Плюсы и недостатки педагогики сотрудничества

Готовя этот обзор советов, которые в последний месяц давали опытные педагоги на Педсовете, я решила обратить внимание на те, которые напрямую касаются учительской профессии. Итак, что в работе педагога самое плохое, стоит или не стоит выбирать профессию учителя и как справляться с психологическим выгоранием?

Плюсы и недостатки педагогики сотрудничества

Обратная сторона учительской профессии

Среди множества вопросов о том, как воспитывать, обучать ребенка, справляться с проблемами, которые возникают у современных детей, встречаются и вопросы, связанные с учительской профессией.

Например, недавно членов сообщества Педсовета попросили перечислить плохие стороны учительской профессии помимо небольшой зарплаты. В ответах лидирует «необходимость заполнять множество отчетов».

Хотя и других «темных» аспектов учительской профессии педагоги назвали немало.

  • «Статус».
  • «Раньше я учила детей, а сейчас оказываю услуги».
  • «Если дети не признают тебя учителем и как человека».

«Для меня самое худшее — отсутствие уважения и сочувствия к труду учителя. Учителя формируют будущее страны. Унижение учителя низкими зарплатами, недоверие неоправданным контролем — самое худшее, что можно себе представить в культуре. В каком положении учитель — в таком положении страна».

«Низкий уровень оснащения кабинетов оргтехникой — приходится для работы распечатывать тесты, проверочные работы за свой счёт, а это в течение года выливается в огромные суммы. Бумага для тестов тоже за свой счёт, распечатка анкет, технологических карт урока и т.д.»

«Трудно объяснить родителям, что проблемы их детей в учебе никогда не пройдут самостоятельно, даже если учитель прилагает все свои усилия. Нужна помощь семьи, а иногда и специалистов».

«Учитель никак не защищён. Получается, что у учителя есть только обязанности, а прав нет».

«Безысходность и горькая доля, когда с возрастом наступает понимание, что после ухода на пенсию тебя забывают твои коллеги, с которыми ты бок о бок проработал многие годы и часто поддерживал в трудных жизненных ситуациях. Еще угнетает неблагодарное отношение руководства к простому учителю».

«И отсутствие уважения, со стороны родителей, а потом и со стороны учеников. Излишняя бюрократия. Отсутствие на данный момент понимания, что успешным ученик может стать, только если будет тесная взаимосвязь учителя, родителей, а если нужно и дополнительных специалистов в области здоровья и развития. Чудес не бывает, всем нужно трудиться и приучать к этому детей».

«Кто придумал аттестацию для учителя? Так унижать учителя нельзя!»

Я задала этот же вопрос лично знакомым мне учителям. Они не только упомянули те недостатки педагогического труда, которые перечислены выше, но и добавили еще:

«Армейские правила, по которым приказы не обсуждаются, а выполняются. Даже самые безумные и нелепые, а то и просто вредные. Учителя должны беспрекословно подчиняться директору, директор не смеет рот открыть при чиновниках, те тоже перед своим начальством стоят по стойке «смирно». А страдают дети и наше общее дело».

«Много лишней работы, которая к профессии не имеет отношения: то на выборах работаем, а потом с недосыпом на уроки, то на митинг нас гонят, то на какой-нибудь встрече с главой управы мы собой зал заполняем, то еще куда засунут. И чувствуешь себя не человечком, а так, человечишкой. Ну и какой после этого из меня учитель?»

«Самое плохое в моей работе – отсутствие возможностей влиять на учеников. Отчислять нельзя, на второй год оставлять не принято, даже двойку в году поставить не моги – директор заругает. Про то, чтобы наорать или дать подзатыльник, — вообще заговаривать бесполезно. А они тоже это знают и этим пользуются». 

«Бич каждого учителя – профдеформация. Мы даже не замечаем, как превращаемся в «училок» и на автомате поправляем родных, друзей, знакомых, когда они допускают ошибку в речи или на письме. Мы всегда знаем, как правильно, и всегда всех учим. Дети-то привычные, терпят, а вот взрослые начинают от нас шарахаться».

Вот так выглядит обратная сторона работы учителя. Но в Советах зашла речь и о преимуществах профессии. 

Стоит ли идти в учителя?

К нашим экспертам обратилась выпускница этого года: «Я учусь в 11 классе. Когда я говорю, что хочу в пед, мне делают круглые глаза. Некоторые выражаются прямо, тупая что ли? А вы посоветовали бы мне пойти в педагоги?»

Члены нашего сообщества дали несколько разумных советов: «Конечно, если есть желание. Слушайте свое сердце, оно подскажет правильный ответ».

«Чтобы выбрать профессию, надо спросить себя: «А чем бы я хотела заниматься 24 часа? Что мне не надоест? От чего я получаю удовольствие?» В работе учителя (как и в любой другой) есть свои плюсы и минусы.

Небольшая (гарантированная) зарплата, но большой летний отдых, много отчетности, но живое общение с детьми, сложности новых требований к профессии, но непрерывный внутренний рост учителя…

Что будет важно для Вас? С чем вы согласитесь мириться? Это и определит Ваш выбор».

«Если у Вас есть склонности и желания к этому, то тогда — ДА. А если их нет, то тогда — НЕТ.

Никого не слушайте, а думайте и решайте сами. Это Ваша жизнь. Но и с родителями поговорить не забудьте».

«Есть такое понятие «призвание»,  звучит,  может быть, и старомодно. Вам нравится «возиться» с детьми? Вы общительный человек? Вы оптимист? Вам не хочется уходить из школы? Вы учитесь хорошо? Тогда удачи!»

«Стоит! Это хорошая профессия, одна из самых нужных. Будете делать благородное дело, за которое не будет стыдно!»

«Прежде чем делать окончательный выбор, советую прочитать несколько книг об учительской профессии. Первая книга — роман В.Тендрякова «За бегущим днем». Остальные скажу после. Приятного чтения».

«Как-то уже давно я встретил на улице взрослую дочку своей одноклассницы. Спросил её: «Как дела, где учишься?» Она отвечает: «В педухе». Я не сразу понял, переспросил. Оказалось, что это пединститут.

Выбор девочки меня не удивил (её мама — школьный учитель). Но тогда я чётко уловил, что педагогика — не для неё. В итоге так и вышло.

Ваше «хочу в пед» мне не понятно. Для меня это не больше, чем просто временная хотелка. Чем спрашивать советов, лучше определиться, — оно Вам зачем? Это Ваше или нет?

Поступая в университет, изучая там педагогику, я и не помышлял работать в школе. Два месяца вузовской практики в школе и месяц вынужденного школьного учительства в армии заставили меня выбрать педагогику.

Мне никогда не нравилась наша школа. Но только «встав к доске», я увидел и понял, почему. Я пришёл в школу, чтобы поменять её и сделать настоящей.

А зачем Вы собираетесь в «пед»?»

«Если Ваше желание поступить в пединститут вызвано не желанием шокировать близких и увидеть их круглые глаза, а Вы действительно хотите учить детей и работать в школе, то следуйте своему желанию. В любом случае, я так в свое время и сделала и нисколько об этом не жалею.

Работаю в школе уже 24 года. Дерзайте, пробуйте! Если в какой-то момент поймете, что это не Ваше, то всегда можно поменять профессию. Отрицательный опыт — тоже опыт. Слушайте только себя.

Послушайте аргументы всех советующих, но решение принимайте ТОЛЬКО САМИ, чтобы потом никого не винить за свои ошибки».

«Если вы чувствуете и знаете — что можете и хотите работать с детьми, сделайте это! Только попробовав — вы поймете ваше это или нет!»

«Быть педагогом трудно, я бы сказала очень трудно. Постоянно меняются требования к качеству образования, нововведения, критерии оценки. При этом необходимо быть в всегда в тонусе, постоянно усовершенствоваться, иметь мощное терпение и учиться УВАЖАТЬ детей. Прежде чем втянуться во все это, советую ХОРОШО подумать…»

«Если желание есть — конечно. Вариантов множество на педагогическом поприще, можно выбрать для себя подходящий. Очень рекомендую присмотреться к логопедическому направлению. Востребованно, актуально, вариативно. Выучившись, приобретаешь умение помогать детям, как в стенах госучреждений, так и в свободном плавании».

«Да отличная работа».

Справиться с эмоциональным выгоранием

Но даже от самой отличной работы можно устать. И учителя устают чаще, чем представители иных профессий. А иногда устают настолько, что работать получается только через силу, со стиснутыми зубами. Психологи называют это состояние выгоранием. В Советах наши педагоги делились своими методами борьбы с этой напастью.

«Для того что бы снять эмоциональное выгорание и помочь себе, вы можете: — Сменить обстановку(поездка куда-нибудь). — Сходить в кино. — Отдохнуть с друзьями. — Взять отпуск.

  1. — Заняться любим делом».
  2. «Чтобы снять напряжение, советую посетить мастер-классы по рукоделию, обучающие вебинары, после них хочется что-то новое применить в работе, поднимает интерес».
  3. «Посещаю психологические тренинги, очень помогает».

«Нужно просто любить свою работу и людей со всеми их достоинствами и недостатками, а на занятиях использовать новые педтехнологии: деловая игра, симуляционное обучение, сотрудничество с обучающимися, и тогда будет интересно и вам, и детям и никакого профессионального выгорания. Я в профессии 42 года и по-прежнему с удовольствием иду на работу!»

«Самообразование, посещение театров и кино. Прогулки на свежем воздухе. Любить детей, уважать в них личности — не зацикливаться на проблемах — не выгорите!!!»

«Ещё Сухомлинский сказал, что успешность педагога определяется количеством свободного времени.

Чтобы не было выгорания, нужно это время провести качественно, ни в коем случае не на диване, наедине со своими мыслями! Здесь все способы хороши! Но главное, по-моему, нужно занять себя тем, что очень нравится! Прогулки, чтение хорошей книги, рукоделие, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, йогой и др. Ну и, конечно же, общение с позитивно настроенными, интересными людьми!»

«Мнение школьного психолога — «снять халатик» (вне работы не думать о работе, не таскать работу домой); мнение доктора — пошла утром на работу, глицин под язык, и жизнь налаживается; мнение мое — брать поменьше нагрузки и не выполнять чужую работу».

«Обязательно приведите себя в порядок. Это отдых, релаксация, заняться любимым занятием. И распорядок дня. Сон поможет восстановить силы».

«У любви выгорания не бывает, усталость снимает классическая музыка, живопись и путешествия, прогулки, наслаждения в доступной форме: чтение, плавание и др. Замечательно расслабляет встреча с друзьями в непривычной обстановке. Выгорать можно только от бюрократизма и глупости, но и их надо воспринимать философски».

«Для того, чтобы справиться с синдромом выгорания на работе используйте следующие приемы: 1) обратите внимание на домашнюю обстановку, может нужно что-то изменить (мелкий ремонт, перестановка мебели, разведение оригинальных комнатных растений и т.д.

) 2) Хорошо отвлекает от напряжения шитье (иду в магазин тканей, выбираю что нравится, и сама шью комплект постельного белья, юбку или платье).

3) Можно с помощью информации в интернете научиться готовить какое-либо блюдо, которое хотелось бы попробовать и устроить семье обед или ужин.

4) Заведите собаку, кошку или аквариумных рыбок. Заботы о питомцах отвлекают от проблем на работе…»

«Выгорание проявляется не только в усталости и апатии, но и появлении равнодушия к людям, в частности к детям. С профессиональной точки зрения это недопустимо. Для меня хорошее средство — фильмы. Но качественные, с жизненными уроками.

Когда их смотришь, сопереживая героям, то расширяешь свой взгляд на людей. Появляются новые ракурсы, расширяется сознание.  Собираясь на работу, включаю в качестве фона медитативную музыку. Она дает спокойствие и умиротворение.

Хорошо бы овладеть техниками медитации.

А еще можно время от времени использовать детскую игрушку калейдоскоп. Когда перед глазами цветные стеклышки складываются в узоры, то на какое-то время превращаешься в ребенка. Хорошее ощущение».

Мои друзья-учителя тоже дали советы по борьбе с выгоранием:

«Выгорание наступает, в первую очередь, от стрессов. У учителей они постоянно. Психика наша с ними не справляется. Несколько лет назад я нашла способ легче и быстрее переживать любой стресс: я иду в туалет и там расческой расчесываю волосы, закрыв глаза. Проведешь расческой по волосам сто раз – чувствуешь, что нервы в норме, от стресса и следа не осталось».

«Стараюсь гулять каждый день. Очень помогает снять усталость, переключиться. Главное – во время прогулки не думать о работе, а внимательно смотреть по сторонам, замечая всякие мелочи. Если привыкнуть каждый вечер гулять, хотя бы полчаса, по утрам просыпаешься в хорошем настроении, в нем же идешь на работу».

«Чтобы не забывать о том, что я – неплохой учитель, общаюсь в социальных сетях со своими бывшими учениками. Когда узнаешь, что вот Вова стал архитектором, а Петя – врачом, что у них семьи, дети, все хорошо, то как-то осознаешь смысл и пользу своей работы, появляется желание жить и работать дальше».

Подписаться на авторский канал Светланы Лаврентьевой

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/ucitel-minusy-i-plusy-professii-borba-s-vygoraniem

Педагогика достоинства

Своим выступлением на конференции «Эврика–Авангард-2015» Александр Асмолов задал общий тон дискуссии о гуманистической педагогике, вновь показав, что остается не только верным рыцарем вариативности, педагогики сотрудничества и достоинства, но и бескомпромиссным противником единообразия, мелочного контроля, «пеленочного детерминизма» – словом, всего того, что мешает полноценному развитию школы и ребенка.

Плюсы и недостатки педагогики сотрудничествадиректор ФИРО, академик РАО, заведующий кафедрой психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Александр Асмолов

На каких трех китах держится система образования в контексте современности? Первый кит – это педагогика достоинства, которая ставит во главу всего достоинство личности. Вспомните стихи Булата Окуджавы «Святое наше воинство».

Читайте также:  Плюсы и минусы строительства дома из пескоцементных блоков

«Совместная жизнь, основанная на достоинстве – это главное, что у нас есть. Совместная жизнь, которая теряет достоинство, становится нечеловеческой жизнью», – писал Папа Иоанн XXIII.

«Человеческое достоинство и личностная свобода – вот главное, к чему мы должны двигаться», – говорил Михаил Бакунин в своих исследованиях.

И наконец, ярчайший философ XX века Юрген Хабермас писал: «Человеческая жизнь даже в своих анонимных формах обладает достоинством и прежде всего требует уважения к другой личности».

Казалось бы, простые слова. Но если даже в нашей Конституции робко записано достоинство личности как ключевая характеристика человека, без достоинства мы никуда не двинемся.

А что значит достоинство? Достоинство имеет антиподом адаптацию, конформизм, превращение в крепостных и превращение в рабов. Я всегда цитирую Льва Толстого, который презрительно иронизировал: «Все устраиваются, когда же жить начнут?».

Эта фраза, сохраненная его дневниками, резко противоречит системам культуры, в которых господствует однообразие, жесткая беспредельная определенность, упрощенчество. А как называются такие системы? Это тоталитарные или авторитарные системы.

Они всегда пытаются погасить неопределенность, разнообразие, чтобы все привести к упрощенчеству, беспредельной простоте. Это надо отчетливо понимать.

Термин «педагогика достоинства» я впервые употребил в 1967 году в одной из своих работ, в которой писал, что учителя спорят о технологиях преподавания, а ученики на выпускном вечере признаются: «Я боюсь выходить из школы, я чувствую себя как ребенок, как звереныш в норе; не подумайте, что я счастлив, – мне страшно».

Педагогика достоинства неотделима от второго кита нашей системы образования – педагогики сотрудничества, содействия, сорадования, сострадания. Невероятно важная линия, она вошла в нашу жизнь благодаря усилиям Симона Соловейчика, Шалвы Амонашвили, других великих педагогов. Правда, ей сегодня пытаются указать на дверь.

И наконец, третий кит – это культурно-деятельностная идеология развития, которая представляет собой трансдисциплинарный подход, объединяющий психологию, социологию и культурологию. Наиболее емко эта линия прошла через последний стандарт дошкольного образования.

Не может быть одной примерной программы. Могут быть только вариативные программы развития дошкольного образования. Это сказано очень отчетливо. И они же являются авторскими программами. Но когда происходят управленческие изменения, мы все время выбираем: либо мы контролируем, либо мы развиваем.

Эта оппозиция между контролем и развитием – одна из ключевых оппозиций. Контроль рождает выученную беспомощность, апатию. Жесткий контроль рождает гиперопеку и концепцию пеленочного детерминизма. Что это такое? В ряде африканских племен ребенка связывали, чтобы он не мешал.

Если мы хотим подарить миру пеленочных детерминантов, мы проигрываем, проигрываем и еще раз проигрываем.

Педагогика достоинства, педагогика сотрудничества, педагогика развития – вот те линии, которые пересекаются между собой и дают новую палитру образования.

Источник: http://edition.vogazeta.ru/ivo/info/14539.html

Педагогика сотрудничества. Формы учебного сотрудничества

Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик.

Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет.

Педагогика сотрудничества имеет некоторое сходство с креативной педагогикой, которая учит детей творчески относиться к процессу обучения и самим становиться созидателями своего будущего. В обоих этих направлениях педагогики ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника.

Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры.

При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

Формы учебного сотрудничества

В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества

  1. Сотрудничество с учителем
  2. Сотрудничество со сверстниками
  3. Сотрудничество с самим собой.

Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой.

Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью.

В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов.

Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия, При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берёт на себя рефлексивную часть работы.

Сотрудничество со сверстником предполагает умение сотрудничать с учителем. Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи замечают причины своей некомпетентности и указывает их учителю.

Учебное сотрудничество характеризуется активностью учащегося, который, решая практическую задачу, осознаёт, что для её решения ему не хватает определённых знаний или способов действий. Ребёнок формулирует вопрос о конкретной помощи, которая ему необходима для решения задания и обращается к учителю.

Ученик, умеющий отделять известное от ещё неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя. Учитель вступает в сотрудничество с учащимся только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи.

Педагог делает всё возможное, чтобы ребёнок смог сформулировать свой вопрос на языке содержания учебного предмета. Необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало все формы взаимодействия обучения – и сотрудничество ребёнка с учителем, и с другими учениками, и с самим собой.

Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.

Учебное сотрудничество коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Основная задача учителя- координатора состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации учащимися.

Педагог, находящийся в позиции координатора обучения создаёт познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные мнения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, выводов.

Сотрудничество ученика с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. Чтобы научить ребёнка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность к определению границ собственных возможностей, что он знает и умеет и чего не знает или не умеет.

Полноценное учебное сотрудничество возможно при использовании разнообразных форм его организации, направленно на развитие у учащегося личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, на умение общаться, умение сотрудничать, умение решать проблемы, умение осуществлять самоуправление. Известны основные формы организации учебного сотрудничества – работа в парах, группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие. 

Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

  • дать учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку;
  • дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;
  • дать каждому учащемуся опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);
  • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения.

В качестве инструментов педагогики сотрудничества можно использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений и тому подобное.

Осуществление педагогики сотрудничества, изучение индивидуальных особенностей каждого ученика позволяет видеть в каждом ребёнке личность со всеми её достоинствами и недостатками, создавать условия для реализации возможностей каждого ученика в процессе обучения.

Всего комментариев:

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-3815

О педагогике сотрудничества

«Педагогика сотрудничества» одна из наиболее богатейших педагогических обобщений, которая включает в себе многочисленные инновационные процессы в образовании. Значимой составляющей педагогического общения являются взаимоотношения педагога и учащихся. Они способствуют не только успешному усвоению знаний детьми, но и их личностному развитию.

Исходя из этого, сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.

Благодаря взаимопониманию в педагогическом процессе начинают развиваться самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников.

Важнейшее место в системе сотрудничества занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на то, что учитель является субъектом, а ученик — объектом педагогического процесса.

Педагогика сотрудничества представляет ученика как субъекта.

Отсюда следует, что два субъекта должны взаимодействовать, быть партнерами, сотоварищами, представляя собой содружество более старшего и опытного с менее опытным.

Важно отметить, что оно принимает различные формы, такие как соучастие, содружество, сотворчество, сопереживание и соуправление. В зависимости от учебной дисциплины и методических требований может меняться подход к сотрудничеству между учителем и учеником.

Для того, чтобы сотрудничество состоялось, очень важно наличие положительных эмоций и отношений. Когда ученик заинтересован, то тогда передача опыта и знаний от учителя происходит более плодотворно.

Он учится самостоятельно принимать решения под лояльным руководством опытного наставника.

Форма сотрудничества меняется в зависимости от возрастных категорий учащихся.

Например, для дошкольников и учеников младших классов характерна игровая форма обучения, в которой игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах главное — это мотивация обучения.

Педагогу важно донести до ученика, что знания необходимы для его развития как полноценной личности, а в будущем как грамотного специалиста.

Мотивацию учеников к обучению увеличивают различные способы сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся. Интерес к учебе повышают разные формы занятий, например «урок — путешествие», «урок — сказка» и другие. Для ученика также важно поощрение и внимание со стороны педагога, которые стимулируют стремление к успеху и самореализации у учеников.

В ходе прохождения преддипломной практики мною были использованы такие формы занятий. Мы отправлялись с детьми в различные путешествия по островам, например, на уроках окружающего мира. Каждый остров составлял один из главных факторов здорового образа жизни человека, и на каждом из них сталкивались с проблемными ситуациями.

Детям нравятся такие уроки, они с особым желанием узнают новую и полезную информацию, лучше запоминают её.

В процессе педагогического взаимодействия педагог создает условия для мотивации учеников через индивидуальный подход, то есть при подготовке заданий учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности, в том числе и для отстающих.

Так, на уроках закрепления и повторениямы работали так, что на доске был написан план урока, то есть, задания, которые нужно выполнить.

Ученики, которые хорошо понимали материал могли решать задания самостоятельно, в конце показывая результат, а отстающие ученики работали с учителем и теми детьми, которые также плохо усвоили тот или иной материал.

Следовательно, сотрудничество учащихся и педагога — это взаимодействие и совместная деятельность субъектов.

Для этой системы характерны: пространственное и временное соприсутствие; совместные цели; организация и управление деятельностью; разделение обязанностей, функций, действий, операций; наличие позитивных межличностных отношений. В процессе сотрудничества педагога и учащихся происходит формирование коллективного взаимодействия.

Разные методы и приемы помогают в организации учебного процесса. Например, дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов и т. д. Такие методы часто использовались мною на уроках литературно чтения и русского языка.

Детям предлагалось порассуждать над тем или иным поступком героя ситуации, правильно ли он поступил, а как поступили бы вы на его месте.

Дети, при проведении обсуждений, активно включались в работу, им было интересно слушать как своих товарищей так и высказать свою точку зрения по этому поводу.

            Учебное сотрудничество представляет собой многофункциональную сеть взаимодействий по четырем линиям: 1) «учитель — ученик (ученики)»; 2) «ученик — ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель — учительский коллектив». Линия «учитель — ученик» и линия «ученик — ученик» существуют не изолированно друг от друга. Так первую линию можно дополнить общегрупповой, когда учитель работает с целым классом. А вторую можно использовать на уроках, где запланирована работа в малых группах.

Так же, на данной практике я включала работу в парах с детьми, работу в группе. Были некоторые сложности, потому что до этого дети мало занимались какой-либо работой в группе, часто возникали ссоры и споры.

Но стоило провести беседу о правилах работы в парах и дети поняли, что залог успеха – дружный коллектив.

И перед проведением такой формы сотрудничества я предлагала детям самим напомнить друг другу правила работы в парах, что они с удовольствием делали, впоследствии отлично справляюсь вместе с предложенной работой.

Г.А. Цукерман, известный психолог, который изучал проблемы учебного сотрудничества, выделяет следующие положительные стороны совместной учебной деятельности:

  • помогает лучшему освоению изучаемого материала;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
  • уходит меньше времени на формирование знаний и умений;
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  • усиливается сплоченность класса, так как меняется характер взаимоотношений учеников;
  •  ученики приобретают важнейшие социальные навыки — ответственность, самоконтроль, тоталитарность;
  • учитель получает возможность при делении детей на группы учитывать их взаимные симпатии;
  • повышается важность воспитательной работы учителя.
Читайте также:  Стоит ли переезжать в город Псков: плюсы и минусы переезда на ПМЖ

Учебно-педагогическое сотрудничество формируется постепенно. Приходящие в школу дети, не всегда владеют приемами и способами познавательной деятельности.

Также не могут самостоятельно организовать коллективную работу, возникают проблемы в общении с учителем. Динамика становления совместной деятельности учителя и учеников рассмотрена В.П. Панюшкиным.

Он выделил две фазы становления совместной деятельности учителя и учеников:

  1. Фаза приобщения к деятельности включает:
  • разделенные между учителем и учащимися действия;
  • имитирующие действия учащихся;
  • подражательные действия учащихся.
  1. Фаза согласования деятельности учащихся и учителя включает:
  • саморегулируемые действия учащихся;
  • самоорганизуемые действия учащихся;
  • самопобуждаемые действия учащихся.

Эти фазы выделяются в становлении учебного сотрудничества школьников с педагогом.

Важно отметить воспитательный эффект сотрудничества, который обусловлен формированием «условно-динамической позиции» в ситуации коллективной работы со сверстниками.

 Она выражается в умении человека оценивать себя не только с точки зрения другого, а с разных точек зрения. Этот вопрос наиболее раскрыт в работах А.К. Марковой, В.А. Недоспасова, Д.Б. Эльконина.

Большой интерес представляет рассмотрение стиля общения, в котором ставиться и решается совместно с педагогом проблема, задача. В стиле общения находят свое выражение:

  • особенностей коммуникативных возможностей педагога;
  • сложившийся характер взаимоотношения педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности ученического коллектива.

Общение представляет собой многосторонние и многофункциональное, характер которого определяет и само взаимодействие. На основе анализа различных подходов к рассмотрению общения, наиболее адекватным оказывается деятельностный, демократический, дружеский стиль общения.

Важное направление усилий педагога — это развитие сотрудничества, сотворчества с учениками.

Именно опыт совместного решения проблем, совместные формы активности с воспитателем позволяет ученику чувствовать себя принятым, понимающим и понимаемым, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помочь и помогающим, окруженным заботой и заботящимся.

Такое сотрудничество положительно сказывается на формировании личностных качеств учащихся, возникающих в искусственно созданной обстановке отношения могут естественно переносится ими во внешний мир.

Список литературы

  1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 279 с.
  2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
  3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.
  4. Голованова И.И., Донецкая О.И. Роль проектных технологий в развитии гражданских компетенций и творческом саморазвитии личности.-Образование и саморазвитие. Научный журнал № 1 (39) 2014 г.

Оригинал работы:  О педагогике сотрудничества

Источник: https://www.informio.ru/publications/id4875/O-pedagogike-sotrudnichestva

Педагогика сотрудничества, принципы организации и перспективы ее развития

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я». — направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»).

Направление носило зонтичный характер и объединяло педагогов с разными подходами к обучению и воспитанию, общей для которых являлась декларация стремления к гуманизации образования и созданию альтернативы официозной педагогике позднесоветского периода.

Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:

  • Амонашвили, Шалва Александрович
  • Шаталов, Виктор Федорович
  • Лысенкова, Софья Николаевна

и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Первый этап прошёл в Подмосковье. Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

  • обучение ребенка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности

Второй этап прошёл в Грузии в 1987 году. На встрече были намечены пути и направления демократизации образования:

  • была обоснована вариативность обучения
  • было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
  • было предложено развивать у учеников творческие способности
  • обучение и воспитание ребенка в зоне ближайшего развития
  • организация детской половины дня
  • идея самоуважения школьника
  • Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
  • По уровню применения: общепедагогическая.
  • По философской основе: гуманистическая.
  • По основному фактору развития: комплексная: биосоциои психогенная.
  • По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
  • По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
  • По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
  • По типу управления: система малых групп.
  • По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
  • По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная .
  • По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
  • По категории обучаемых: массовая .
  • Целевые ориентации:
  • • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
  • • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • • Единство обучения и воспитания.
  • Концепция сотрудничества:
  • В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика — объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

  1. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.
  2. Сотрудничество в отношениях «ученик — ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы .
  3. В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой .
  4. Особенности содержания и методики:
  5. В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
  6. • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  7. • Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
  8. • Концепция воспитания.
  9. • Педагогизация окружающей среды.
  10. Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

  • Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
  • • новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
  • • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
  • • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
  • • новую трактовку индивидуального подхода;
  • • формирование положительной Я-концепции.
  • Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
  • • личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе — полноценная человеческая личность;
  • • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
  • • личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
  • • каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
  • • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .
  • • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

  1. Гуманное отношение к детям включает:
  2. • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
  3. • оптимистическую веру в ребенка;
  4. • сотрудничество, мастерство общения;
  5. • отсутствие прямого принуждения;
  6. • приоритет положительного стимулирования;
  7. • терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:
  8. • уравнивание ученика и учителя в правах;
  9. • право ребенка на свободный выбор;
  10. • право на ошибку;
  11. • право на собственную точку зрения;
  12. • соблюдение Конвенции о правах ребенка;
  13. • стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема — не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры.

Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба.

Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

  • Ученье без принуждения характеризует:
  • • требовательность без принуждения, основанная на доверии;
  • • увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
  • • замена принуждения желанием, которое порождает успех;
  • • ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
  • • применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода.

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

  1. • отказ от ориентировки на среднего ученика;
  2. • поиск лучших качеств личности;
  3. • применение психолого-педагогической диагностики личности ;
  4. • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
  5. • прогнозирование развития личности;
  6. • конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция — основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

  • Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:
  • • видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ;
  • • создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;
  • • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ;

• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положи тельной деятельности «В каждом ребенке — чудо; ожидай его!».

  1. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
  2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
  3. • содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
  4. • обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
  5. • идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
  6. • вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М.

Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М.

Йеменского и др.

  • Концепция воспитания:
  • Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
  • превращение школы Знания в школу Воспитания;
  • — постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  • — гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
  • — развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
  • — возрождение русских национальных и культурных традиций;
  • — сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  • — постановка трудной цели.
  • Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.
  • Педагогизация окружающей среды
  • Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение . Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания.

Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны.

Источник: https://students-library.com/library/read/96089-pedagogika-sotrudnicestva-principy-organizacii-i-perspektivy-ee-razvitia

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения



В представленной статье осуществлен мониторинг широкого круга педагогических противоречий, которые связаны с проблематикой развития, формирования и поддержания на должном высоком профессионально-педагогическом уровне организации творческого педагогического сотрудничества в совместной деятельности в образовательном процессе.

Ключевые слова: творчество, педагогическое сотрудничество, качество

Педагогическое сотрудничество как одно из направленности педагогической науки стало проявляться в 80-х годах ХХ века, как схожесть взглядов и опыта педагогов и психологов как отечественной, так и зарубежной школы. (В. А. Шацкий, А. С. Сухомлинский, К. Д. Макаренко Н. П. Ушинский, Л. Н.

Читайте также:  Беспроводные наушники: плюсы и минусы выбора, особенности эксплуатации

Пирогов,) Данная направленность определила нововведение в образовании, воспитании и развитии обучающихся, более гибкие процессы в образовании, вызвала мощный отголосок, тенденцию обновить школу, содержание, традиционные формы и методы обучения, предложило мотивировать идеи гуманизма, квалифицирует школу, и как одну из главных составляющих — сотрудничество. Инициаторами данного поиска в этом направлении явились педагоги-новаторы из разных регионов и городов бывшего Советского Союза (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Т. И. Гончарова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Б. П. Никитин, Л. А. Никитина, В. Ф. Шаталов, МП. Щетинин и др.г

Педагогика сотрудничества — это необъятная платформа деятельности, ее смысл — в созидании всех учителей, она живет и развивается, дополняется, уточняется и обогащается. Основные взгляды педагогов-новаторов были отражены в серии статей «Учительской газеты».

Общая тенденция гуманизации научного знания в условиях прогрессирующей динамики общественных процессов в стране и целиком в мире выдвигает новые требования к социально-психологическому облику человека, его морали. Возрастает общественная потребность в человеке общественно-активном, с высоким чувством собственного достоинства, развитым самосознанием.

В истории России, в самые напряженные ее периоды, армия очень часто играла небывалую, стабилизирующую и консолидирующую роль, не просто как сила, не имеющая равноценного противовеса в обществе, а как сила духовного сплочения нации.

В связи с этим, нисколько не унижая труд педагогов всех уровней российской образовательной системы, необходимо выделить, что деятельность преподавателей высшей военной школы набирает особую значимость, так как его воплощение будет олицетворяться в самых критических условиях современной действительности.

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил.

А две основополагающие идеи этого обучения, имеющие глубокие исторические корни, — профессионализм и патриотизм- вполне естественно, по нашему мнению, могут стать составной частью любой военной реформы.

Трансформирующая за последнее десятилетие социальная жизнь России значительным образом повлияла на характер в отношениях в системе «человек-человек», особенно в образовательной сфере.

В современных условиях педагогический процесс в высшей школе характеризуется возросшим уровнем учебной нагрузки, изменением форм и методов подачи знаний и проведения занятий. Это, в свою очередь, требует пересмотра отношений между преподавателями и обучаемыми.

Педагогическое сотрудничество выступает одним из путей решения обозначенной задачи. Оно является одним из способов нахождения отклика в сознании каждого обучаемого и мотивом, стимулирующим его стремление к активному получению знаний. Преподаватель высшей школы должен не только преподносить готовую информацию, но и создавать в ходе занятий условия для сотрудничества и взаимодействия в целях усиления познавательной активности обучаемых и совместного поиска достоверности.

В этой ситуации педагогическое сотрудничество, а именно умение работать слажено, коллегиально, является важным фактором повышения эффективности образовательного процесса в вузе.

Высшим гуманистическим смыслом общественного развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как мерило оценки социального процесса представляет собой гуманистический образец происходящих в стране преобразований.

Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший общественно-педагогический принцип, отражающий современные социальные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным замыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом.

Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу — способствовать всеми возможными способами дальнейшему развитию. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик», установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов обучения педагога.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию активной деятельности и самостоятельности курсанта и педагога. Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимает значительное место в жизни человека, и не дает такого ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении.

Результатом образования является все последующее поведение, повседневная деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непринужденно.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех кого он будет обучать и воспитывать, вместе с тем он в ответе за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, воспитателем.

Выбирая данную профессию, что бы найти свое призвание в педагогической деятельности от человека требуется принятия ряда обязательств. Следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для профессии педагога, его качества (эмоциональные качества, коммуникативные, дидактические способности и т. д.).

Так же необходимо обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, представления, внимания), культурой поведения, общения.

Курсант (студент) должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, стандарта поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.

Педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение.

Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их золотого правила древности (относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе); — постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других); — передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании. Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

Современный этап развитая общества, осознание устойчивой значимости общечеловеческих ценностей требуют коренного изменения педагогической системы, цель которой — не политизация и идеологизация новых поколений, а создание условий для развития в каждом молодом человеке свободной, гуманной личности, подлинной человеческой духовности.

Решительные преобразования в педагогической реальности определяют приоритет образования и воспитания перед другими сферами культуры, требуют поиска новой парадигмы педагогического мышления, что возможно «лишь на прочной основе концептуальной разработки философии образования, адекватной изменяющемуся миру и перспективам его развития» (Б. С. Гершунский).

В рамках этого положения особую значимость приобретают научные исследования, обращенные к проблемам человека, анализу его сущностных характеристик, когда индивид мыслится не «ведомым», «управляемым», а созидателем самого себя, своих отношений с другими людьми.

Цель педагогического процесса, считают педагоги-новаторы, — гармоничное развитие личности, а сотрудничество — главная категория обучения и воспитания, где педагоги и курсанты являются равноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, имеющие свободу и равные условия выбора. Так, например, суть гуманно-личностного подхода (по Е. Н.

Ильину) — это любить, понимать, принимать, сострадать, поддерживать и помогать. Отсюда важная составляющая педагогического процесса, основанного на сотрудничестве — это самообразование и саморазвитие учителя. Содержание и методы работы педагогов-новаторов подчинены одной общей цели: воспитание, обучение и развитие людей на основе принципов гуманизма.

Проведя изучение и сравнивая исследования из различной литературы, показывает, что более 70 % преподавателей положительно относятся к педагогическому сотрудничеству с курсантами, но показывают на недостаток собственных знаний и опыта в этом направлении В то же время не все педагоги стремятся к активному взаимодействию.

Такие придерживаются авторитарного стиля преподавания, проводят занятия в форме пересказа, монолога, порой даже просто банальная читка текста без всякого рода пояснений и объяснений, что превращает курсанта в простого слушателя.

Таким образом, уровень педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов на нынешнем этапе не позволяет в полной мере и качественно решать поставленные задачи. В этой связи возникает вопрос об оптимальности данного процесса посредством активизации взаимоотношений преподавателей и курсантов, их взаимопонимания, взаимодействия и взаимопомощи

Изучив (читая) проведенные исследования, видно, что основным недостатком в деятельности некоторого числа преподавателей выступают неумение общаться, сотрудничать и находить профессиональный интерес и мышление обучаемых.

Курсанты, воспитание которых происходило в условиях демократизации, более открыто и свободно идут на контакт.

Но в то же время они не обладают потребными навыками и умениями для сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия.

Оценивая общее состояние разработки проблемы педагогического сотрудничества, следует отметить, что различные ее моменты были раскрыты- в общей теории обучения и воспитания, дидактике высшей школы Ю. К. Бабанским, В. И. Дьяченко, В. И. Казаренковым, Т. Б. Казаренковой, П. И. Пидкасистым.

Таким образом, следует отметить, что в педагогике сотрудничества категория «сотрудничество» выступает как педагогическая значимость, образовывающаяся в учебно-воспитательной системе, и в то же время как причина, объединяющая участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящая каждого в субъектную позицию в обучении и воспитании.

Она является ориентиром по формированию профессиональной компетентности, заботливых, партнерских межличностных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, любви, совести, взаимоуважении, заботе и поддержке в различных видах совместной деятельности, по усвоению учащимися нравственных и эстетических норм и служит развитию гармоничной личности, что соответствует современным гуманистическим концепциям развития. Концептуальные идеи, принципы и методологические подходы педагогики сотрудничества активно изучаются и применяются в высшей школе. В. И. Андреев, разрабатывая инновационно-прогностический курс педагогики высшей школы, раскрывает совокупность метапринципов (принцип принципов) развития высшего образования: системный (например, системно-целостный, системно-целевой, системно-структурный и т. п.), аксиологический (система ценностей), культурологический (формирование базовой культуры личности), антропологический (целостное знание о человеке), гуманистический (признающий ценность человека как личности), синергетический (процесс взаимодействия двух взаимосвязанных подсистем: преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, сотрудничество индивидов), герменевтический (теория и искусство истолкования текстов) Каждый из этих метапринципов основан на сотрудничестве и взаимодействии субъектов деятельности. Например, гуманизация в плане образования и воспитания требует развития педагогических идей сотрудничества и сотворчества, взаимодействия, основанного на доверительности и взаимной требовательности. Гуманизация образования и воспитания в высшей школе — «это прежде всего совершенствование функционирования и развитие образовательных систем с ориентацией на общечеловеческие цели и ценности, на создание условий для расцвета и реализации сущностных сил каждого конкретного педагога, студента безотносительно к его достоинствам и недостаткам» Успешная реализация гуманистического принципа в образовательном учреждении требует признания приоритетных ценностей личности педагога и обучающихся, изменения позиции преподавателя, который должен всегда стоять «впереди обучаемого», а не «над обучаемым», строго соблюдать личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Концептуальные идеи, принципы и методологические подходы педагогики сотрудничества учитываются в развитии образовательно-воспитательной системы. Так был проведен анализ одного из исследований, которое было направлено на изучение гуманистической направленности студентов факультета истории (27–2 курса, 23–5 курса), показало, что все студенты однозначно понимают значимость общечеловеческих и личностных гуманистических ценностей для их педагогической деятельности. Приоритет отдается прежде всего семье (40 респондентов), образованию, знаниям (40 респондентов), человеку и его здоровью (31 респондент), родине (26 респондентов), культуре (26 респондентов). Менее предпочтительными ценностями для них являются труд (12 респондентов), природа (18 респондентов), религия (15 респондентов). Среди личностных ценностей наиболее предпочтительными являются ценность личного достоинства (37), свобода человека (36), вера в добро и справедливость (31), патриотизм и гражданственность (25).

При изучении предмета по выбору «Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня завтра» ставилась цель ознакомить студентов с концептуальными идеями педагогики сотрудничества и деятельностью педагогов-новаторов, определить значимость и пути внедрения технологий для современного учителя, доказать актуальность, современность и значимость идей педагогики сотрудничества для педагогов XXI века, а также для развития теории современной отечественной педагогики.

Проанализировав несколько исследований (анкетирований) по ведению предмета по выбору «Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра», что профессиональному росту и воспитанию будущих педагогов как нельзя лучше способствуют организация занятий на основе взаимодействия, создания ситуации успеха, диалога и стимулирования самостоятельной педагогической работы студентов, поддержка их исследовательских проектов. В практику преподавателей кафедры педагогических технологий вошли такие формы учебных занятий, которые предполагают совместную деятельность преподавателей и студентов, их активное участие в подготовке и проведении коллективной творческой деятельности.

Кроме того, преподаватели поддерживают так называемые «вертикальные» взаимосвязи: студенты старших курсов становятся организаторами занятий и внеаудиторной деятельности для младших. Это дает возможность совершенствовать знания, вырабатывать профессиональные умения, изменяет социальный статус студента, позволяет характеризовать реальную самооценку.

Включение в педагогическую деятельность позволяет студенту корректировать и мотивационную сферу — развить мотивацию достижения успеха. Как правило, появляется желание продолжать свою работу с младшими курсами, усиливается активность. Особенно заметно проявляется такое взаимодействие в работе студентов-кураторов.

Таким образом, изучение концептуальных идей педагогики сотрудничества и организация опыта преподавателей отечественной высшей школы по их использованию, в частности идеи педагогического взаимодействия и совместной деятельности, способствуют модернизации образования и повышению качества подготовки будущих специалистов и педагогов вуза в рамках перехода на многоуровневое образование.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Единство цели Пособие для учителя. (М.(Просвещение, 1987.
  2. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2000. — С. 156

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, педагог, воспитание, совместная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность, респондент.

Источник: https://moluch.ru/archive/141/39754/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector