Стоит ли переходить на домашнее обучение?

1 сентября 2019 года около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования.

Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг).

Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2019 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Скачать форму заявления руководителю образовательного учреждения.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Скачать образец уведомления в департамент образования.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь.

Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует».

Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних.

Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации.

Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей.

Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность».

Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе… определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы».

Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании.

То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям.

Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

Это должен знать каждый

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

  • Перейти на семейное обучение можно в любой момент, в том числе и в середине учебного года и даже четверти (семестра).
  • Решение о сроках и количестве промежуточных аттестаций принимается по договоренности между школой и родителями. (На практике, правда, это решение принимается школой, администрация учебных заведений с большим трудом идет на уступки, позволяя сдавать аттестацию реже, чем раз в четверть или в полгода.)
  • График обучения, программу, учебно-методические пособия выбирают родители по своему усмотрению.
  • 1
  • 10263
Читайте также:  Плюсы и минусы мостовидных протезов

Источник: https://littleone.com/publication/5610-kak-pereyti-na-domashnee-obuchenie-usloviya-zakony-poryadok-deystviy

Почему я перевела дочь на домашнее обучение по математике (да, так можно)

Про семейное обучение я много слышала и читала, но никогда не думала, что оно коснётся моего ребёнка. Это произошло вынужденно. И теперь мне хочется кричать на каждом углу: не бойтесь нестандартных решений, если любите своего ребёнка и хотите, чтобы он чему-то научился.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Это совсем не значит, что я всех призываю прямо сейчас вывести детей из школы на самообучение по одному или по всем предметам сразу. Я лишь хочу, чтобы вы знали, что такое право у вас есть.

Если вдруг с каким-то учителем отношения не сложились и вы тратите время (и нервы) на бесполезные попытки договориться с ним, остановитесь и подумайте: а что в этой ситуации важнее всего? В общем, подумайте о своём ребёнке и оставьте бессмысленную затею кому-то что-то доказать.

Мы пришли в новую школу в 5 классе. Примерно с 6 класса у дочки по математике появились двойки в ряд. Я не преувеличиваю. Даже редких троек не было. Это значит, что ребёнок ничего не знает, не пишет, не учит, не пытается ответить. Ни-че-го.

В остальном дочка была почти отличницей, старостой класса, участвовала в олимпиадах, обожала школьную жизнь — и эти двойки я, честно, не сразу приняла всерьёз. Подумала, какое-то недоразумение. Домашнее задание мы проверяли, видели её работы и помогали, если было нужно.

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Дочка оставалась после уроков на дополнительные занятия. Но математичка давала ей аналогичную работу, не объяснив ошибок предыдущей. Опять двойка. Дочь перестала оставаться на бессмысленные занятия, а вскоре я заметила, что она вообще не хочет идти в школу в те дни, когда есть математика. Тогда я поняла, что пора пойти в школу самой.

Разговор в школе

Разговор с учителем состоялся в присутствии завуча и классного руководителя, которые были возмущены не меньше, чем я.

Если у ребёнка такие проблемы с математикой, где же индивидуальный учебный план по коррекционной работе или как там это называется? Его нет. В процессе разговора выяснилось, что моя дочь не единственная в классе, и вроде это даже в порядке вещей.

Но со слов классного руководителя, у остальных детей мамы регулярно ходят к учителю и пытаются каким-то образом договариваться.

Пообщавшись с математичкой, я сразу поняла, что разговор не имеет смысла. Она пыталась оправдаться самостоятельными работами дочки, будто бы не зная, что когда ребёнок уже боится ошибиться — он ошибается. Либо вообще не пишет.

Такие учителя работают на семь человек из 25 в классе. Остальных для них не существует

Проблема, к сожалению, известная, особенно у учителей математики. Так исторически сложилось.

Я сказала какие-то банальные вещи: «Двойки не могут мотивировать! Вы же знаете, что из-за них дети теряют интерес к учёбе и веру в себя!». Но по выражению её лица поняла, что мои реплики ей до лампочки. А вот завуча она боится. И думает сейчас только о нём. Ведь он, очевидно, на стороне ребёнка.

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Во время вполне мирного и интеллигентного разговора (я точно не собиралась ругаться) решили, что учитель после уроков будет объяснять дочке непонятые моменты, а я найду хорошего репетитора.

Составили расписание дополнительных занятий и разошлись. Почти сразу после встречи (сильно раньше, чем «двоечник» способен всё понять и исправить), двойки перекрыли четвёрки.

А дочка спокойно себе занимались с репетитором и получала удовольствие и знания.

Репетитор вместо учителя

Несколько слов о репетиторе, это важно.

Мы специально обратились к человеку, который хорошо знает школьную систему оценок и готовит детей к ГИА. С ним занималась моя старшая дочка и отлично сдала экзамены. В репетиторе есть потрясающее качество: она умеет вернуть ребёнку веру в себя и прямо-таки излучает спокойствие. Из урока в урок она повторяет: «Для тебя это плёвое дело. Ты всё сможешь!».

Репетитор хвалил её рабочие записи: всё подробно расписано, ошибок практически нет, виден весь проделанный труд. Безусловно, обозначала пробелы и слабые места (медленно считает, например). Но через год ситуация с двойками повторилась. Но теперь их было ещё сложнее объяснить. Репетитор уверяла, что с дочкой всё хорошо: не пятёрка, конечно, но четвёрка точно. А в журнале ужас!

Из рассказов дочки я поняла, что учитель игнорирует вопросы так называемых слабых детей, а на контрольных работах сильно их торопит, и сосредоточиться невозможно. Дети начинают путаться в собственных расчётах. На дополнительных занятиях она готовит тех семерых «сильных»к олимпиадам, а «слабые» сидят без дела. Кто-то из них однажды попросился участвовать в Олимпиаде.

«Какая тебе олимпиада? Выучи хотя бы таблицу умножения!» — таким был ответ учителя

Перед очередным визитом в школу я долго думала, советовалась с репетитором, выписывала сильные и слабые стороны ребёнка на листочек. Репетитор повторяла: «Не пятёрка. Но на четвёрку она знает! Могу пойти в школу с вами».

Я не знала, как поступить. Во-первых, дочка не хотела никаких скандалов. Она просто переживала, что с математикой опять проблемы.

Во-вторых, теперь математичка расписывалась не только в собственном непрофессионализме (ведь получается, она так плохо учит?) и необучаемости ученика, но и ставила под сомнение занятия с репетитором.

А дочка с радостью бежала на репетиторство и с радостью готовилась к нему. Я видела, что она любит математику, входит в раж.

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Именно вот этот факт навёл меня на правильную мысль. Моё первоначальное желание поскандалить и провести независимое тестирование постепенно ушло. Ведь это в первую очередь стресс для ребёнка. Ради чего? Написанная в порыве гнева докладная директору отправилась в стол (на всякий случай).

Я поняла, что самое важное — не убить в ребёнке желание заниматься математикой и зафиксировать успех. И сразу пришло решение: убрать из жизни дочки эту учительницу (и общение с ней) и перевести её на семейное обучение по математике.

Переход на семейное обучение

По ФГОС каждый ребёнок имеет право изучать один или несколько предметов самостоятельно (это называется семейное обучение, или самообразование), а в школе проходить аттестацию в конце триместра.

Вооружившись этим знанием, я отправилась к завучу. Думала, что меня начнут отговаривать, приводить доводы против, мол, математика — основной предмет. Но этого не случилось.

Завуч оказалась продвинутой и современной. Она меня внимательно выслушала и сказала, что на моём месте поступила бы так же. А потом с грустью добавила: «Как жаль, что в годы моей учёбы такого не было.

Трояк по математике мне все дипломы испортил».

У директора я подписала «Договор об организации и проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающегося, получающегося общее образование в форме семейного образования или самообразования».

И, к слову, узнала, что очень многие дети по одному или нескольким предметам занимаются именно так. С тех пор дочка учит алгебру и геометрию с репетитором. Занимается каждый день и уже была и аттестация.

Сдала на четвёрки.

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Хочу отдельно сказать, что с большим уважением отношусь ко многим учителям, которые встретились на пути моих детей. Но не все учителя хотят понимать, что способность к предмету бывает неочевидной, и её надо распознать. Не все учителя любят и умеют это делать. Наставить двоек — проще и быстрее. Я не хочу, чтобы отсутствие педагогического таланта у одного из них испортило жизнь моему ребёнку.

Временная ли это мера? Посмотрим. Пока я знаю только, что необходимая.

Я нарочно не касаюсь вопроса, почему таких учителей держат в школе. Хотя задаюсь им с самого начала и слышала о регулярных жалобах на неё. Возможно, причина в тех немногих детях и их успехах для школы, которые от природы сильны в математике. Но здесь не об этом.

Иллюстрации: Shutterstock (Anchalee Ar)

Источник: https://mel.fm/khoumskuling/4092765-homeschooling_math

Как мы с дочкой провели год на домашнем обучении и вернулись обратно в школу

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

В школе дочка дико уставала, приползала домой бледная и несчастная, а тут еще и домашка — в первом классе мы сидели над уроками конкретно. Мне было ее очень жалко.

Школьная программа на самом деле не тяжелая, но очень растянутая, потому что учеников много. Вот задали стихотворение наизусть, и пока все тридцать человек ответят, это уже один или два урока.

Еще проблема школы в том, что у ребенка формируется страх ошибиться. Агния, даже не посмотрев на задачу, сразу говорит: «Я не знаю, я в задачах не понимаю».

Перейти на домашнее обучение легко. Для этого нужно прикрепиться к какой-то школе, где потом вы будете сдавать аттестации по предметам. В разных школах свои уставы и правила. Если школа позитивно настроена, то проблем не будет. Мы нашли школу в Новосибирске, это довольно известная среди семейников школа, там можно учиться экстерном и дистанционно.

Они сотрудничают с одной московской школой, и формально мы прикрепились туда. Там ты получаешь программу и под руководством куратора строишь себе график, который можно двигать. Если что-то не получается, тоже обращаешься к куратору, спрашиваешь. Все общение по скайпу или онлайн. Для каждого предмета дают тестовые вопросы.

В конце обучения по каждому предмету надо сдать аттестацию.

За год надо сдать аттестацию по всем предметам, это как экзамены. Можно учить все предметы постепенно, а можно блоками — сначала один предмет за несколько недель, потом другой. В основном математика, английский и русский все-таки идут длительно.

Предметы сдаешь по мере готовности, хоть в сентябре. Дочка моей знакомой учится так во втором классе и все предметы сдает уже в январе, так что в феврале она уже свободна. Но они очень организованные, в отличие от нас.

Экзамены идут «под запись» — ты ставишь видеокамеру и ребенок два часа пишет. Конечно, можно сходить в туалет и что-то там подсмотреть, но в началке они такого еще не умеют.

Если результат не устраивает, экзамен можно пересдать. Родитель может стоять рядом с ребенком во время экзамена и если он видит, что все совсем плохо, то можно просто выключить запись и эта попытка нигде не зачитывается.

У нас так было с окружающим миром: дочка все выучила, но написала на три, мы попросили пересдать и на следующий день пересдали на пять.

Наша школа платная, сопровождение там стоит около 14 тысяч в год. Но есть школы, где аттестация стоит, к примеру, 4 тысячи, а есть совсем бесплатные. Да, учебники мы покупали сами, но честно говоря, расходы на учебники по сравнению с кружками и всяким дополнительным образованием — это ерунда.

Это один из сложных моментов домашнего обучения. Мне было трудно определиться, какие именно нужны учебники. С одной стороны, многие родители стараются найти самые интересные и качественные учебники. А с другой — в нашей школе говорят, что идеальных учебников нет, и ничего конкретно не советуют. В результате я покупала те же учебники, что были в московской школе, куда мы прикреплены.

В день мы тратили на занятия час или два. Причем занимались даже не каждый день. Конечно, большой плюс домашнего образования в том, что ты можешь распоряжаться своим временем. Но тут же кроется и минус — надо уметь себя организовать. У нас, например, с этим проблема.

Получалось, что мы вставали в десять утра, потом до 12 раскачивались, в итоге занятия уползали на дневное время. Это мне не нравилось. Если совсем расслабиться, то перед экзаменами начинается настоящая гонка.

У нас график в итоге съехал, и в конце года мы уже какие-то темы проходили быстро-быстро, галопом.

Комиксы, по которым можно учить историю (это лучше многих учебников!)

Но, конечно, у тебя больше свободного времени на кружки и другие занятия, и ребенок не устает. А когда ходишь в обычную школу, плюс 4-5 раз в неделю музыкалка, плюс домашка — ребенок просто не успевает ничего.

Ну и еще один плюс — можно спокойно куда-то уехать. Мы, к примеру, уезжали весной в Турцию. Там, кстати, с режимом было отлично — в семь утра мы были уже на ногах, такие бодрые. Мы там и занимались, и экзамены сдавали. На природе сел, включил интернет и сидишь пишешь контрольную.

Наша школа дает вопросы, но не говорит, где искать ответы. Поэтому родители идут в интернет и начинают искать сами. Получается, ты должен как учитель готовиться к занятиям. Ведь просто найти ответы на вопросы — этого мало, надо сделать так, чтобы ребенку было интересно.

Поэтому в идеале хорошо на домашнем обучении заниматься с кем-то еще. Когда есть два-три сверстника, им веселее. Совсем идеально — взять для них учителя. Это действительно удобно и действительно очень продуктивно.

Ты быстро проходишь школьную программу, а если есть учитель, то родитель не тратит на это кучу своего времени.

Мне нравилось, что ты можешь контролировать процесс обучения и видишь, какие знания ребенок получает. При этом ты тратишь меньше времени на занятия и учишься в режиме, удобном тебе. И не надо весь вечер ходить талдычить про домашку. Сейчас, когда Агния снова в школе, у нее домашка растягивается с четырех до девяти вечера.

Читайте также:  Патримониальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Английский с домашним обучением стал значительно лучше, чем был в школе. Она пришла в школу в третий класс с реальными знаниями английского, а сейчас они упали опять.

10 книг, которых нет в школьной программе по литературе, а зря

Еще плюс семейного обучения в том, что когда ребенок чего-то не понимает, ты можешь остановиться, взять паузу.

Потому что ребенок развивается скачками и в один момент он может не понимать, а потом через два-три месяца вдруг все сообразит. У нас так было с делением — мы его так долго долбили, это был ужас.

В итоге я просто задвинула эту тему на время. А потом дочка вдруг включилась и все сразу поняла.

По-хорошему, младших во время занятий тоже надо занимать. Но это очень сложно, я так не могу — тебя начинают дергать сразу два ребенка. Ты вроде садишься с одним заниматься, а второй тоже спрашивает — а вот это? А это? Вместе заниматься у нас не получалось. Но, в общем, можно выделить время для занятий, сказав младшим «идите играйте». Но тогда начинает дуться тот, кто занимается.

Дочке было клево не ходить в школу. Первый класс напрочь отбил желание учиться в школе. Так что на домашнем обучении она радовалась, но ей не нравились экзамены, не нравилась рутина — задания по русскому, например. А все эти вопросы в компьютере, отвечать на них — это все нравилось.

Потом, когда она в третий класс вернулась обратно в школу, она сначала плакала «я хочу обратно, ненавижу школу». Но потом дело пошло лучше, и теперь она даже говорит, что ей нравится в школе, потому что там все занимаются, а не только ты. Это ее очень примиряет с действительностью.

За первый класс друзей в школе у дочки не появилось, как-то не сложилось, так что проблемы расставания со школьными подружками при переходе на домашнее обучение у нас не было. Но у нее не было недостатка в общении со сверстниками — у нас много наших друзей, детей-ровесников, с которыми мы все время встречались. Плюс были еще кружки, друзья во дворе — ей этого было вполне достаточно.

В целом мой опыт домашнего обучения был скорее положительным. Но кому-то это больше подходит, а кому-то меньше. Я поняла, что домашнее обучение — все-таки не мой вариант. Я не могу быть одновременно и мамой, и учителем. Хотя не исключаю, что еще вернемся к этой теме потом.

На семейном обучении большинство мам не работают, сидят дома и контролируют процесс, занимаются и водят на кружки.

Есть родители, которым комфортно в этой ситуации, когда дети все время дома. Мне же это не очень подходит, как выяснилось. Сейчас, когда дочка в школе, мне стало удобнее. Я особо не вникаю в процесс обучения, не знаю, чем они там занимаются, не знаю подробностей. Мне, конечно, легче и я не трачу на обучение кучу времени.

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/my-proveli-god-na-domasnem-obucenii

Как перейти на домашнее обучение и не пожалеть: советы родителям

Учить любимые предметы, ни от кого не зависеть, самостоятельно планировать время — звучит здорово. Но процесс домашнего образования не всегда проходит так радужно, как хочется. 

Попробуем разобраться, какие опасности таит в себе домашнее обучение. 

Проблема 1. Нехватка знаний у родителей

Закон «Об образовании в Российской Федерации» не требует, чтобы у родителей, решивших перевести детей на семейное обучение, были дипломы педагогов. Часто домашнее образование приносит удовольствие процесса познания всем членам семьи. Мамы и папы вспоминают, что учили в школе и институте, и вместе с ребёнком осваивают современную науку. 

Но иногда родителям действительно не хватает знаний или времени на то, чтобы разбираться в сложных темах. Например, профессиональный педагог знает, как решить задачу разными способами, а мама с папой — способом, который помнят и удобен. Настоящий преподаватель говорит с великолепным британским произношением, а мама с папой — «хеллоу, хау ар ю» и так далее. 

Решение 

Выходом станут многочисленные онлайн- и офлайн-помощники: репетиторы, дополнительные курсы, дистанционные школы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» дети с 5 по 11 класс системно осваивают школьную программу в удобном для них темпе. Можно делать упор на отдельные предметы, которые интересны ученику, готовиться к олимпиадам и экзаменам. 

«При домашнем обучении учитываются сильные стороны и интересы детей, чтобы стимулировать мотивацию к учёбе. В нашей домашней онлайн-школе, например, с 5-го класса кроме базы можно проходить углубленные и олимпиадные курсы по дисциплинам, к которым есть интерес и задатки. А с ними — курсы по развитию эмоционального интеллекта и навыка самообразования». 

                                                                                        Юлия Шароватова, руководитель «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» 

Проблема 2. Давление и критика

Несмотря на нарастающую популярность, семейное образование всё ещё овеяно мифами. Сторонники традиционного школьного образования скептически утверждают, что обучать ребёнка дома — чуть ли не преступление против человечности. 

Дарья Горбачёва, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Тимофея Кожина, поделилась опытом борьбы с предвзятостью преподавателей. 

«Сначала мы сдавали аттестацию в школе, откуда ушли. Было нелегко выдержать моральное давление со стороны учителей. “Одумайтесь!” — говорили они, мол, испортите ребёнка, он деградирует и прочее, прочее. На аттестациях нам каждый раз пытались доказать, что мы ошиблись, избрав семейное образование».

Решение

Будьте готовы проводить границы в разговоре с людьми и давать понять, что домашнее обучение — осознанный выбор вашей семьи, который следует уважать. Ведь согласно Семейному кодексу России обязанность обеспечить детей общим образованием лежит именно на родителях. А значит, у вас преимущественное право выбора формы обучения. 

‍Проблема 3. Недостаток общения

Иногда домашнее образование приводит к тому, что ребёнок проводит слишком много времени дома. Больше не нужно ежедневно ходить в школу, и пропадает мотивация чаще выходить из дома.  

Решение 

Позаботьтесь о социализации ребёнка. Семейное образование позволяет окружать себя интересными людьми. На домашнем обучении больше времени для посещения музеев и выставок, а также для кружков по интересам и спортивных секций.  

Михаил Рабинский, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда», подтверждает: «Кружки нужны, чтобы общаться с ровесниками и расширять кругозор».

«Социализация — это построение социальных связей. А для построения социальных связей совершенно необязательно ходить в школу. Можно ходить в музей, а можно ходить в кружок, а можно иметь отличную компанию во дворе, в которой у тебя понятно устроены отношения».

                                                                                                                                                                         Дима Зицер, педагог, автор книг

Проблема 4. Отсутствие системности

Хоумскулеры не понаслышке знают, что планирование учебного процесса своими силами — это трудно. Нужно самостоятельно разработать или выбрать учебный план, составить расписание, определить график тем, учесть дополнительные кружки и секции. ‍

  • Если расписание составлено плохо или не соблюдается, ребёнок начинает скучать, лениться, играть в компьютер вместо учёбы.
  • ‍Многим семьям требуется педагог или наставник, который сможет грамотно организовать процесс за них. 

Решение

Чтобы снять с себя груз ответственности за разработку учебного плана, родители часто подключают онлайн-школы. Чаще всего такие школы помогают составить индивидуальный гибкий график.

‍Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» куратор помогает распределить нагрузку, учитывая потребности и желания каждой семьи. 

Хотите составить расписание самостоятельно? Следуйте нашей пошаговой инструкции, чтобы ничего не упустить. 

Проблема 5. Аттестация

Аттестация — это подтверждение знаний и умений ребёнка. С её помощью хоумскулеры демонстрируют, что их уровень образованности не ниже государственного стандарта. 

  1. На время аттестации ребёнок на семейном образовании и самообразовании прикрепляется к аккредитованной школе и становится экстерном. 

К сожалению, прикрепление к школе может доставить массу проблем. Во-первых, не все школы работают с хоумскулерами. Во-вторых, подходящая школа может находиться далеко. И в-третьих, вам могут предложить неудобный график аттестаций.  

Решение 

Если с вами изначально не хотят «связываться», то высока вероятность, что и в дальнейшем будут ставить палки в колёса. Найдите школу, дружелюбную к хоумскулерам. 

  • Изучите локальные акты на сайте школы. В них должны быть положения о семейном образовании и промежуточной аттестации. 
  • Ознакомьтесь с отзывами других «семейников». 
  • Пообщайтесь с директором. Если беседа оставит приятное впечатление — смело прикрепляйтесь. 

Проблема 6. Недостаток мотивации

Бывают дни, когда хочется лежать на диване и ничего не делать. Заполнять контурную карту — лень, решать задачу — неохота, читать параграф из учебника — уныло. 

Периодические упадки настроения — нормальны. Возможно, ребёнку нужен отдых. Но если у хоумскулера отсутствует мотивация и интерес к учёбе на постоянной основе, стоит пересмотреть программу. 

Решение

В «Экстернате Фоксфорда» учеников мотивирует интерактивность процесса и искренняя вовлечённость преподавателей. 

За выполнение интерактивных домашних заданий ребята получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм. Так обучение становится увлекательней. 

Преподают специалисты из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других топовых вузов страны. Каждый горит своим предметом, поэтому уроки — интересные и насыщенные. 

Алёна Руденко, медалистка и выпускница Фоксфорда, делится: «Предметы, которые трудно давались, оказались не такими уж и страшными. Например, я никогда не любила историю, но Елена Валерьевна так интересно рассказывала, что у меня вдруг стало получаться».

Резюме

  • Обучение на дому — отличная альтернатива традиционной школе. 
  • Хоумскулеры получают качественное и полноценное образование из любой точки мира. 
  • Преимущества домашнего обучения. 
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дарящая максимум свободы.
  • Оно доступно всем. 
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания с учётом его интересов и потребностей. 
  • Можно учиться онлайн в любом темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы. 

Если грамотно организовать процесс и предусмотреть возможные трудности, учиться будет легко. Так, обучение в «Домашней школе Фоксфорда» строится на персонализации. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок получал удовольствие от учебного процесса и стремился к знаниям.

Для этого мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем тьюторское и кураторское сопровождение.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/school-home

Что такое домашнее обучение и как на него перейти

Уроки, перемены, домашние задания, строгий голос учителя. Сложно представить школьные годы без всего этого.

Но современные родители всё чаще выбирают аутскулинг, или обучение вне школьных стен. Официальная статистика по домашнему обучению в России не ведётся. По разным данным, дома учатся от 8 до 100 тысяч детей. И с каждым годом их становится всё больше.

Что такое домашнее обучение

Согласно Федеральному закону , учиться можно в организации, то есть в школе: очно, заочно и очно‑заочно. И вне учреждения: в форме семейного образования и самообразования.

Между этими группами есть принципиальное различие. Когда ребёнок получает образование в организации — будь то очная или заочная форма, школа несёт за него ответственность вместе с родителями. А если выбран вариант вне учреждения, все обязательства ложатся только на семью.

Термин «домашнее обучение» объединяет все формы, при которых ребёнок хотя бы часть времени учится вне школы.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в учреждение и занимается самостоятельно — с помощью онлайн‑ресурсов или частных репетиторов. При этом он числится учеником школы.

Значит, нужно скрупулёзно следовать учебному плану, нельзя менять программу, разработанную на основе Федеральных государственных образовательных стандартов , или перескакивать через класс.

И учебники лучше выбирать те, что предоставила библиотека. Аттестации проходят по графику, в школе или дистанционно.

В первом случае ребёнок получает знания своими силами, а школа контролирует и направляет его. Во втором с ним будут бесплатно заниматься школьные учителя — например, по Skype. Такое возможно, только если ученик серьёзно болен или физически не может посещать уроки.

Очно‑заочное обучение

Ребёнок приходит только на часть уроков, по выбору родителей, а остальное время занимается дома. Для него составляют индивидуальный учебный план, предполагающий, например, посещение школы три дня в неделю или присутствие только на уроках русского языка и математики. Аттестации нужно проходить в классе, вместе с другими детьми.

Если ребёнок тяжело болен, учителя иногда могут посещать его сами. Такой вариант называется надомным обучением, но практикуется редко и не считается отдельной формой обучения.

Семейное образование

Семья не водит ребёнка в школу и учит его своими силами. Программу выбирают родители.

Они самостоятельно решают, по каким учебным пособиям и онлайн‑ресурсам будет заниматься ребёнок, могут записать его в образовательный центр или в альтернативную школу (Монтессори, вальдорфская и так далее) или нанять репетиторов. Правда, льгот, например на проезд, учащийся лишается. Аттестацию можно проходить очно — в школе — или дистанционно.

Разновидностью семейного образования можно считать анскулинг.

При этой форме обучения ребёнок не прикрепляется к школе и не следует программе, даже составленной родителями. Он читает книги, которые ему интересны, изучает окружающий мир, занимается творчеством. В России при выборе этой формы, скорее всего, возникнут сложности — общее образование (девять классов) у нас обязательно .

Формулировки в законе довольно расплывчатые и в теории позволяют заниматься по своей программе, а учителям показываться только для того, чтобы сдать ОГЭ. Но на практике семьями, которые не прикрепили детей к школе, могут заинтересоваться органы опеки. К тому же таким ученикам сложно сдать итоговую аттестацию.

Самообразование

Ребёнок учится сам, без участия школы или родителей. Решение о переходе на такую форму обучения он тоже принимает самостоятельно, после 9‑го класса.

Кому подойдёт домашнее обучение

Поводов выбрать домашнее обучение может быть очень много. Вот некоторые из них:

  • Ученик отстаёт от программы или, наоборот, сильно её опережает.
  • У него сложности в общении со сверстниками. Или он просто застенчивый интроверт, которому куда комфортнее учиться одному.
  • Ребёнок пережил травлю и не хочет возвращаться в школу.
  • Он на профессиональном уровне занимается спортом или творчеством — снимается в кино, ездит на соревнования и конкурсы и так далее.
  • Ученик живёт там, где нет школ.
  • Семья много путешествует и долго не задерживается на одном месте.
  • У родителей есть собственное видение того, как и чему должен учиться ребёнок. И оно не совпадает с позицией школы.

Кому лучше не переходить на домашнее обучение

Домашнее обучение может показаться идиллией. Но на деле такой формат подойдёт не всем. Вот несколько причин воздержаться от этого:

  • Ребёнок нуждается в ежедневном общении со сверстниками, дома ему скучно, он плохо переносит изоляцию.
  • Учащийся очень неорганизован и без постоянного жёсткого контроля быстро расслабляется и отказывается что‑либо делать.
  • Оба родителя много работают, у них нет времени, чтобы заниматься с ребёнком — ведь при семейном образовании все функции учителя им придётся взять на себя. Если, конечно, они не готовы отдать крупную сумму за альтернативные школы или частные уроки.
  • У семьи не хватает сил, терпения и педагогических навыков, чтобы выстроить образовательный процесс дома.
  • У родителей финансовые трудности. Домашнее обучение обходится дороже, чем школьное, особенно если речь о семейном образовании.
  • У ребёнка нет подходящих условий для того, чтобы учиться вне школы. Например, маленькая жилплощадь, много разновозрастных братьев и сестёр, дома шумно и неспокойно.

Как перейти на заочное или очно‑заочное обучение

1. Проинформируйте администрацию школы

Нужно написать заявление о переводе ребёнка на заочную или очно‑заочную форму обучения.

Лучше сделать это перед началом учебного года — чтобы директор успел подготовиться, внести изменения в ведомости, проинформировать о вашем решении департамент образования. К сожалению, заочникам рады далеко не везде. Для учреждения это означает дополнительные трудности, ведь если школьник не сдаст аттестацию, отвечать придётся учителям и директору.

Закон на стороне родителей — они могут выбрать любую форму обучения. Но многие семьи предпочитают не вступать в конфликт и перевести ребёнка в школу, которая относится к заочникам лояльно.

2. Изучите программу

Получите в школе учебный план и пособия, обучайте ребёнка дома, не отступая от программы. Если выбрана очно‑заочная форма, часть предметов осваивается в школе. Всё это нужно обговорить с администрацией.

3. Сдавайте аттестацию

В теории это можно сделать дистанционно, но на практике большинство школ такой возможности не предоставляет. Список организаций, в которых всё-таки разрешено писать контрольные работы и тесты дома, есть на портале альтернативного образования и в журнале «Семейное образование», а также в тематических родительских сообществах.

Как перейти на семейное образование

1. Оцените возможности

Обучение ребёнка дома — большая ответственность.

Придётся полностью взять на себя роли методиста, директора, школьного повара и психолога.

А возможно, и учителя. Правда, преподавать одновременно математику, химию и английский мало кому под силу, так что некоторые родители ищут репетиторов, обращаются в альтернативные или частные школы. Цены за услуги начинаются от нескольких тысяч рублей в месяц и стремятся в бесконечность, так что позволить себе это могут далеко не все.

Многие считают, что родителям детей, обучающихся в форме семейного образования, должны предоставлять ежемесячную материальную компенсацию. Но выплачивают её только в четырёх регионах РФ: Омской области , Пермском крае , Свердловской области , Тульской области .

Поэтому, перед тем как перевести ребёнка на семейную форму обучения, нужно взвесить все за и против и тщательно спланировать бюджет.

2. Изучите свои права

Это пригодится, если администрация школы будет противиться переводу ребёнка на семейное обучение или откажется принимать у него аттестацию.

Внимательно прочитайте Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Особое внимание обратите на статьи 17, 33, 34, 58 и 63. Также не лишним будет ознакомиться с письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации получения образования в семейной форме» и с региональными положениями о семейном образовании, в каждой области они свои.

3. Проинформируйте государство о своём выборе

В свободной форме напишите заявление о том, что хотите перевести ребёнка на семейное образование. Бумагу нужно предоставить в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.

4. Выберите школу для прикрепления

Возможно, на этом этапе придётся найти для ребёнка новую школу, даже частную — если прежняя отказывается идти навстречу, не помогает, настаивает на жёстком графике аттестаций и личном присутствии ученика.

Можно выбрать любую школу — необязательно в своём районе или даже городе.

Чтобы прикрепиться к школе, нужно связаться с администрацией, написать заявление и предоставить необходимые документы:

  • свидетельство о рождении или паспорт ребёнка;
  • паспорт одного из родителей или законного представителя;
  • справка о регистрации ребёнка по месту жительства — если он младше 14 лет;
  • СНИЛС ребёнка.

5. Составьте учебный план

В некоторых случаях школа может в этом помочь, но чаще родителям приходится всё делать самостоятельно.

Кроме того, на этом этапе нужно определиться, как вы видите обучение ребёнка. Сколько времени он может посвящать занятиям, должен ли изучать предметы по очереди или блоками? Ратуете ли вы за строгий подход или за более творческий? Исходя из этого и нужно составлять программу.

6. Обучайте ребёнка дома

Следуйте составленной программе, корректируйте её в зависимости от семейных обстоятельств, потребностей, настроения и состояния здоровья ребёнка. При необходимости обращайтесь к репетиторам, в частные школы и образовательные центры.

7. Сдавайте аттестации

По закону ученик не обязан проходить промежуточную аттестацию до 9‑го класса, но имеет на это право. Однако многие родители, как и центры семейного образования, считают, что тесты всё же нужны — чтобы оценить знания ребёнка и контролировать учебный процесс.

Аттестацию можно сдавать очно или дистанционно — это зависит от школы.

В первом случае ученик пишет контрольные работы в присутствии учителя. Во втором процесс проходит по‑разному. У некоторых частных школ есть собственные платформы, где ребёнок может сдать тесты онлайн. Или учитель выдаст задание, которое нужно выполнить дома перед включённой видеокамерой.

Аттестации проводят один или два раза в год — как решит школа и родители. Если ученик освоил программу быстрее, можно сдать все предметы раньше.

8. Позаботьтесь о социализации

Один из главных аргументов противников домашнего образования — это то, что ребёнок будет изолирован и недополучит необходимого общения со сверстниками. Аргумент отчасти справедливый: ученик не ходит на уроки, коммуницирует только с родителями и репетиторами. Но есть ряд нюансов.

Например, и в традиционных школах дети не всегда много играют и разговаривают, особенно с появлением смартфонов. К тому же потребности в общении у всех разные. Кто‑то готов болтать целый день, а другой, отучившись шесть уроков в окружении 30 одноклассников, чувствует себя абсолютно опустошённым.

Контактировать можно и нужно не только в школе.

Никто не отменял кружки, секции, детские лагеря, клубы по интересам, творческие и спортивные коллективы. Подумайте, куда можно отвести ребёнка и как вписать дополнительные занятия в его расписание.

Как перейти на самообразование

Как мы уже сказали выше, это можно сделать только после 9‑го класса. Для этого ребёнок должен самостоятельно написать заявление на имя директора школы.

Затем ученик осваивает программу 10‑го и 11‑го классов в удобном для него формате — прикрепившись к альтернативному учреждению или самостоятельно. А по завершении проходит промежуточную аттестацию за 11‑й класс, получает аттестат об окончании средней школы и сдаёт ЕГЭ.

Где найти информацию про домашнее обучение

Раньше российские родители, которые думали о переводе детей на домашнее обучение, оставались один на один с вопросами и проблемами. Но со временем появилось немало ресурсов, где можно найти информационную поддержку и материалы для занятий с ребёнком, а также узнать об опыте других семей или поделиться своим.

  • Центр поддержки семейного образования проводит вебинары об альтернативном образовании, консультирует родителей, помогает с аттестацией и составлением учебной программы.
  • Журнал «Семейное образование» пишет о теории и практике внешкольного получения знаний в России, проводит фестиваль свободного образования.
  • Ассоциация развития семейного образования (АРСО) консультирует родителей, проводит конференции, фестивали и вебинары. Также на сайте можно найти материалы об альтернативном обучении.

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-perejti-na-domashnee-obuchenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector