфею» и другие произведения Иоганна Себастьяна Баха.
  • Финал 11-й ля-мажорной сонаты, известный, как Турецкий марш, 40-я симфония и Lacrimosa Моцарта.
  • 8-я, 14-я «Лунная» и 23-я фортепианная соната (в частности, первая часть), 5-я и 9-я симфония Бетховена.
  • Бо́льшая часть творчества Шопена (один из самых популярных и любимых композиторов среди обычных слушателей): до-диез-минорный вальс, ми-минорный концерт для фортепиано с оркестром, а также мазурки, прелюдии, этюды и пр.
  • Отдельные арии из опер Верди, Бизе, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Вагнера, Прокофьева, Рахманинова и пр.
  • Песенные циклы и 8-я симфония Шуберта.
  • До-диез-минорная прелюдия, 2-й и 3-й концерт для фортепиано, рапсодия на тему Паганини и Симфонические танцы Рахманинова.
  • «Времена года», Детский альбом, 4-я, 5-я и 6-я симфония, си-бемоль минорный Концерт, а также оркестровая Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского.
  • Сюита «Пер Гюнт», ми-минорная соната для фортепиано и ля-минорный Концерт Эдварда Грига.
  • 5-я и 7-я (Ленинградская) симфония Шостаковича.
  • Прелюдии Дебюсси.
  • Болеро и «Павана на смерть Инфанты» Равеля.
  • «Картинки с выставки» и опера «Хованщина» Мусоргского.
  • «Сарказмы», 7-я и 8-я фортепианная соната, 1-я и 7-я симфония Прокофьева.
  • Балет «Петрушка» и некоторые фортепианные сочинения Стравинского.

Это лишь верхушка айсберга. Его основная масса находится глубоко под водой, скрытая от взора рядового слушателя.

И тем более любопытно, что среди классических музыкантов существует множество тех, кто презрительно скривит лицо, услышав какую-либо из вышеназванных фамилий.

Это объясняется очень просто — существует огромный пласт не менее гениальной музыки, которая абсолютно неизвестна большинству людей, она-то и считается истинно «элитарной».

К этой основной массе гипотетического айсберга относятся такие фамилии, как Скрябин (в частности, «Поэма экстаза», «Прометей»), Шимановский, Шёнберг, Метнер, Падеревский, Борис Чайковский, Кабалевский, Сибелиус, Лигети, Эрик Сати, Пуленк, Хиндемит, Веберн, Барток, Мессиан, Барбер и множество других.

Художники и живопись

Полотна известных художников знакомы большинству людей не столько запечатлёнными образами и красотами на них, сколько своими запредельными ценами на отдельные шедевры искусства.

Наибольшее негодование у обывателей вызывает абстрактная живопись, а также некоторые разновидности кубизма (как известно, нет ничего лучше, чем наблюдать спор между интеллигентом и деревенщиной о сути картины «Чёрный квадрат» Малевича).

К великим художникам и их творениям следует отнести:

Основные плюсы и минусы элитарной культуры Основные плюсы и минусы элитарной культуры

  • Собственно, Казимир Северинович Малевич. Помимо «Чёрного квадрата», он сумел изобразить белый, а также красный квадрат. Эта «троица» по своему жанру относится к супрематизму. Следует знать, что самая дорогая картина русской живописи также принадлежит кисти Малевича — «Супрематическая композиция» была продана за 60 млн долларов в 2008 году.
  • Русский иконописец Андрей Рублёв (фрески Успенского Собора, «Троица»).
  • Рафаэль Санти, автор «Сикстинской Мадонны», «Преображения», «Триумфа Галатеи» и многих других шедевральных работ.
  • Не нуждающийся в представлении Леонардо да Винчи — «Мона Лиза (Джоконда)», фреска «Тайная вечеря», «Мадонна с цветком» и «Мадонна в гроте», «Иоанн Креститель».
  • Рембрандт — «Даная», «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Саския в образе Флоры».
  • Михаил Врубель с картинами «Жемчужина», «Царевна-Лебедь», «Гамлет и Офелия».
  • Винсент Ван Гог — «Звёздная ночь», «Красные виноградники в Арле», «Пшеничное поле с воронами», «Церковь в Овере» и многие другие.
  • Карл Брюллов — «Последний день Помпеи», «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень».
  • Александр Иванов и его полотно «Явление Христа народу».
  • Диего Веласкес — «Триумф Вакха», «Кузница Вулкана», «Христос на кресте», «Менины».
  • Клод Моне — «Сад художника в Живерни», «Пруд с кувшинками».
  • Поль Сезанн — «Девушка у пианино», «Дом повешенного», «Купальщицы», «Масленица».
  • Василий Суриков — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы».
  • Пабло Пикассо — «Девушка перед зеркалом», «Герника», «Авиньонские девицы», «Плачущая женщина».
  • Сальвадор Дали — «Постоянство памяти», «Расщепление атома», «Великий мастурбатор», а также замечательная композиция «Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в карпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала» и множество других картин.

Этот небольшой список можно дополнить десятками и сотнями фамилий гениев, стиль которых в большей или меньшей степени знаком обывателю.

Очевидно, что многое из подобного творчества создавалось именно с целью провокации и вызова у посетителя выставки чувства удивления или даже замешательства. На примере реакции большинства людей на отдельные полотна легко проследить отличие массового искусства от элитарного.

Литература, проза и поэзия

Принято считать, что литературное искусство в большей степени доступно для людей, так как человек с малых лет вынужден развивать у себя способность к чтению и осмыслению прочитанного, а значит, восприятие текста как источника информации (в отличие от звуков или живописных образов) должно проходить без проблем. Однако и здесь существует пропасть между ординарными произведениями и шедеврами.

Элитарная литература (подобно живописи и музыке) кажется обычному человеку лишь набором слов, которые вместо того, чтобы показывать то, что нравится видеть читателю, заставляют его думать над вечными вопросами человечества. В этом жанре, как правило, автор не даёт ответов и не указывает, где «плюс», а где «минус». Он, скорее, побуждает читателя к самостоятельному поиску, используя при этом всё своё языковое богатство.

Примеры элитарной культуры в литературном жанре — это как общеизвестные, так и незаслуженно забытые фамилии:

  • Естественно, А. С. Пушкин — «Евгений Онегин», «Дубровский», «Полтава», а также многочисленные стихотворения.
  • Шекспир — «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло».
  • Лев Толстой — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».
  • Скотт Фитцджеральд — «Великий Гэтсби».
  • Фёдор Достоевский — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот».
  • Эрнест Хемингуэй — «Старик и море», «По ком бьёт колокол».
  • Чарльз Диккенс — «Приключения Оливера Твиста», «Большие надежды», «Тяжёлые времена».
Читайте также:  Влияние человека на биосферу — плюсы и минусы

В эту группу следует включить и различного рода мыслителей, философов, а также представителей от обществознания и социологии — обществоведов (чьи произведения, несмотря на свою значимость, никогда не пользовались популярностью). Среди них — Никколо Макиавелли, Рене Декарт, Барух Спиноза, Фома Аквинский, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Мишель Фуко, Будон Раймон, Альфред Вебер, Теодор Гайгер, Джон Локк, Иммануил Кант и многие другие.

Источник: https://nauka.club/kulturologiya/elitarnaya-kultura.html

Про элитарную культуру

Основные плюсы и минусы элитарной культуры

Есть корпоративная культура, массовая… А есть элитарная. Что это такое?

Прежде всего, начнем с определения понятия «элитарная культура». В широком понимании, элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее) – это форма культуры современного общества, доступная и понятная не всем.

Но стоит помнить, что эти «не все» отнюдь не те люди, которые стоят выше других на финансовой лестнице.

Скорее это такие утонченные натуры, неформалы, имеющие, как правило, свой, особый взгляд на мир, особенное мировоззрение.

Элитарную культуру принято противопоставлять массовой. Элитарная и массовая культуры пребывают в непростом взаимодействии по ряду причин.

Основной из них является столкновение идеалистической и порой утопической философии элитарной культуры с прагматичностью, примитивностью и, пожалуй, «реализмом» массовой.

По поводу того, почему «реализм» взят в кавычки: ну, вы посмотрите на современные «шедевры» кино («Человек — муравей», «Бэтмэн против супермена»…, в них и не пахнет реализмом – галлюцинации какие-то).

Элитарная культура обыкновенно выступает против консюмеризма, «амбициозности, полуобразованности» и плебейства. Интересно заметить, что культура элиты также противостоит фольклору, народной культуре, т.к. она является культурой большинства.

Неискушенному стороннему читателю элитарная культура может показаться чем-то сродни снобизму или гротескной форме аристократизма, чем она, разумеется, не является, ибо в ней отсутствует мимесис, свойственный снобизму, также к элитарной культуре принадлежат не только выходцы из высших слоев общества.

  • Обозначим основные особенности элитарной культуры:
  • креативность, новаторство, стремление к созданию «мира впервые»;
  • закрытость, отделение от широкого, всеобщего использования;
  • «искусство для искусства»;
  • культурное освоение предметов, отделение от «профанной» культуры;
  • создание нового культурного языка символов и образов;
  • система норм, ограниченный круг ценностей.

Чем же является современная элитарная культура? Для начала вкратце упомянем элитарную культуру прошлого. Она являла собой нечто эзотерическое, потаенное, ее носителями являлись жрецы, монахи, рыцари, члены подпольных кружков (например, Петрашевского, знаменитым членом которого являлся Ф. М. Достоевский), масонских лож, орденов (например, крестоносцы или члены тевтонского ордена).

Зачем же мы обратились к истории? «Историческое знание — первейшее средство сохранения и продления стареющей цивилизации», — писал Хосе Ортега-и-Гассет. Труд Гассета «Восстание масс» наглядно освещает проблему «человека массы», в нем автор вводит понятие «суперчеловек».

И именно «суперчеловек» является представителем современной элитарной культуры. Элита, что не удивительно, составляет меньшинство, она находится отнюдь не «у руля современности», т.е.

массы в настоящее время не то чтобы руководят всем, но оказывают огромное влияние на социально-политические аспекты общества; по моему мнению, к мнению массы в наше время принято прислушиваться.

Основные плюсы и минусы элитарной культуры

Я думаю, что заурядная масса практически насильно навязывает свои мысли и вкусы обществу, тем самым вызывая в нем стагнацию. Но все же, по моим наблюдениям, элитарная культура в нашем 21 веке противостоит массовой все с большей и большей уверенностью. Приверженность мейнстриму, как ни странно это звучит, становится все менее популярным.

В людях все чаще заметно стремление примкнуть к «высокому», недоступному большинству. Очень хочется верить, что человечество учится на горьком опыте прошлых веков, что «восстание масс» не состоится. Чтобы предотвратить абсолютное торжество заурядности, необходимо «вернуться к своему подлинному Я», жить с устремлением в будущее.

И в доказательство тому, что элитарная культура набирает обороты, приведу в пример наиболее ярких ее представителей. В музыкальной сфере хочется выделить немецкого скрипача-виртуоза Дэвида Гаррета. Он исполняет и классические произведения, и современную поп-музыку в собственной аранжировке.

Тот факт, что Гаррет собирает многотысячные залы своими выступлениями, не причисляет его к массовой культуре, ведь музыка хоть и может быть услышана всеми, но доступной для всякого духовного восприятия она не является. Такой же недоступной для массы является музыка знаменитого Альфреда Шнитке.

В изобразительном искусстве наиболее ярким представителем элитарной культуры можно назвать Энди Уорхола. Диптих Мэрилин, банка супа Кэмпбелл… его произведения стали настоящим достоянием общественности, при этом принадлежа все-таки к элитарной культуре.

Искусство ломографии, ставшее очень популярным в девяностых годах двадцатого столетия, по моему мнению, можно считать частью элитарной культуры, хотя в настоящее время существуют и Международное ломографическое общество, и объединения фотографов-ломографов.

Вообще, про то, что такое искусство, читайте по линку.

В 21 же веке начали набирать популярность музеи современного искусства (например, ММОМА, Эрарта, PERMM). Очень спорным, однако, является искусство перфоманса, но, на мой взгляд, его смело можно назвать элитарным. И примером художников, выступающих в этом жанре, являются и сербская художница Марина Абрамович, и француз Ваграм Зарян, и петербуржец Петр Павленский.

Примером же архитектуры современной элитарной культуры можно считать город Санкт-Петербург, который являет собой место встречи разных культур, в котором почти каждое здание заставляет человека знающего обратиться к межвременному диалогу.

Но все же архитектура Санкт-Петербурга не является современной, поэтому обратимся к архитектурным произведением современных творцов.

Например, дом-ракушка «Наутилус» мексиканца Хавьера Сеносиана, библиотека Луи Нюсера, архитекторы Ив Байяр и Франсис Шапю, «Зеленая цитадель» немецкого архитектора Фриденсрайха Хундертвассера.

Основные плюсы и минусы элитарной культуры

«Зеленая цитадель» немецкого архитектора Фриденсрайха Хундертвассера

И говоря о литературе элитарной культуры, нельзя не упомянуть Джеймса Джойса (и его легендарный роман «Улисс»), оказавшего значительное влияние на Вирджинию Вулф и даже Эрнеста Хемингуэя. Писатели-битники, например, Джек Керуак, Уильям Берроуз, Аллен Гинзберг, по моему мнению, могут считаться представителями литературы элитарной куьтуры.

Также хочется добавить к этому списку Габриэля Гарсиа Маркеса.

«Сто лет одиночества», «Любовь во время чумы», «Вспоминая моих грустных шлюх»… произведения испанского лауреата Нобелевской премии, несомненно, пользуются большой популярностью в элитарных кругах.

Если говорить о современной литературе, хочется назвать Светлану Алексиевич, лауреата Нобелевской премии по литературе в 2015 году, произведения которой хоть и признаны литературным (и не только) сообществом, смысл их все же не доступен большинству людей.

Так, нужно обладать огромным запасом «ключей» к пониманию элитарной культуры, знаний, которые смогут помочь проинтерпретировать произведение искусства в полной мере.

Каждый день видеть Исаакиевский собор, проезжая по Дворцовому мосту, и воспринимать его как купол на фоне небе — одно дело.

Но при взгляде на тот же самый собор вспоминать историю его создания, ассоциировать его с примером позднего классицизма в архитектуре, обращаясь тем самым к Петербургу 19 века, к людям, жившим в то время, вступая с ними в диалог сквозь время и пространство — совсем другое дело.

Рекомендуем также к прочтению статью про современную культуру России

Источник: https://ege59.ru/2016/01/09/pro-elitarnuyu-kulturu/

Потребители элитарной культуры

Выделение в целостной структуре общества элитарного слоя началось еще эпоху Древнего мира.

Мыслителями того времени было замечено, что среди обычных людей выделяются благородные мужи, которых меньшинство, но которые способны оказывать влияние на сознание остальной части общества, нуждающейся в управлении и моральном воздействии. Такого мнения придерживались и Платон, и римский сенатор Менений Агриппа, и другие ученые и философы.

Еще в древности, когда активизировались процессы разделения труда, происходило отделение духовной стороны бытия от материальной, в обществе шли процессы расслоения. В основе деления общества лежали различные признаки — люди дифференцировались не только по критерию их материального благополучия, но и, например, по статусному принципу.

Люди, имеющие какую-либо значимость, обосабливались в отдельную категорию, образовывая более значимую часть общества, в которую входили жрецы, волхвы, шаманы, представители родоплеменной власти, вожди. Все они обладали особым знанием, недоступным широким общественным массам. Они могли совершать обряды, организовывать ритуальные действия различного назначения.

Люди элиты обладали сакральным знанием. Они умели наблюдать за природой и фиксировать свои наблюдения, что в последующем позволяло им предсказывать погоду, объяснять явления природы, не поддающиеся разумению простых людей. Эти знания они накапливали веками, передавали их из поколения в поколение и свято хранили.

Большая часть общества верила в их сверхестественные способности и боялась их. Соответственно элита обладала властью над людьми.

Основные плюсы и минусы элитарной культуры

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Окончательно элитарный слой общества формируется в рабовладельческом обществе, когда труд рабов освобождал состоятельных граждан от физического труда, высвобождая много свободного времени.

При любом общественном строе элитарные слои составляли лишь малую часть от всего объема населения. Это были люди, обладающие какой-либо властью, что позволяло им влиять на различные социокультурные процессы.

Это относится, прежде всего, к аристократии, под которой подразумевается высший слой какого-либо социума.

Вместе с тем элиту общества составляют люди, выделяющиеся своими талантами, своим мастерством. Выдающиеся художники, ученые, философы, писатели и поэты образуют интеллектуально-творческую элиту. Чаще всего интеллектуально-творческий элитарный слой существует относительно автономно, но все же взаимопроникновение присутствует.

Таким образом, элитарные слои общества создают элитарную культуру в целом, которая существует во всех сферах человеческой активности.

Элитарная культура как движущая сила культурного развития

Замечание 1

Понятие элитарная культура включает в себя представление о культуре привилегированной части общества, которой характерна ценностная обособленность, смысловая закрытость.

Термин «элита» в переводе с французского языка означает «отборное, лучшее».

Элитарная культура создается узким кругом специалистов-профессионалов для такого же узкого круга ценителей прекрасного, которые обладают специализированными знаниями для понимания замысла творца.

Читайте также:  Керамическое покрытие сковороды: плюсы и минусы выбора

Элитарная культура транслирует смыслы и ценности, стоящие высоко над обыденностью и повседневностью. Носителями элитарной культуры выступают привилегированные слои общества. Но это не только правящая верхушка общества. Выделение в обществе элиты присутствует в каждом общественном классе.

В культурологии элита понимается как особая часть общества, имеющая специфические духовные способности, что позволяет ей генерировать творческие процессы самовыражения и самореализации. Именно культурная элита способствует культурному развитию, обогащению культурными смыслами, порождению новых идей и форм, тем самым обеспечивая общественный прогресс.

Таким образом, элитарная культура – это профессиональная культура, специализированная область творчества. Создатели элитарной культуры и ее потребители обладают специализированными навыками, которые позволяют им кодировать и декодировать смыслы ее творений, зная ее язык, который может быть усвоен только в результате специальной подготовки.

Ориентированность элитарной культуры и ее потребители

Высокая элитарная культура – это в первую очередь культура экспериментальная. Она свободна от каких-либо рамок, шаблонов и обязательств.

Произведения элитарной культуры – это интуитивное художественное освоение мира, поиск новых форм и методов его познания, это творческое вдохновение, самореализация и самовоплощение художника-творца.

Поэтому в элитарном искусстве ярко выражен авангардный характер, что делает элитарное искусство не доступным широким слоям общества. Но оно не имеет такой цели, скорее напротив.

Более того, многие мировые художественные шедевры лишь по прошествии времени были по достоинству оценены людьми и вошли в сокровищницу культурного достояния человечества. Поэтому если очерчивать круг потребителей элитарного искусства, то произведения, по-настоящему обладающие высокой эстетической и художественной ценностью, являются достоянием всего человечества. И каждый человек, знакомясь с образцами элитарной культуры, не может остаться равнодушным.

Таким образом, элитарная культура во всех формах своего проявления является тем генератором культурного развития человечества, без которого духовная сущность человечества погибнет. Потребителями элитарной культуры как таковой является тот же ограниченный круг людей, которые способны ее оценить и понять.

Но элитарная культура проявляет себя в тех или формах и в массовой культуре.

Так как массовая культура в силу своей неспособности к творчеству черпает в элитарности новые идеи и смыслы, каждый человек, даже не посвященный в сакральные знания элиты, может «отщипнуть» кусочек высшего смысла, обогатив свой внутренний мир.

Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/potrebiteli_elitarnoy_kultury/

1.5. Массовая и элитарная культура

Особенности
производства и потребления культурных
ценностей позволили культурологам
выделить две социальные формы существования
культуры:
массовую
культуру и элитарную культуру.

Массовой
культурой называют такой вид культурной
продукции, которая
каждодневно производится в больших
объемах. Предполагается,
что массовую культуру потребляют все
люди, независимо от
места и страны проживания. Массовая
культура —
это
культура повседневной жизни, представленная
самой широкой аудитории по различным
каналам, включая и средства массовой
информации и коммуникации.

Массовая культура
(от лат.
massa
комок, кусок) —
явление культуры
XXв., порожденное НТР, урбанизацией,
разрушением локальных общностей,
размыванием территориальных и социальных
границ.
Время ее
появления
– серединаXXв.

, когда средства массовой информации
(радио, печать, телевидение, грамзапись
и магнитофон) проникли в большинство
стран мира и стали доступны представителям
всех социальных слоев.

В собственном смысле массовая культура
проявила себя
впервые в США на рубеже XIX
— XX
веков.

Известный
американский политолог Збигнев Бжезинский
любил повторять фразу, которая стала
со временем расхожей: «Если Рим дал миру
право, Англия парламентскую деятельность,
Франция — культуру и республиканский
национализм, то современные США дали
миру научно-техническую революцию и
массовую культуру».

Истоки широкого
распространения массовой культуры в
современном мире кроются в коммерциализации
всех общественных
отношений, при
этом массовое производство культуры
понимается по аналогии с поточно-конвейерной
индустрией.

Многие творческие
организации (кинематограф, дизайн, ТВ)
тесно связаны с банковским и промышленным
капиталом и сориентированы на выпуск
коммерческих, кассовых, развлекательных
произведений.

В свою очередь потребление
этой продукции — это массовое потребление,
ибо аудитория, которая воспринимает
данную культуру — это массовая аудитория
больших залов, стадионов, миллионы
зрителей телевизионных и киноэкранов.

Ярким
примером массовой культуры является
эстрадная музыка, которая понятна и
доступна всем возрастам, всем слоям
населения.

Она
удовлетворяет сиюминутные запросы
людей, реагирует на любое новое событие
и отражает его. Поэтому образцы массовой
культуры, в частности шлягеры, быстро
теряют актуальность, устаревают и
выходят из моды.

Как правило, массовая
культура обладает меньшей художественной
ценностью, чем элитарная.

Цель
массовой культуры — стимулирование
потребительского сознания у зрителя,
слушателя, читателя. Массовая
культураформирует
особый тип
пассивного, некритического восприятия
этой культуры у человека.
Она создает личность, которая достаточно
легко поддается манипулированию.

Следовательно,
рассчитана массовая культура на массовое
потребление и на среднего человека, она
понятна и доступна всем возрастам, всем
слоям населения независимо от уровня
образования. В
социальном плане она формирует новый
общественный
слой, получивший название «средний
класс».

Массовая культура
в художественном творчестве выполняет
специфические социальные функции. Среди
них главной является иллюзорно-компенсаторская:
приобщение человека к миру иллюзорного
опыта и несбыточных грез.

Для этого
массовая культураиспользует
такие развлекательные
виды и жанры искусства, как цирк, радио,
телевидение; эстрада, шлягер, китч,
сленг, фантастика, боевик, детектив,
комикс, триллер,вестерн,
мелодрама, мюзикл.

Именно
в рамках этих жанров создаются упрощенные
«версии
жизни»,
которые
сводят социальное зло к психологическим
и моральным факторам. И
все это сочетается с открытой или скрытой
пропагандой господствующего образа
жизни.

Массовая
культура в большей степени ориентируется
не на реалистические образы, а на
искусственно создаваемые
образы (имидж) и стереотипы.
Сегодня новомодные «звезды искусственного
Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных
поклонников,
чем старые боги и богини.

Современная массовая культура может
быть интернациональной и национальной.

Особенностимассовой культуры:общедоступность
(понятность всем и каждому) культурных
ценностей; легкость восприятия;
шаблонность созданных социальных
стереотипов, тиражируемость,
развлекательность и забавность,
сентиментальность, упрощенность и
примитивность, пропаганда культа успеха,
сильной личности, культа жажды обладания
вещами, культа посредственности,
условность примитивной символики.

Массовая культура
не выражает изысканных вкусов аристократии
или духовных поисков народа, механизм
ее распространения напрямую связан с
рынком, и она преимущественно является
приоритетом мегаполиснных форм
существования. Основа успеха массовой
культуры – это бессознательный интерес
людей к насилию и к эротике.

  • Вместе с этим, если
    рассматривать массовую культуру как
    стихийно складывающуюся
    культуру повседневной жизни,которая
    создается обычными людьми, то ее
    положительными моментами являются
    ориентация на среднюю норму, простая
    прагматика, обращенность к огромной
    читательской, зрительской и слушательской
    аудитории.
  • В качестве антипода
    массовой культуры многие культурологи
    рассматривают
    элитарную культуру.
  • Элитарная
    (высокая) культура —
    культура
    элиты, предназначенная для высших слоев
    общества, обладающих
    наибольшей способностью к духовной
    деятельности,
    особой художественной восприимчивостью
    и
    одаренных
    высокими нравственными и эстетическими
    задатками.

Производителем
и потребителем элитарной культуры
является
высший привилегированный слой общества
— элита (от франц. elite
— лучшее, отборное, избранное).
Элита —
это не только родовая аристократия,
а та
образованная часть
общества, которая обладает
особым
«органом восприятия» — способностью
к эстетическому созерцанию и
художественно-творческой деятельности.

По разным оценкам
потребителями элитарной культуры в
Европе на протяжении нескольких веков
остается примерно одна и та же доля
населения – около одного процента.
Элитарная культура – это, в первую
очередь, культура образованной и богатой
части населения. Под элитарной культурой
обычно подразумевают особенную
утонченность, сложность и высокую
качественность культурной продукции.

Главная функция
элитарной культуры – производство
социального порядка в виде права, власти,
структур социальной организации
общества, а также обосновывающей этот
порядок идеологии в формах религии,
социальной философии и политической
мысли.

Элитарная культура предполагает
профессиональный подход к созданию, а
люди, создающие ее, получают специальное
образование.

Круг потребителей элитарной
культуры – это
ее
профессиональные творцы:
ученые,
философы, писатели, художники, композиторы,
а также представители высокообразованных
слоев общества, а именно: завсегдатаи
музеев и выставок, театралы, художники,
литературоведы, писатели, музыканты и
многие другие.

Элитарную культуру
отличает очень высокий уровень
специализации и высочайший уровень
социальных притязаний личности: любовь
к власти, богатству, славе считается
нормальной психологией любой элиты.

В высокой культуреапробируются
те художественные приемы, которые будут
восприняты и правильно поняты широкими
слоями непрофессионалов многие годы
спустя (до 50 лет, а иногда и более).

Определенный срок высокая культура не
только не может, но должна оставаться
чуждой народу, ее необходимо выдержать,
а зрителю за это время творчески созреть.

Например, живопись Пикассо, Дали или
музыка Шенберга трудна для понимания
неподготовленного человека даже сегодня.

Поэтому элитарная
культура носит экспериментальный или
авангардный характер и, как правило,
она опережает уровень восприятия ее
среднеобразованным человеком.

С ростом уровня
образования населения расширяется и
круг потребителей элитарной культуры.

Именно эта часть общества способствует
общественному прогрессу, поэтому
«чистое» искусство должно быть
ориентировано на удовлетворение запросов
и потребностей элиты, и именно к ней
должны обращаться своими произведениями
художники, поэты, композиторы. Формула
элитарной культуры: «Искусство ради
искусства».

Одни
и те же виды искусства могут принадлежать
как высокой, так и массовой культуре:
классическая музыка – высокой, а
популярная – массовой, фильмы Феллини
– высокой, а боевики – массовой. Органная
месса С.

Баха относится к высокой
культуре, но если она используется в
качестве музыкального рингтона на
мобильном телефоне, то автоматически
зачисляется в разряд массовой культуры,
не теряя при этом своей принадлежности
к высокой культуре.

Многочисленные
оркестровки произведе

ний
Баха в стиле легкой музыки, джаза или
рока вовсе не компрометируют высокой
культуры. То же самое относится и к Моне
Лизе на упаковке туалетного мыла или
ее компьютерной репродукции.

Особенности
элитарной культуры:
ориентируется
на «людей гения», способных к эстетическому
созерцанию и художественно-творческой
деятельности, отсутствуют социальные
стереотипы, глубокая философская
сущность и нестандартное содержание,
специализированность, изысканность,
экспериментальность, авангардизм,
сложность культурных ценностей для
понимания неподготовленного человека,
утонченность, высокая качественность,
интеллектуальность.

Вывод.

1.С точки
зрения научного анализа не существует
более полноценной или менее полноценной
культуры, две
данные разновидности культуры являются
культурой в полном смысле этого слова.

2. Элитарность и
массовость – это лишь количественные
характеристики, имеющие отношение к
числу людей, которые являются потребителями
артефактов.

Читайте также:  Ехать ли в Гонконг — плюсы и минусы города, общая информация

3.Массовая
культура соответствует потребностям
людей в целом, а потому отражает реальный
уровень человечества. Представители
элитарной культуры, создавая нечто
новое, тем самым поддерживают достаточно
высокий уровень общей культуры.

Источник: https://studfile.net/preview/5288181/page:12/

Массовая и элитарная культуры. Массовая культура: плюсы и минусы

Позитивное
и негативное влияние массовой культуры
на общество.

Для начала я хотел бы раскрыть само
понятие массовая культура.

«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии
понятие, обобщённо выражающее состояние
буржуазной культуры с середины 20 века.

Это понятие характеризует особенности
производства культурных ценностей в
современном индустриальном обществе
и массовое потребление, т. е.

подчинение
ему как своей цели (массовое производство
культуры при этом понимается по аналогии
с поточно-конвейерной индустрией).

По моему мнению Массовая культура
обладает рядом признаков,которые влияют
на людей: развлекательность, забавность,
сентиментальность комиксов, ходовых
книжно-журнальных публикаций; ориентированность
на подсознание, инстинкты — жажда обладания,
чувство собственности, национальные
и расовые предрассудки, культ успеха,
культ сильной личности; ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ
ВЛИЯНИЕ

Важнейшим, если не определяющим,
признаком «массового общества» является
«массовая культура».

Отвечая общему духу времени,
она, в отличие от социальной практики
всех предшествующих эпох, примерно с середины
нашего столетия становится одной из прибыльнейших
отраслей экономики и даже получает соответствующие названия:
«индустрия развлечений», «коммерческая культура»,
«поп-культура», «индустрия досуга» и т.п.

Кстати, последнее из приведенных обозначений открывает еще одну
из причин возникновения «массовой культуры»
— появление у значительного слоя трудящихся
граждан избытка свободного времени, «досуга».
У людей все больше возникает потребность
«убивать время».

На ее удовлетворение,
естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура»,
которая проявляет себя преимущественно в чувственной
сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства.

Особенно важными каналами общей демократизации
культуры за последние десятилетия стали кино,
телевидение и, конечно, спорт (в его чисто
зрительской части), собирающие огромные
и не слишком разборчивые аудитории, движимые
лишь стремлением к психологическому расслаблению.

Для выполнения своей функции
— снятия сильных производственных стрессов
— «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной;
обращенная к людям часто с недостаточно
развитым интеллектуальным началом, она во
многом эксплуатирует такие сферы человеческой
психики, как подсознание и инстинкты.

Всему этому соответствует и
преобладающая тематика «массовой культуры»,
получающей большие доходы от эксплуатации
таких «интересных» и понятных всем людям тем,
как любовь, семья, карьера, преступность
и насилие, приключения, ужасы и т.п.

Любопытно и психотерапевтически
положительно, что в целом «массовая культура» жизнелюбива,
чурается по-настоящему неприятных или удручающих
аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения
завершаются обычно счастливым концом.

Неудивительно, что наряду со «средним»
человеком, одним из потребителей подобной
продукции, является прагматически настроенная
часть молодежи, не отягощенная жизненным
опытом, не утратившая оптимизма и еще
мало задумывающаяся над кардинальными
проблемами человеческого существования.

Массовая культура в состоянии сегодня
играть и положительную роль, приобщая
массы к сложнейшим духовно-нравственным
проблемам в адаптированном виде.

Но оставит ли
отдельная личность дальнейшие поиски
культурных музыкальных ценностей, или будет довольствоваться
обретенными суррогатами массовой культуры
– это уже напрямую зависит от самой личности.

Исключительная роль здесь принадлежит воспитанию,
художественно-эстетическому образованию.

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ

Массовая культура, особенно при
ее сильной коммерциализации, способна
вытеснять и высокую, и народную
культуры.

Для многих русских, и опять же, в первую
очередь, молодых, характерно отсутствие
этнокультурной или национальной самоидентификации,
они перестают воспринимать себя как русских,
утрачивают свою русскость.

Социализация
молодежи происходит либо на традиционно-советской,
либо на западной модели воспитания, в
любом случае, вненациональной. Русская
народная культура (традиции, обычаи, обряды)
большинством молодых людей воспринимается
как анахронизм.

Отсутствие у русской
молодежи национальной самоидентификации
как раз и приводит к более легкому проникновению
в молодежную среду вестернизированных
ценностей.

Во многих чертах молодежная субкультура
просто повторяет, дублирует телевизионную
субкультуру. Здесь следует отметить, что с начала
1990-х гг. массовая культура в ее экранных,
телевизионных видах приобретает все
более негативный характер.

Например,
из 100 фильмов, наиболее популярных в ленинградских
видеосалонах, 52 % имели все признаки боевиков,
14 фильмов ужасов, 18 фильмов-каратэ.

При
этом, по мнению экспертов-киноведов, не
было ни одного фильма, отличающегося
художественно-эстетической ценностью,
и только 5 % обладали определенными художественными
достоинствами. Репертуар кинотеатров
на 80-90 % состоит из зарубежных фильмов.

Источник: https://mode-house.ru/massovaya-i-elitarnaya-kultury-massovaya-kultura-plyusy-i-minusy/

Элитарная культура — это… Что такое Элитарная культура?

Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию[1][стиль!].

Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности[стиль!][источник не указан 199 дней].

Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного[стиль!][источник не указан 199 дней].

Содержание

  • 1 Происхождение термина
  • 2 Особенности
  • 3 См. также
  • 4 Примечания

Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней.

Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К.

Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения — языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы — священнослужителей, политиков, деятелей искусств — используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.

Особенности

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности.

Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей[2]. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.[3]

Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению.

В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные ее трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант ее инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения.

В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат — репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста — в виртуальном музее).

Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации — в том числе с традиционного книжного на цифровой — не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель — полиграфический или электронный — этой информации.

Определять подобные произведения высокой культуры, изменившие характер функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности, когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие акцентируются и выступают в качестве ведущих.

Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в формировании «ценностных ориентаций», соответствующих характеру господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов массового сознания членов «потребительского общества». Тем не менее элитарная культура является для массовой своеобразным образцом, выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания.

Таким образом, элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В.

 Кондакова [4], элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает).

Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в.

и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

См. также

  • Аристократия
  • Элита
  • Высшее общество
  • Снобизм

Примечания

Источник: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/704122

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector