Цифровизация образования — основные плюсы и минусы

Цифровизация образования — основные плюсы и минусы

Коллеги, я дал такой громкий заголовок не для того, чтобы опубликовать большую аналитическую или публицистическую статью. Моя цель двоякая: опубликовать ваше мнение, а с другой стороны продемонстрировать любопытный сервис, с помощью которого я и проведу данный опрос.

Цифровизация образования — основные плюсы и минусы

Scrumlr.io  — это любопытное минималистское приложение для совместного онлайн обсуждения, где участники высказывают своё положительное или отрицательное мнение на заданную тему. То есть это онлайн доска с минимумом инструментов, предназначенная для «вброса» аргументов «ЗА» и «ПРОТИВ».

Итак, предлагаю участие в дискуссии по заявленной теме: «Цифровизация образования. Мифы и реальность. Плюсы и минусы». Зайдите по данной ссылке. Заводить аккаунт ни авторам дискуссии, ни участникам не нужно. Просто введите своё имя или псевдоним. Можно писать на русском языке. После ввода имени нажмите JOIN (присоединиться).

Цифровизация образования — основные плюсы и минусы

Выскажите своё мнение. Количеством слов вы не ограничены. Но постарайтесь изложить своё мнение кратко. Введите текст в окошках внизу.

Цифровизация образования — основные плюсы и минусы

В светлом окошке вы вводите свою позитивную оценку, в тёмном — негативную. После окончания не забудьте нажать знак .

Ведущий может впоследствии может подвести итоги, акцентировать внимание на каком-то из высказываний.

Цифровизация образования — основные плюсы и минусы

Итак, коллеги, предлагаю высказать своё мнение на очень злободневную тему, которая будоражит учителей. Уверен, что ваши оценки, как положительные, так и отрицательные могут повлиять на общее представление о цифровом образовании, о том, что ждёт российскую школу в ближайшем будущем, и как свести до минимума вполне ожидаемые риски.

Источник: http://didaktor.ru/cifrovizaciya-obrazovaniya-mify-i-realnost-plyusy-i-minusy/

Главный тренд российского образования – цифровизация

Цифровизация образования — основные плюсы и минусыПродолжение. Начало читайте в номере «Учительской газеты» от 23 января 2018 года

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов попытался вкратце обрисовать ситуацию “по уровням”. 

— Что касается школы, то можно с уверенностью сказать: здесь мы добились очень серьёзного прогресса, который выражен в значительном продвижении позиций России в исследованиях PISA, PIRLS, TIMSS, ICCS и так далее, — отметил он.

– Правда, представители Сингапура, страны, которая по результатам этих же исследований, занимает верхнюю строчку, почему-то своей победой не очень гордятся. По их мнению, это частный успех, и он показывает лишь то, насколько хорошо учащиеся владеют навыками XX века.

А вот что касается навыков XXI века, тут пока ничего не ясно. 

Цифровизация образования — основные плюсы и минусыВ плане развития профессионального образования, считает Кузьминов, у нас заметный провал, так как финансирование учреждений системы СПО примерно такое же, как и в среднем образовании. А должно быть значительно лучше, поскольку колледжи и техникумы дают не только знания в рамках общеобразовательной программы, но и профессиональные навыки, то есть им нужна гораздо более мощная материально-техническая база, однако этим могут похвастаться далеко не все ссузы. Да, что касается успехов в международных соревнованиях WorldSkills, то здесь мы тоже, что называется, “рванули”, однако от “спорта больших достижений” нам надо переходить к “массовому спорту”, чтобы подобные результаты могли демонстрировать не отдельные звёздочки, а каждый среднестатистический учащийся колледжа и техникума.

Вузы дают несколько больше поводов для оптимизма, поскольку здесь мы имеем 20-30 учреждений, способных давать очень качественное образование и соперничать с иностранными университетами. И в этом секторе мы развиваемся даже успешнее, чем Китай.

Однако вызывает особую тревогу другая статистика: так, по словам Ярослава Кузьминова, в России более 50% студентов обучаются заочно, при этом не секрет, что подобная форма обучения финансируется государством в десять (!) раз ниже, чем очная.

И вряд ли тут можно говорить о массовом качественном высшем образовании. 

Точно так же нам пока нечем похвастаться и в плане образования для взрослых. В России лишь 16% взрослого населения вовлечено в процесс получения нового или дополнительного образования.

Это очень мало, поскольку в развитых странах Европы и Америки эта цифра составляет 45%, 60% и даже 70%.

А это, в свою очередь, говорит о неспособности нашего населения участвовать в высокотехнологичном производстве, эффективно использовать последние достижения HiTech, создавать новые знания и т.д.

— Я абсолютно уверен: главный тренд в образовании связан с цифровой революцией, которая приведёт к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения и так далее, — сообщил Кузьминов. — Это, в свою очередь, послужит причиной для последующей реогранизации образовательного процесса, во многом основанной на использовании технологий искусственного интеллекта. Например, совершенно очевидно, что в течение ближайших 5-10 лет будут разработаны такие системы автоматического перевода текстов и речи с любого языка, которые позволят свободно воспринимать чужую речь. Что это значит? А то, что электронные ресурсы, библиотеки ведущих вузов мира и лекции лучших преподавателей станут доступны для каждого учащегося, а не только для тех, кто владеет иностранным языком. Всё это приведёт к полному перестроению образовательного процесса, переосмыслению роли педагога, которому теперь придётся не объяснять тот или иной материал, а помогать найти источник этого материала и разобраться в нём. Иными словами, глобализация образования – явление неизбежное, и не надо его бояться, нужно готовиться к нему.

Точно такая же радикальная революция ожидает и методику преподавания, систему проверки качества знаний. Сейчас педагог задаёт из года в год одни и те же задания, ответы на которые ученик вполне может получить и из Интернета, в готовом виде.

Глупо бороться с влиянием гаджетов, запрещать учащимся использовать возможности Глобальной паутины для решения тех или иных задач.

Выход совсем в другом – надо разрабатывать индивидуальные образовательные траектории и придумывать для каждого ученика свой собственный, уникальный набор заданий, ответ на которые потребует творческого подхода, умения сравнивать, взвешивать, анализировать, отсеивать ненужное, коммуницировать и так далее. Но нельзя снова взвалить всё это на плечи педагога, помочь ему справиться с подобной задачей может всё тот же  искусственный интеллект. 

И, конечно же, можно ожидать развития в образовательном процессе ещё двух трендов – проектной деятельности и обучения в игре. Игры помогут детям и взрослым овладевать новыми знаниями и умениями в увлекательной и ненавязчивой форме, а проекты способны дать возможность раскрыться каждому человеку, исходя из его способностей и предпочтений. 

Цифровизация образования — основные плюсы и минусыВ ближайшем будущем нам придётся решать ещё одну проблему, которая уже сейчас вызывает серьёзное беспокойство: проблему неуспешных людей.

 Традиционно система образования делает основной упор на поддержку тех, кто хорошо успевает и усваивает материал, а вот дети, которые в том или ином предмете упорно “не тянут”, остаются не удел, их в лучшем случае, просто “тянут”, в худшем – подвергаются репрессиям со стороны педагогов. В будущем из них вырастают люди, испытывающие отвращение к учёбе и умственному труду.

Но ведь они вполне могли бы найти себя в чём-нибудь ещё, помимо интеллектуальной деятельности. Дать возможность каждому стать успешным хоть в чём-то, значит, избавить страну от озлобленных людей, тунеядцев, плохих работников, алкоголиков.

У нас таких граждан очень много, и если их количество снизить хотя бы не несколько процентов, экономический выигрыш в масштабах всей страны был бы колоссальным. 

По данным психологов, стереотип неуспешности формируется у ребёнка в самом раннем возрасте, до 3-х лет, то есть задолго до поступления в 1-й класс. А это значит, что инвестиции в дошкольное образование способны дать колоссальный эффект, гораздо больший, чем в среднее и высшее, как это ни странно.

Чтобы охватить всё население России в этом возрасте, потребуется выделить из федерального бюджета порядка 200-300 миллиардов рублей ежегодно. Но эти затраты абсолютно гарантированно окупятся с лихвой в будущем.

И если финансисты поверят учёным-психологам, можно будет обеспечить стране экономический рост уже через пару десятилетий.

Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев рассказал о своём видении главных образовательных трендов грядущей эпохи. 

— Высшее образование становится массовым, — констатировал он. – Вроде бы это ни для кого не секрет, но надо просто принять это как неизбежность, поскольку подобная тенденция наблюдается во всём мире. Хорошо это или нет – вопрос отдельный, но вот что следует из него.

Мы привыкли, что люди с высшим образованием – это интеллектуальная элита общества. Это было бы так, если бы в вузы шли только самые умные. Но поскольку идут все, наблюдается очень серьёзный разрыв в интеллектуальных способностях учащихся вузов. Это факт, с которым надо смириться.

Массовость высшего образования неизбежно приведет к тому, что решить эту проблему с максимальным эффектом можно будет только используя новые технологии, дистанционное обучение, искусственный интеллект и т.п.

Поскольку всех учить одинаково хорошо не получится, мы будем вынуждены встать перед выбором: либо помогать самым умным, либо пытаться подтянуть остальных хотя бы до среднего уровня. Образование будет всё более и более специализированным, профессионалов широкого профиля будет всё меньше. 

Массовость высшего образования неминуемо вступит в противоречие с возможностью отдельных граждан, обладающих повышенным достатком, обеспечить для себя и своих детей особые условия, в то время как провозглашаться будет всеобщая доступность и равенство прав. 

Цифровизация образования — основные плюсы и минусыВ заключение Сергей Синельников-Мурылев добавил, что пытаться готовить только тех специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, задача крайне сложная, ибо анализ потребностей этого рынка в средней и долгосрочной перспективе – дело невероятно трудное. 

— Победами в PISA, PIRLS, TIMSS и других исследованиях мы обязаны, в первую очередь, успешному внедрению новых образовательных стандартов начальной школы, — заявил директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. – В этом документе прописаны как раз те требования, которые нужны для развития навыков, без которых невозможно решать творческие задания.

Персонализация образования, его вариативность, работа с избыточными данными и многое другое дали потрясающий результат, наши дети теперь гораздо лучше умеют решать проблемные задачи, умеют искать ответы и не боятся задавать вопросы. Я всегда говорил – “да здравствуют почемучки!”

Президент АО «Управляющая компания «Просвещение» Владимир Узун выразился более скептически в плане перспектив российского образования. По его мнению, сегодня очень мало кто готов инвестировать в образование, хотя он, например, готов гарантировать полный возврат полученных средств в течение 10 лет.

Но даже под 10% годовых инвесторы предпочитают не рисковать. И их не могут убедить никакие доводы учёных о том, что вкладывать в дошкольное образование в несколько раз более выгодно, чем в высшее профессиональное. Опять же, нет согласия между политиками, чиновниками и бизнесменами.

Читайте также:  Профессия прокурор: плюсы и минусы выбора

В той же Дании, например, во всех образовательных проектах фигурирует их национальная компания LEGO, которая приносит львиный процент прибыли. И попытка заключить контракты с иностранными корпорациями означает для датчан лишь то, что деньги будут уходить за рубеж, хотя они могли бы остаться в стране.

У нас такого понимания нет до сих пор, поэтому мы легко сдаём рынки иностранцам, хотя могли бы иметь дело со своими производителями. 

Научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» города Москвы Александр Адамский пришёл к неожиданному, но очень печальному выводу.

Российская система образования за последние годы демонстрирует реальный и очень ощутимый рост, который подтверждён, в частности, целым рядом независимых международных исследований.

Деньги, вложенные с систему, не пропали даром, однако это ни коим образом не изменило негативного отношения к ней со стороны общества в целом и даже самого образовательного сообщества, в частности.

Иными словами, нам есть, чем гордиться, и мы правда очень много сделали для повышения качества отечественного образования, но почему-то на его престиже это никоим образом не отразилось. Люди предпочитают, как и раньше, твердить о том, что мы катимся в пропасть, что лучшее в мире образование разрушено бездумными реформами, ученики деградируют, что дальше будет только хуже… Бороться с этим необходимо, в том числе, и рассказывая о наших победах, об опыте лучших школ России.

Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко привела ряд красноречивых цифр.

По её словам, в образование мы, действительно, вкладываем немалые средства, однако если сравнить их с объёмами вложений других стран, выяснится, что мы не можем гарантировать даже минимального уровня финансирования.

У нас эти объёмы не доходят и до 5% от ВВП, а у них составляют 7%, 8% и даже 9%. Единственная надежда – на то, что мы, как всегда, сможем малыми средствами решить большие задачи. 

На это Ярослав Кузьминов заметил, что, согласно исследованиям НИУ ВШЭ, 41% граждан России готов инвестировать в образование своих детей от 5% до 15% своего дохода. Что, как ни странно, вполне сопоставимо с Соединёнными Штатами, где родители изъявили точно такое же желание.

То есть люди готовы вкладывать деньги в систему образования, если уверены, что эти средства пойдут на обучение их детей.

Проблема, однако, в том, что мы пока просто не в состоянии обеспечить им эту возможность, то есть сделать так, чтобы те, кто может и хочет, могли бы грамотно распорядиться своими средствами, не оказывая никакого прессинга на тех, кто этого сделать не может. 

Возможно, создание такой системы – дело ближайших лет. 

Фото автора 

Источник: http://www.ug.ru/article/1029

Школа XXI века: плюсы и минусы цифрового образования

В российских школах начался новый учебный год.

Первый звонок, букеты гладиолусов, белые банты – 1 сентября сохранило свои основные атрибуты и выглядит практически так же, как и 10-20 лет назад.

И все же сегодняшние первоклассники приходят в совершенно иную школу –«школу будущего», и она весьма сильно отличается от той среды, в которой учились их родители и старшие братья и сестры.

В 2016 году в Москве был запущен проект под названием «Московская электронная школа» (МЭШ), направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды во всех столичных школах.

В 2017 году во всех школах Москвы были введены единый электронный журнал и дневник.

А к концу 2018 года практически все школы были оснащены интерактивными панелями, серверами, ноутбуками для учителей и подключены к высокоскоростному интернету и локальным сетям через Wi-Fi.

Вместо набитых учебниками портфелей –один легкий планшет или ноутбук, вместо проверочных работ на листочках – интерактивные тесты, а вместо обычной меловой доски – многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном.

Звучит, как школа мечты, не правда ли? Однако далеко не все так радужно.

В то время как одни говорят, что будущее наступило, и наши дети, вступив в эпоху цифровых технологий, почерпнут из нее все лучшее, другие с опаской смотрят на обилие гаджетов, которое окружает сегодняшних школьников, и задаются вопросом: как это отразится на еще не окрепшем детском организме?

В первую очередь беспокойство родителей и учителей вызывают интерактивные панели, которыми с этого года оборудованы почти все московские школы.

Интерактивная доска выполняет множество полезных функций: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео- и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока.

Но какое воздействие эти доски будут оказывать на здоровье, если использовать их каждый день?

Также ряд опасений вызывает повсеместное подключение школ к сети WiFi. Так, в 2017 году в Исландии прошла Международная конференция «Дети, время экрана и беспроводное излучение», где 130 ученых из 26 стран призвали запретить использование беспроводных сетей в учреждениях для детей из-за того, что не установлен безопасный уровень электромагнитных полей радиочастотного диапазона. 

О плюсах и минусах цифровой школы мы поговорили с двумя экспертами, мнения которых разделились. 

«Зрительная нагрузка стала более агрессивной»

Так, доктор медицинских наук Марина Степанова, заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ НМИЦ Минздрава России, убеждена: чрезмерное использование электронных средств в школах может нанести вред здоровью детей и педагогов. Однако обосновать это с научной точки зрения пока не представляется возможным: недостаточно данных, признается Степанова.

«Интерактивные доски сейчас достаточно энергично модифицируются, поэтому те доски, по которым уже есть какие-то наработанные научные данные (проводились исследования об их влиянии на здоровье школьников и учителей, разработаны нормативы в части того, чтобы ограничивать непрерывное использование этой доски для детей с учетом их возраста) сейчас уже начинают в какой-то степени устаревать, – объяснила Степанова. – Новые технические возможности и новые модификации досок требуют таких же исследований и даже, может быть, более развернутого наблюдения. Конечно, пока нельзя сказать, что интерактивные доски у нас введены повсеместно. Но, в частности, в московских школах их появление связано с тем, что в столице действует система «Московская электронная школа». Она предполагает оснащение школ интерактивными панелями, которые совершенно по-другому передают изображение и не всегда рационально используются. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда поступают активные жалобы не только от детей, но даже от учителей, которым приходится в течение всего учебного дня активно использовать эти доски. Исследования в этой области начаты, но нельзя сказать, что сегодня мы располагаем обстоятельными данными о том, как регламентировать использование этих досок в школах».

Несколько лет назад НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводил исследования в классе, где используются панельные доски. «Педагог заканчивала рабочий день вся в слезах – это реакция на работу с цифровой доской», – вспоминает Марина Степанова. 

Ее слова позволяют сделать вывод, что использование доски все-таки не проходит бесследно для зрения человека. В течение всего учебного дня смотреть на светящийся экран – серьезная нагрузка на глаза даже для взрослого, не говоря уже о ребенке. 

Цифровизация образования — основные плюсы и минусы Рогулин Дмитрий/ТАСС

Сегодня перед учеными стоит задача: обосновать такие требования, которые бы обеспечивали удобное считывание информации с интерактивных панелей, говорит Марина Исааковна. Необходимо установить четкие нормы: размер и характер шрифта, минимальные размеры изображения, которое подается на экраны, чтобы информацию было одинаково удобно воспринимать и с первой, и с последней парты.

«Есть еще одна большая проблема: к сожалению, у нас нет культуры использования интерактивных досок. Их надо отключать, когда они не используются, переводить в спящий режим – это, к сожалению, мы встречаем редко.

 Это еще и следствие того, что нет соответствующего инструктажа учителей на эту тему, чтобы они формировали на доске такой контент, который был бы читаем всеми без напряжения.

Вопросов остается еще достаточно много», – признается Степанова.

Она также отметила, что одним из самых распространенных заболеваний среди школьников, связанных с учебным процессом, продолжает оставаться близорукость.

«Структура так называемых школьно обусловленных патологий не меняется в последнее годы. Но мы провели наблюдение: наши специалисты в течение десяти лет, то есть на протяжении всего периода обучения в школе, отслеживали состояние здоровья группы детей.

И этот мониторинг показал, что очень резкими темпами возрастает именно показатели нарушения зрения у учащихся. Конечно, мы это связываем не только со школой, а вообще с тем, что детство сейчас у нас погружено в гаджеты.

Но, безусловно, зрительная нагрузка в школе тоже не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Ее характер меняется: она становится более агрессивной.

 Ребят ведь тоже никто не учит, как правильно использовать гаджеты, как надо профилактировать нарушения зрения, особенно если к этому уже есть показания», – заключила собеседница «МИР 24».

Преодоление «цифрового разрыва»

Тем временем кандидат психологических наук, врио директора «Психологический институт Российской академии образования», доцент НИУ ВШЭ Павел Сергоманов смотрит на ситуацию с бо́льшим оптимизмом. Он убежден: цифровизация поможет решить три главных школьных проблемы.

Во-первых, проблему плохой успеваемости, в частности, у детей с особенностями восприятия, поскольку современные технологии позволят адаптировать образовательные программы под детей с разным уровнем развития.

Во-вторых, проблему низкой заинтересованности в учебе: практика показывает, что работа с цифровыми устройствами делает учебный процесс для школьников более увлекательным.

И, наконец, в-третьих, по мнению Сергоманова, единая электронная база данных избавит (а во многих регионах уже избавила) педагогов от бюрократической волокиты, начиная от заполнения журнала и заканчивая составлением всевозможных отчетов.

При этом Сергоманов, впрочем, согласился с тем, что влияние интерактивных досок и прочих гаджетов на здоровье школьников и учителей необходимо всесторонне изучать.

«За зрение, безусловно, нужно переживать. Нужно требовать сертификацию и проводить исследования. Но содержательно вопрос не столько в досках, сколько в программном обеспечении и, что самое главное – в том, как учитель с этим работает.

Если учителю это, как минимум, облегчает жизнь, то это уже неплохо. Ведь мы же знаем, что есть «цифровой разрыв» между учителями и детьми. Поэтому все, что работает на преодоление разрыва – это хорошо.

Еще важнее, насколько такой софт решает учебные задачи, реализует познавательные потребности и интересы детей», –отметил Сергоманов.

Вопрос высоких технологий и их вторжения в мир детства раздирает общество на две части.

С одной стороны, мы становимся все ближе к «школе будущего», где учебный процесс максимально удобен и продуктивен, с другой – совсем недавно в России обсуждалась обратная инициатива: отбирать у детей гаджеты при входе в класс. Что примечательно, в пользу этой идеи неоднократно высказывалась министр просвещения РФ, бывшая глава Минобра Ольга Васильева.

Читайте также:  Плюсы и минусы бесключевого доступа в автомобиль

Цифровизация образования — основные плюсы и минусы Рогулин Дмитрий/ТАСС

«Вопрос действительно противоречивый, потому что как вы личную вещь отберете у ребенка, как сможете ограничить ее использование, если он вам скажет, что использует ее в учебных целях? – рассуждает Сергоманов. – Ограничения должны быть разумными. Нужно договариваться.

Во многих странах есть программа BYOD (Bring your own device – «принеси свое собственное устройство»), которая позволяет ребенку принести в школу свой девайс под требования школы и подключиться к школьной сети.

Нужно искать в том числе технические и регулирующие решения, которые помогут детям лучше учиться.

Однако замечу, что и с обновлением программ здесь возникает вопрос. Например, существуют редакторы и «решатели» формул и уравнений: наводишь смартфон на формулу, и он тебе выдает решение, с подробными объяснениями, с вариантами и т.п. И в этой ситуации вам уже непонятно, кто решает – ребенок или гаджет. При этом мы понимаем, что это неизбежно наступающее будущее.

Это, как говорит академик Алексей Семенов, цифровые инструменты повседневности. Они уже почти повсеместно. Дети нам справедливо скажут: «А зачем нам напрягаться, если можно взять девайс и получить решение? Какой толк в том, что вы нам задаете эти старые задачки с нахождением дискриминанта?». И они по-своему правы.

Если принять это, а не прятаться, то это значит, что учителю нужно перестраивать урок, нужно менять содержание заданий и методику, стандарты преподавания и еще массу всего.

Поэтому я думаю, что нужно искать реально интересные решения, создавать экспериментальные площадки и изучать, как дети и учителя справляются с новыми вызовами, насколько им безопасно, комфортно и интересно».

Сергоманов напомнил, что наряду с приверженцами технологий сегодня в мире есть и те, кто продвигает обратный социальный тренд – своеобразный технологический дауншифтинг. Но, конечно, отказ от цифровых благ цивилизации практикует меньшинство. Поэтому лучшее, что мы можем делать – это учиться использовать технологии правильно.

«Важно, чтобы мы относились к технологиям рефлексивно, то есть понимали, где они уместны, а где неуместны, и также стимулировали к этому детей – осмысленно относиться к применению.

Нужно в том числе учить их отказу от технологий, потому что в технологиях также есть компоненты психологической зависимости.

Мы становимся зависимыми от различных устройств и с этим нужно справляться, не допускать их деструктивного влияния на наши возможности полноценно жить, любить и работать», – заключил эксперт.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИ ЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: https://mir24.tv/articles/16376108/uchim-cifru-plyusy-i-minusy-elektronnogo-obucheniya-v-shkolah

Навстречу переменам: семь задач цифровизации российского образования :: РБК Тренды

Цифровая эра требует не только новых умений от выпускников школ и вузов, но и другого подхода к организации самого обучения. Эксперты НИУ ВШЭ выделили семь задач цифровизации обучения в России, решать которые надо сейчас

Цифровизация образования — основные плюсы и минусы

Gerry Broome / AP

Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются, уверены авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документ подготовлен к российско-китайской образовательной конференции, которая прошла в Москве на базе НИУ ВШЭ в сентябре 2019 года.

Многие педагоги, пишут авторы доклада, до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними.

«Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», — отмечается в докладе. Поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.

0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.

Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Применительно к России авторы доклада выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно.

  1. Развитие материальной инфраструктуры. Сюда входит строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методологических материалов.
  2. Внедрение цифровых программ. Другими словами, создание, тестирование и применение учебно-методических материалов с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и так далее.
  3. Развитие онлайн-обучения. Постепенный отказ от бумажных носителей информации.
  4. Разработка новых систем управления обучением (СУО). В дистанционном образовании СУО называются программы по администрированию и контролю учебных курсов. Такие приложения обеспечивают равный и свободный доступ учеников к знаниям, а также гибкость обучения.
  5. Развитие системы универсальной идентификации учащегося.
  6. Создание моделей учебного заведения. Чтобы понять, куда должно двигаться школьное и университетское образование в плане технологий, нужны примеры того, как это должно работать в идеале: с использованием новых СУО, инструментов и устройств Индустрии 4.0 и так далее.
  7. Повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий.

Источник: https://www.rbc.ru/trends/green/5d9ccba49a7947d5591e93ee

Цифровизация образования – надежды и риски

Цифровизация образования — основные плюсы и минусы

При этом, несомненно, дальнейшая цифровизация должна обеспечить повышение качества образования, поскольку появляется возможность существенно увеличить объем ресурсов, доступных для использования в образовательном процессе.

Будущее уже наступило

Сегодня образовательное пространство интенсивно растет и расширяется за счет развития цифровой среды: создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, количество массовых открытых онлайн-курсов измеряется тысячами, а численность их потребителей – миллионами. Дистанционное образование уже прочно вошло в нашу жизнь.

Вопрос в другом: есть ли у нас достаточно качественный контент, чтобы заполнить те «цифровые мощности», которые возникают. Безусловно, в использовании цифровых технологий видятся большие возможности для школьного и дополнительного образования детей. Однако далеко не все электронные ресурсы производят впечатление серьезных и качественных.

Они, наверное, могут помочь в освоении школьной программы, но, честно говоря, хотелось бы видеть для современных школьников более продвинутые и учитывающие детскую психологию продукты. Тем более что наши дети, можно сказать, с пеленок живут в цифровой среде, и к 10-12 годам очень хорошо в ней ориентируются.

По мнению школьников, учителя не имеют тех навыков поиска информации и общения в цифровом мире, которые сами учащиеся хорошо и быстро осваивают.

Особенно это заметно в крупных городах, но очень скоро эти навыки (или скажем красиво – компетенции) в полном объеме распространятся на средние и малые города, а также на села.

Между тем технический прогресс – это всегда улица с двусторонним движением. Он порождает не только огромные возможности, но и риски.

Электронные учебники – боты-помощники

Существует мнение, что через 5-7 лет исчезнут бумажные учебники. Хочется поспорить, что в продвинутых школах они останутся.

Как именно будет реализовываться программа? Бумажный учебник будет оцифрован и размещен в ридерах и планшетах? Или будут созданы принципиально другие учебники, такие учебники-роботы, которые сами будут следить за прохождением ребенком учебного материала, выбирать темп его освоения, оценивать, насколько хорошо пройденный материал усвоен, искать формы взаимодействия с учеником, чтобы его заинтересовать в качественном выполнении всех заданий, создавать психологически комфортные условия обучения.

Понятно, что при таком учебнике-боте учитель практически исключается из образовательного процесса. Возможно, он будет проверять, все ли в порядке у того или иного ученика, и если что – менять учебник. Хотя и с этим может справиться учебник-бот, если запрограммировать в него отслеживание эффективности обучения.

Школьный исход

Словом, лет через 10 после внедрения таких технологий роль учителя подвергнется глобальному переосмыслению.

Но, что еще более серьезно, учащийся в случае появления таких учебников перестанет нуждаться в школьном классе, следовательно, и в самой школе.

Он будет сидеть дома и учиться, а учитель-контролер будет удаленно проверять, прошел ли учащийся материал, сколько времени на это затратил, какие трудности у него возникли в процессе изучения разных тем.

Но тогда ведь не возникнет то, что мы называем навыками XXI века: умение коммуницировать с другими людьми, работать в команде и тому подобное. Если мы захотим получить именно эти навыки, нам придется создавать среду, в которой указанные компетенции будут вырабатываться, помимо собственно процесса обучения.

Например, школа – это будет спортивная площадка или театральная студия, или хор, или что-то еще. Нам придется отрывать детей от цифровой среды и помещать их в среду человеческого общения. Таким образом, задачи школы могут измениться крайне существенно.

Цифровая среда действительно обеспечит нам индивидуальное обучение, а школе придется заняться выстраиванием практик коллективного (нецифрового) действия. И это только один из рисков в области трансформации образования и школы.

А их, конечно же, значительно больше, но о других в следующий раз.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2018/2/26/blog/2148-tsifrovizatsiya_obrazovaniya__nadezhdy_i_riski

Статья «Цифровые технологии в образовании»

Цифровые технологии в образовании.

1.Ни для кого не секрет, что использование цифровых технологий считается основным требованием во многих профессиональных областях. Это, конечно, касается и образования. Теперь с помощью цифровых технологий преподаватели могут эффективнее преподносить материал, поэтому возможности обучения значительно расширяются.

Сегодня преподаватели могут общаться с коллегами со  всего мира, из других институтов и школ. Они давно вышли из офлайн пространства конференций и собраний и с удовольствием участвуют в вебинарах, видео конференциях, онлайн чатах.

Цифровые технологии в образовании — это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых технологиях.

Цифровые технологии развиваются с огромной скоростью. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы: больницы, заведения общественного питания, обучающие учреждения. Эксперты все чаще говорят о переходе школьной программы на электронный формат. Когда эта задумка воплотиться в жизнь, изменится не только система образование, но и ее смысл и предназначение.

Современная формулировка школьного обучения в корне отличается от старой. Цифровизация образования — именно так называется процесс перехода на электронную систему.

2. Цифровизация образования: особенности и свойства

Пока что, подробно говорить о будущих изменениях сложно, но уже сейчас можно сказать, что поменяется.

Учебные материалы, планы, занятия, журналы и дневники — все это перейдет на онлайн-версии. Ученик сможет проводить уроки, не выходя из дома, по Интернету. Создадутся электронные ресурсы, на которых обучающийся найдет подробную информацию для занятий.

Читайте также:  Газовая пушка: плюсы и минусы, принцип работы и устройство

Школы будут оснащаться современными технологиями: компьютеры, планшетные панели. В каждом заведении проведут Интернет для доступа к информационному контенту.

Учителям придется обучаться новой системе образования. Эта профессия полностью изменится. Цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала. Педагог выступает в роли помощника, куратора, к которому придется обращаться лишь при необходимости.

Основные «+»цифровизации

Приучение к самостоятельности. Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремится к знаниям. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней заботы педагогов ученик добьется более высоких результатов.

Отсутствие бумажной волокиты. Школьникам приходится носить сразу несколько учебников и тетрадок, которые занимают значительное место и много весят в сумке. Нагрузка может быть такой сильной, что у ребенка будет болеть тело. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.

Экономия. Так как Цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Тем более, школьные принадлежности очень дорогие. Электронные версии необходимо будет заменять на новые только в случае поломки старой техники.

Упрощение работы педагогов. Профессия учителя считается одной из самых сложных. На воспитание юных умов тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому развиваются ученики. Школьники обращаются к нему лишь в спорных ситуациях.

Шаг в будущее. Переход к цифровому образованию — это значимый этап к созданию Интернет-технологий. Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения поможет школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.

Недостатки онлайн-образования

Риск отрицательного результата. Эти изменения будут кардинальными. Нет возможности точно сказать: будет ли такое новшество положительным. Данная система применится впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.

Отсутствие творчества. Ученые доказали, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Даже взрослым людям рекомендуется создавать свои записи с небольшими корректировками.

Это также способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкнет к скучному повествованию.

Детское творчество заметно пострадает.

Снижение умственной активности. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.

Плохая социализация. Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок тут же попадает в другой социум, где никого не знает.

В учреждении он получает не только знания, но и обретает друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека.

Это повлияет на дальнейшее развитие личности.

Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения.

В следующих поколениях уже вряд ли найдется человек с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев.

Могут поменяться строение костей, суставов и мышц.

Абсолютный контроль. Это относится к школьникам, педагогам и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества.

Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В будущем такой возможности не будет, что плохо для детей. Это заметно ударит по самостоятельности.

Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и не правильными способами.

Функция педагогов. После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.

  • На своих уроках по географии я применяю следующие цифровые технологии и ресурсы:
  • ЕКЦОР-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  • ФЦИОР -Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

https://Learningapps.org – сервис для создания интерактивных заданий.

www.raptivity.com –программа для создания интерактивных упражнений

https:// storymap.knightlab.com –программа для создания виртуальных экскурсий. и.т.д.

Нужны ли информационные изменения

Оценить все плюсы и минусы такой системы, ее последствия будет возможно спустя десятилетия. Когда придет время, поменяется вся структура образования. Хорошо это или плохо — решится спустя время.  

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tcifrovie_tehnologii_v_obrazovanii_140527.html

Цифровизации образования – внедрение в образовательный процесс

  • «Цифровизации образования – внедрение в образовательный процесс»
  • преподаватель ОГБПОУ Костромской машиностроительный техникум»
  • Бедов Александр Николаевич

Аннотация.

Рассматриваются подходы к системе цифровизации образовательного процесса в техникуме, проанализированы задачи внедрения цифровых технологий и их возможная реализация.

Требование времени к изменению использования цифровых средств в профессиональной подготовке.

Ключевые слова: цифровизация, профессиональное образование, цифровые технологии, цифровая среда.

Основанием для инициации и реализации цифровизации образования являются:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы
  • Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р.

Из нормативно-определяющих документов целью цифровизации профессионального образования должно являться — обеспечение широкой доступности к информационно-цифровым ресурсам и использование цифровых технологий в образовательном процессе.

По мнению А.А.

Ивашкиной современная деятельность ПОУ во многом зависит от того, в какой степени преподаватели и сама администрация владеют цифровыми технологиями и цифровой информацией, насколько быстро они могут ее самостоятельно или с использованием информационных технологий проанализировать и обработать, а также довести ее до конечного потребителя – обучающегося и их законных представителей1.

Для начала рассмотрим несколько подходов к пониманию «Цифровизации».

Сегодня «цифровизацию» (от англ. didgital, цифровой) уже можно вносить в словари в качестве омонима, из-за большого количества значений.

Ели объяснять этот термин «по-простому», то цифровизация – это то, что требуется, чтобы «сделать процесс образования стал более гибким, приспособленным к реалиям современного дня и способствовал формированию конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире»2.

  1. «Цифровизация» – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов.
  2. «Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств»3.
  3. «Процесс «цифровой трансформации» – это процесс перевода процесса в «гибкое» состояние из существующего»4.

Термин «цифровизация» сегодня имеет тенденцию использования для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресурса на цифровой.

К примеру, книги не просто превращаются в электронные книги, а предоставляют целый спектор интерактивных и мультимедийных ресурсов.

Соответственно, процессы могут стать уже онлайн-диалогами между различными сторонами образовательного процесса.

«Цифровизация — это изменение парадигмы того, как мы думаем, как мы действуем, как мы общаемся с внешней средой и друг с другом. И технология здесь — скорее инструмент, чем цель»5.

И рассматривая в контексте развития самого образовательного учреждения (в нашем случае – ОГБПОУ «Костромской машиностроительный техникум» — далее техникум), которое хочет стать «цифровым», должен фокусироваться на интеграции автоматизации и размещении процессов, с целью сделать их более эффективными, за счет перераспределения ресурсов в реальной и виртуальной среде техникума. По контрасту, фокусировка на «цифровизации», должна нацеливаться на то, чтобы более эффективно получать отдачу от этих процессов, через более высокую вовлеченность в том числе и образовательных услуг.

Отсюда можно сформулировать те задачи цифровизации, которые, скорее всего, должны быть поставлены перед техникумом:

  1. обучение и повышение квалификации самих педагогических работников техникума по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности;

  • 2) реализация цифровых технологий в образовательном процессе;
  • 3) предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;
  • 4) обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий ИПР и обучающимися;
  • 5) создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий.
  • 6) оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с не ограниченными ресурсами;
  1. накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий техникумом.

Для выполнения рассмотренных задач необходимо понимания о существующем состоянии информатизации техникума. За период с 2011 по 2014 гг.

техникум преобразовывался – происходило укрупнение техникума за счет присоединения профессиональных училищ, так в 2011 году к техникуму присоединились 2 крупных училища – ПЛ№15 и Центр Рейн-Вестафилия, в 2014 году присоединилось ПУ №30 (Красное на Волге).В результате чего произошло объединение и материально-технической базы.

В результате объединения и за период более чем 30 лет внедрения ИКТ в техникуме на 2018 год в нашем техникуме имеется 272 компьютера из которых 222 используются в учебных целях и 122 доступны для использования обучающимися во внеурочное время. Из этого числа на сегодня имеется 42 ноутбука – из которых 29 задействованы в учебном процессе.

  1. Имеется сенсорный электронный терминал, четыре электронные доски, дистанционные классы с интернет доступом к интегрированной системе доступа Пеликан, стенды — бегущая строка по корпусам для информирования участников образовательного процесса и бедующих абитуриентов и их законных представителей.
  2. Современная информационная, а в перспективе цифровая, среда образовательной деятельности формируется:
  3. — обучающимся (по их образовательным запросам в соответствии с программами подготовки);

– «педагогами (они определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения и т.д.);

  • –педагогическим коллективом техникума (он определяет через локальные акты – положения регламенты и порядки общие требования к обучающимся, сохраняемые традиции техникума, формы взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);
  • –государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов)6.
  • В информационном поле техникума в доступе у обучающихся, родителей и инженерно-педагогических работников имеются:

официальный сайт техникума — https://kmtko.my1.ru,

портал Дистанционного обучения техникума — http://109.236.211.150/course/index.php,

Источник: https://infourok.ru/cifrovizacii-obrazovaniya-vnedrenie-v-obrazovatelniy-process-3371080.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector