Метод опроса в психологии — основные плюсы и минусы

Метод опроса в психологии — основные плюсы и минусы

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются.

Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные.

Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме.

Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

Вопросы

Правила составления вопросов

  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
  • Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • Вопросы должны быть конкретными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка.

Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа.

Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

  • Субъективные — проективные

Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/metod-oprosa

Метод опроса в психологии

  • Если в психологии появляются вопросы, на которых нет или недостаточно ответов, специалисты прибегают к целому ряду исследований для их получения.
  • Опрос самый распространенный прием психологического исследования, который заключается в выявлении мнений, взглядов, предпочтений и убеждений респондентов относительно исследуемых фактов, явлений, процессов или событий.
  • Этому методу отдают предпочтение ввиду его различных преимуществ.
  • Стандартизированные опросы предоставляют данные практически без ошибок.
  • Являются экономичным и эффективным способом получения большого количества информации от большой выборки людей.
  • Могут проводиться удаленно через интернет, мобильные устройства и охватывать большую область географии.
  • Дают количественные данные, которые могут быть полезны для поддержания и развития гипотез. Однако этот метод также имеет недостатки и слабые стороны, которые необходимо учитывать.
  • Опрос зависит от желания, честности и памяти респондента. Ответы не всегда могут быть точным отражением истинного мнения отвечающего.
  • Нечетко сформулированные вопросы могут подорвать хорошо спланированное исследование.

Инструментами опроса могут быть анкеты, интервью, а так же их комбинации в целях устранения возможных случайных или ложных ответов.

психологические методы изучения.

Интервью

Интервью подразумевают социальное взаимодействие.

Это психологическая беседа с человеком, объектом исследования, когда хотят получить информацию о нем от него самого или с несколькими людьми для изучения фактов, мнений, ориентаций данного сообщества, что позволит выбрать сведения, повторяющиеся у всех, и те, которые есть у каждого отдельно.

Во время беседы интервьюер может разъяснять вопросы, если они являются сложными для понимания ответчика; стимулировать заинтересованность и успокоить относительно конфиденциальности. В ходе беседы очень важно установить контакт с человеком и наблюдать за его поведением и реакциями.

Интервью могут забирать много времени, ресурсоемкие, довольно трудно контролировать качество процесса опроса (интервьюер может повлиять на ответы респондента, что исказит результаты и сделает их недействительными).

Следует также отметить, что интервью может быть не лучшим способом для исследования деликатных тем (например, сексуальные отношения.

) так как человек более комфортно может чувствовать себя при заполнении анкеты в частном порядке.

Анкеты

Метод опроса в психологии — основные плюсы и минусы

Анкета — это форма с вопросами. Вопросы анкеты конкретные, строгие и одно проблемные, чаще всего закрытые, обеспеченные набором всех ответов. Опрашиваемый самостоятельно заполняет специально подготовленный вопросник, поэтому присутствие анкетера необязательно. У респондента есть возможность заполнить анкету в любое удобное для него время, тщательно обдумывать вопросы, ссылаться на записи или проконсультироваться с другими. Однако есть вероятность того, что исследуемый может соврать из-за социальной желательности.

Большинство людей хотят представить свой образ наиболее положительно. В настоящее время все большую популярность приобретают анкетирования в интернет – среде. Отличительная их особенность — автоматизм.

Однако есть и основные недостатки. Не все имеют доступ к интернету, что может затруднить осуществление опроса определённой (например, пожилых) группы лиц, а также отсутствует возможность прямого контакта.

Метод опроса состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. Поэтому должен осуществляться шаг за шагом, следуя точности процедуры, только тогда результаты будут точными и истинными.

Источник: https://psychologyc.ru/metod-oprosa-v-psixologii/

8. Виды опроса. Достоинства и недостатки метода опроса

Виды: Анкетирование; Метод лестницы;Свободный; Устный; Письменный; Стандартизированный.

Достоинства методов опроса: 1) стандартизация, обусловлен­ная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них; 2) простота, так как рес­пондентов посещать не обязательно, можно передавать им вопросни­ки по почте или опрашивать их по телефону, не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных про­фессионалов; 3) возможность глубокого анализа, обусловленная применением последовательных уточняющих вопросов; 4) возмож­ность табулирования и проведения статистического анализа с ис­пользованием методов математической статистики и соответствую­щих статистических пакетов для персональных компьютеров. Недостатки: возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

9.Интервью как психологический метод. Его особенности и виды

Интервью— это метод психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений по проблеме клиента.

Оно направлено на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение к различным свойствам его психической реальности.

Интервью предлагает осуществление влияния с помощью вопросов и специальных задач, которые раскрывают активные и потенциальные возможности другого человека. Виды: 1.

Структурированное интервью — Для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов;2. Свободное интервью — Носит характер непринужденной беседы; 3. Интервью по компетенциям — Сочетает в себе элементы свободного и структурированного интервью.

10.Требования к проведению беседы

Определите цель беседы, иначе она будет бесплодным проведением времени. При этом истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

Определите целевые вопросы: Распределите вопросы в порядке их значимости; Обратите внимание на соответствие их формулировок психологическим требованиям; Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

Определите вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника. Вступите в контакт с собеседником.

Создайте атмосферу доверия: Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу; При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами, довериться; Контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

11.Общая характеристика метода анкетирования

Анкетирование — это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму.

Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность.

Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Источник: https://studfile.net/preview/4646163/page:3/

Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  •      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ                                  

        УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА» 

  1. КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
  2.                   РЕФЕРАТ 
  3. На тему:  Общая 
    характеристика, история и место 
    метода опроса среди других методов 
    сбора первичных данных. 
      
  4.                                     студентка V курса заочного отделения
  5.                         Ирина Михайловна Петрова 
      

    Среди методов сбора первичной информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Целью нашей работы является дать лишь самую общую характеристику метода опроса и, главное, обозначить те моменты, где в применении его встречаются определенные затруднения. Перед нами стоят некоторые задачи, а именно:

    1. рассмотреть в историческом контексте метод опроса
    2. дать общую характеристику данного метода
    3. определить место метода опроса среди других методов сбора первичной информации.

Метод опроса

    Весьма 
распространенный метод в социально-психологических 
исследованиях. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых.

Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения, и т. п.

) фактах со слов опрашиваемых.

    Сбор 
первичной информации путем опросов 
стал практиковаться среди представителей общественных наук — социологов, этнографов, психологов и т. д. — еще в прошлом 
веке.

Тогда же при переписях населения 
и различных статистических обследованиях 
начали применяться массовые опросы, охватывавшие сотни и тысячи людей. Большое значение опросам при 
изучении закономерностей общественной жизни придавали К. Маркс, Ф.

Энгельс и В. И. Ленин, которые нередко прибегали к данным, полученным путем опросов.

  •     Все разнообразие методов опроса, применяемых 
    в социально-психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:  
    1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану; 
  • 2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей.
Читайте также:  Научно-технический прогресс: плюсы и минусы

    Одним из первых использовал анкету в психологическом 
исследовании Ф. Гальтон с целью 
изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопросы его подробной анкеты ответили 100 крупнейших английских ученых.

Полученные данные были проанализированы и изложены род Гальтоном в 
монографии «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874). Пионерами 
применения анкетного метода в психологии являлись также А. Бине во Франции 
и С.

Холл в США, основные работы которых 
относятся к концу XIX — началу XX века. А. Бине прибегал к анкетированию 
для исследования интеллекта детей, а С. Холл — для изучения психологических 
особенностей детского и юношеского возраста.

В это же время анкетный опрос как метод психологических 
педагогических исследований начинает применяться и в России.

    Устный 
опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами 
различных научных школ и направлений. Во всяком случае, даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой 
вынуждены в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации слов испытуемых.

 
Решающим фактором, который, в конечном счете, определяет подлинную научность того или иного опроса, является позиция исследователя — его методология. Путем опросов можно получить информацию о фактах как первого, так и второго рода. 
Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность.

Их данные во многом основаны на самонаблюдении и свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мыслях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. В то же время существует множество таких сторон общественной психологии, изучение которых невозможно без использования опросов.

Так, получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т. чаще всего осуществляется посредством опросов в тои или иной форме. При этом данные могут отражать явления, относящиеся не только к настоящему времени, но также к прошедшему и будущему.

Безусловно, глубина и полнота ответов, их достоверность зависят от умения опрашиваемого наблюдать за самим собой и адекватно излагать переживаемые процессы и явления. 

Имеющийся опыт проведения социально-психологических исследований показывает, что опросы могут играть позитивную роль при условии сопоставления полученной информации с результатами анализа статистических данных, официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только избегать абсолютизации методов опроса, применения их там, где нужны другие методы сбора первичной информации.

  1.     Суть 
    метода заключается в сборе социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные исследователем, вытекающие из целей и задач исследования.
  2.     Область применения опроса в социальной психологии:
    • на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
    • опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;
    • как основной метод сбора эмпирической информации.
  • Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:
  • · в 
    социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;
  • · опрос, как правило, не используется для 
    выборочных исследований;
  • · применяется 
    как сплошной опрос на реальных социальных группах;
  • · чаще всего проводится в очной форме;

· в 
социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты 
др.) изучения объекта.

     Источником 
информации при опросе является словесное 
или письменное суждение опрашиваемого 
лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность 
зависят от умения исследователя 
грамотно построить конструкцию 
опросника.

Существуют специальные 
техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение 
надежности и достоверности информации: определение представительности выборки 
и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса (В. А. Ядов, 1995; Г.

М. Андреева, 1972; А. Л. Свенцицкий, 1977; Э. Ноэль, 1978).

     Эффективность опроса зависит в первую очередь 
от грамотного составления опросного 
листа, выбора места и времени 
опроса, грамотной организации процедуры 
проведения опроса.

Очень важна четкая фиксация исследовательских задач (содержание которых определяется программой исследования); знание интервьюерами особенностей респондентов, и освоение психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса; понятность предлагаемых формулировок вопросов респондентам; мотивирование респондентов и интервьюеров к успешной совместной деятельности.

  1.      Опросы 
    можно разделить на несколько 
    групп, в зависимости от способов взаимодействия с респондентом:
  2. — опрос 
    может быть дистанционным, например, телефонные опросы, опросы в Интернете, 
    различные анкеты (в том числе, 
    опрос по почте);
  3. — опрос 
    может быть личным (Face-to-face), и тогда 
    в него входят квартирные опросы (опросы по месту проживания), уличные (сюда можно включить 
    и опросы в магазинах), опросы 
    с центральной локализацией (in-hall, hall-test).

     Квартирный 
опрос
подходит для большинства задач, связанных с изучением общественного мнения. Территория населенного пункта, в котором будет проводиться опрос делиться на примерно одинаковые участки.

На каждом участке намечается квартира (дом) которая является точкой старта. Интервьюер работает согласно заранее установленным правилам движения.

У квартирных опросов есть свои плюсы и минусы: плюсы – возможность проведения длительных (вплоть до 40-45 минут) интервью с предъявлением стимульного материала (образцов продукции, карточек) и, конечно же, простота контроля работы интервьюеров (достаточно позвонить респонденту).

Минусы – достаточно высокая себестоимость проведения таких интервью, требующая высокой квалификации интервьюеров и недоверчивость опрашиваемых (согласитесь, не каждый пустит в свою квартиру незнакомого человека).

     Опрос с центральной 
локализацией
чаще всего применяют для тестирования рекламной продукции. Интервью проводится в специальном помещении. Плюсы: те же, что и в квартирных опросах. Минусы: «неслучайность» и неравномерность выборки. Сложность рекрутирования отдельных групп граждан (автомобилисты, мамы с маленькими детьми и т.д.).

     Уличный опрос может применяться для широкого круга социальных и маркетинговых задач. Интервью проводятся на улицах, в магазинах, на выходах из торговых точек. Такие опросы проводятся быстро и недорого по себестоимости, что является их несомненным достоинством.

И, кроме того, если проводить опросы в торговых центрах, есть возможность опроса самых различных групп респондентов.

Однако есть и существенные недостатки – сложно контролировать работу интервьюеров, влияние погодных условий (снег, дождь), сложность решения организационных вопросов (например, разрешение, на проведение опроса в магазине).

     Анкета, опрос по почте иногда единственная возможность опросить требующуюся целевую группу. Существует два варианта сбора информации – сбор анкет сразу по заполнению или же сбор через некоторое время (в случае, если опрос почтовый).

У анкетирования есть несколько плюсов – невысокая стоимость проведения, отсутствие «эффекта интервьюера» и более высокая откровенность респондентов.

Однако и недостатки существенные – скорость получения данных, проблема возврата анкет (а вернее не возврата), не всегда репрезентативная выборка.

     Интернет-опросы в настоящее время, при существующем количестве пользователей Интернета, могут применяться только для изучения аудитории пользователей сети. Достоинство – скорость «добычи» информации, а от недостатков много – выборка стихийная, нерепрезентативная, совершенно невозможно контролировать действия респондента.

     Существует 
несколько видов опроса, прежде всего 
анкетирование и интервьюирование.

     Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

     Интервьюирование 
представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

     Существует 
несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно 
беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное 
интервью (свободная беседа без заранее 
заданной темы).

     Данный 
вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным 
моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению 
менее искренних ответов. В настоящее 
время широкое распространение 
получило телефонное интервью.

     Особым 
видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод 
экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе 
исследования, как к одному из методов 
контроля, проверки полученной информации.

     Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты — это компетентные в исследуемой 
области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в 
данной области.

Наиболее распространенными 
методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических 
данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов 
на основе их аттестации другими людьми[2].

Источник: http://freepapers.ru/18/obshhaya-harakteristika-istoriya-i-mesto/5530.48820.list1.html

Характеристика метода опроса в психологии

В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.

Что это такое?

Опрос — это один из методов проведения психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:

  • Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
  • Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.

Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая характеристика метода опроса в психологии.

Существует несколько разновидностей данного метода:

  1. Стандартизированные — имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
  2. Нестандартизированные — не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.

После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.

Преимущества и недостатки

К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:

  1. Стандартизация — участникам исследования задают одинаковые вопросы.
  2. Простота — опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
  3. Возможность проведения тщательного анализа.
  4. Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.

Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток — это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.

Разновидности

Существует несколько видов метода опроса в психологии:

  • анкетирование;
  • метод лестницы — используется для маркетинговых исследований;
  • свободный;
  • устный;
  • письменный;
  • стандартизированный;
  • интервью.
Читайте также:  Работа адвокатом — плюсы и минусы профессии, как выстроить карьеру

У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.

Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:

  • опрос личный — вопросы задают при прямом контакте;
  • дистанционный — участие исследователя необязательно.

Все более популярным становится интернет-опрос — это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.

Анкетирование

Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету — это специально составленный список вопросов. Общение с психологом — минимальное.

Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • аудиторное;
  • массовое.

По типу контакта со специалистом:

Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.

Интервью

Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.

Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии — это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:

  • Стандартизированное — вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
  • Ненаправленное — специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
  • Полустандартизированное — совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.

Также оно может быть:

  • предварительным — используется на стадии подготовки к исследованию;
  • основным — используется для сбора основной информации;
  • контрольным — используют для проверки спорных результатов.

Интервью делят по количеству участников:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • массовое.

Интервью является распространенным методом опроса в психологии.

Требования к проведению беседы

Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.

  1. Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
  2. Определить главные вопросы — интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
  3. Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
  4. Создание благоприятной атмосферы.

Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.

Тесты

Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:

  • личностные — позволяют оценить личность человека;
  • шкалы установок и стандартизированные анкеты — позволяют дать оценку интересам респондента;
  • объективные тесты — позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
  • ситуационные — направлены на оценку поведения человека;
  • проективные тесты — позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.

Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других — допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.

Другие разновидности

Для опроса используют и социометрические методы, и балльную систему — их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.

Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.

Как правильно составлять вопросы?

Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.

  1. Они должны быть логичными и отдельными.
  2. В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
  3. Они должны быть заданы в краткой форме.
  4. Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
  5. Вопросы должны быть конкретными.
  6. В вопросах не должно содержаться подсказок.
  7. Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
  8. Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.

Если все эти рекомендации соблюдены, то метод опроса позволяет получить нужную информацию.

Какие бывают вопросы?

Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:

  1. Закрытые (структурированные) — ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
  2. Открытые (неструктурированные) — их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
  3. Субъективные — учитывается личное мнение респондента.
  4. Проективные — в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.

От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.

Причины неточности в исследовании

Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.

  1. Неполучение ответов — это делает выборку ответов более предвзятой.
  2. Ошибки в ответах — это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить результат опроса. Это повышает субъективность анализа полученной информации.
  3. Неточная формулировка вопроса.
  4. Неправильный подбор группы людей для исследования.

Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.

Области использования

Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.

Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.

Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.

Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование.

Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист.

Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.

Источник: http://4responsible.ru/article/381440/harakteristika-metoda-oprosa-v-psihologii

Метод опроса в социальной психологии

Опрос –  это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

Типы опросов:

  1. интервьюирование;
  2. анкетирование.
  • Интервью –  вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.
  • Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
    1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:
  • а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:
  • клинические – направлены на выявление акцентуаций;
  • глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;
  • фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;
  1. б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;
    в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;
  2. 2) по степени формализации:
  • стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);
  • нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;
  • полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при:

  1. выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;
  2. необходимости опросить большое число людей.

Способы анкетирования:

  1. рассылка анкет по почте;
  2. распространение анкет в СМИ;
  3. вручение анкет по месту жительства или работы.

Достоинства  опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

Читайте также:  Opel Monterey (Опель Монтрей): плюсы и минусы автомобиля

Недостатки  данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

Источник: https://psyera.ru/2796/metod-oprosa-v-socialnoy-psihologii

Интервью как метод психодиагностики

  • Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.
  • Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.
  • Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.
  • Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.

Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.

  1. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.
  2. Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса.
  3. Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она протекает стихийно.
  4. Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.
  5. Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации.

В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.

Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.

Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.

Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.

Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.

Основные отличия интервью:

  • непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер);
  • устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).

Ситуации, где эффективны интервью:

  • зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы;
  • пилотаж (пробное исследование) при проверке качества методического инструментария.
  • в случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов терминов, представляющих языковые, смысловые или логические трудности для респондентов.
  • Функции интервью:
  • а)      получение информации;
  • б)      воздействие на респондента.
  • Достоинства интервью:
  • непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов;
  • большая доверительность и серьезное отношение информанта к беседе;
  • возможность коррекции плана беседы по ее ходу;
  • позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;
  • ситуация интервьюирования, близкая по форме к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;
  • личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе;
  • возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах;
  • устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.
  • личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника;
  • повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников;
  • возрастает содержательность и глубина собираемой информации;
  • в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;
  • более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы;
  • при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.

Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.

Недостатки интервью:

  • значительные временные затраты;
  • малая оперативность;
  • обстановка интервью может не располагать к откровенности;
  • необходимость нанимать большое количество интервьюеров;
  • трудность подготовки интервьюеров;
  • требует специальной подготовки и солидного тренинга;
  • разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений;
  • невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых опросов;
  • нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25;
  • эмоциональное поведение респондентов, респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно;
  • семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.

Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:

  • отсутствием посторонних лиц;
  • созданием максимально спокойной обстановки общения (исключение хождения кого-то по комнате, телефонных звонков и т.п.);
  • заботой о психологическом комфорте информанта — внешние атрибуты ситуации общения (мягкий свет, удобная мебель) и профессиональные умения интервьюера (убедительная речь, располагающая к себе мимика и пантомимика и т.п.).

Неблагоприятная обстановка характеризуется:

  • отсутствием отдельного помещения для проведения беседы;
  • занятие информанта рабочими и домашними делами;
  • прямым или косвенным влиянием посторонних людей;
  • прерыванием интервью для других дел (телефону, хождение по комнате, обращение к посторонним людям и т.п.).
  • на улице — наличие многолюдной толпы или, напротив, пустынное место, где трудно найти информанта с требуемыми для выборки половозрастными характеристиками.

Виды интервью:

  • качественные — количественные,
  • жесткие — мягкие,
  • стандартизированные — нестандартизированные,
  • структурированные — неструктурированные,
  • формализованные — неформализованные,
  • направленные — ненаправленные,
  • фокусированные — нефокусированные,
  • директивные — недирективные,
  • личные — групповые,
  • открытые — закрытые и др.
  1. По направленности интервью бывают — стандартизированные, полустандартизированные, свободные.
  2. Рассмотрим несколько подробнее каждый из видов интервью.
  3. Стандартизированного интервью — интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.
  4. Полустандартизированное интервью — вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком. 
  5. Свободное интервью — исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной форме высказаться по этому поводу.

Исследователь пассивен, его главное качество кроме эмпатии — умение слушать и слышать своего собеседника. Эта форма интервью помогает погрузиться в духовный мир индивида, поэтому к свободному интервью чаще прибегают психологи.

Направленное интервью предполагает:

  • четкий план интервью,
  • использование только понятий, которые есть в формулировке вопроса,
  • «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа.

Достоинство направленной техники:

  • относительная простота,
  • позволяет использовать не только специалистов,
  • возможность последующей стандартизации ответов.

Недостатки направленной техники:

  • возможная психологическая «зажатость» респондента вследствие жесткой структуры вопроса,
  • некоторая поверхностность ответов, человек старается следовать предложенным формулировкам и «отсеивает» побочную информацию, которая может оказаться интересной и полезной.
  • Ненаправленная техника — способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы.
  • Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.
  • Достоинства групповой техники:
  • присутствие других людей поощряет человека к высказыванию, стимулирует реакции индивидов;
  • групповое интервью по времени и материальным средствам наименее «затратное», позволяет опросить одновременно несколько человек.

Недостатки групповой техники:

  • участники располагает меньшим временем для высказывания, чем при индивидуальном опросе;
  • большинство людей в составе группы склонны конформировать с мнением большинства;
  • особое значение приобретает психологический тип отдельного члена группы — его доминантность или подчиненность,
  • необходимо достаточно большое помещение, чтобы участники беседы сидели по кругу, а не друг за другом.
  1. В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.
  2. Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного.
  3. По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:
  • фокусированное или направленное;
  • нефокусированное (ненаправленное).

Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Цель — сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.

Нефокусированное интервью– характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.

По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:

  • индивидуальное, или личное;
  • групповое.
  • Индивидуальное или личное интервью — беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей.
  • Групповое интервью — беседа одного интервьюера, который в  этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.
  • Его главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.

Существуют дополнительные критерии классификации видов интервью. По длительности проведения исследования интервью может быть однократным (разовым) или многократно повторяться (через определенный промежуток времени). Во втором случае оно приобретает статус повторного или лонгитюдного исследования.

По месту проведения интервью выделяют :

  • по месту жительства;
  • посетителей магазинов;
  • по месту работы
  1. По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие.
  2. Жесткое интервью — интервьюер может грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление.
  3. Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии.
  4. Мягкое интервью — предполагает вежливое обращение с опрашиваемым, употребление всевозможных этикетных правил и формул.
  5. По целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим.
  6. Диагностическое интервью — используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни.
  7. Клиническое интервью —используется как метод терапевтической беседы с пациентом с целью оказать ему психологическую помощь, например, избавиться от навязчивой идеи.
  • интервью
  • Психодиагностика
  • методы психодиагностики
  • виды интервью

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/article/intervyu-kak-metod-psihodiagnostiki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector