Гуманная педагогика: что это, плюсы и минусы

Паата Амонашвили – последователь и преподаватель теории гуманной педагогики. Его отец Шалва Амонашвили основал данный подход в середине ХХ века в Советском Союзе.

Главный синоним гуманной педагогики – человечная: та, что ориентирована на личность ребенка и полностью отрицает авторитарный подход в воспитании.

Казалось бы, всем знакомые истины, но почему мы снова и снова возвращаемся к тому, что давно известно? Рассказывает Паата Амонашвили. 

– Расскажите, пожалуйста, в двух словах, что такое гуманная педагогика?

– Гуманная педагогика – это систематизированные знания классической педагогики и научные исследования психологии. Все вышесказанное переработано таким образом, чтобы дети получали максимальное развитие, как семейное, так и в школе, в детских садах, в других учебных учреждениях.

– Ваша теория базируется на любви к ребенку, но данная идея не нова.

– Как я говорил, гуманная педагогика базируется на классике, а все классики подчеркивали важность любви и заботы. Конечно, это не ново. Наоборот, это очень-очень старые знание, которые были переработаны и поданы моим отцом в современной теории.

О важности любви и заботы в воспитании детей говорили еще в Древнем Риме. Мой отец придал всем этим знаниям хорошую, структурированную форму, все это переработал, пробуя на практике (экспериментальные работы начались еще в 60-х годах в Грузии).

Такой подход произвел переворот в тогдашней системе образования.

– Как гуманная педагогика относится к повальному увлечению ранним развитием детей?

– Развитие не может быть ранним или поздним. Развитие происходит в свое время. В первую очередь мы должны понять, что за феномен такой «развитие». Это проявление тех возможностей, которые природа заложила в каждого ребенка. К примеру, речь. Ребенок рождается, и он не говорит.

Но возможность заговорить в нем уже заложена. Семя речи уже в нем есть, не только устной, но и письменной. Чтобы это семя проявилось, ребенку нужна определенная среда. Иначе оно не даст плоды. Это так же, как мы бросим семя на асфальт, – оно не будет расти.

Поэтому нужна соответствующая почва.

Я советую обратить внимание на книгу «После трех уже поздно» Масару Ибука. В ней заложена хорошая идея: развитие имеет свои календарные сроки. К примеру, дети учатся говорить с 7–8-месячного возраста.

К 2–3-летнему возрасту эта функция теряет свою силу, а в 4–5 лет она фактически уходит. Поэтому на вопрос «Когда лучше развивать речь детей?» ответ прост: «В годовалом возрасте». Другое дело, как это делать.

Понятно, что годовалых детей не надо усаживать за парты и учить грамматике. Наоборот, нужно создавать соответствующую среду – разговорную. Так почему бы не сесть и не поговорить с малышом по душам? И делать это ежедневно. Чтобы они слышали правильную человеческую речь.

Красивую речь! Именно в 7–8 месяцев, когда мы думаем, что они ничего не понимают, малыши все-все впитывают. Они не ответят вам сразу же. Но ответят через год. Главное, говорить красиво, чтобы дети тоже заговорили правильной речью.

А если в годовалом возрасте закладывать «би-би, мяу-мяу, гав-гав», то ребенок через год вам это и скажет. Если вы развиваете детей в раннем возрасте, то используйте правильные подходы и среду, не заставляя. Гуманная педагогика: что это, плюсы и минусы

– Какие способы и методики вы рекомендуете?

– Надо понимать из чего состоит ребенок, что является его движущей силой. Другими словами, какие у него внутренние, непреодолимые стремления и страсти. Скажем, одна из страстей – это чувствовать себя взрослым. И много-много игр именно на это и рассчитано. Дети видят, что делают взрослые, и сразу включают это в игру, то есть содержание игры – это взрослая деятельность.

Другая непреодолимая страсть каждого ребенка – чувствовать себя свободным. Именно поэтому ничего нельзя навязывать детям. Иначе вызовете у ребенка угнетение этой страсти. Дети убегают от тех взрослых, которые им что-то навязывают и приказывают.

Третья страсть – развитие. Если понимать хотя бы эти три страсти, то можно думать, как создавать мотивацию у ребенка для определенных действий.

Мы знаем, что ребенок хочет быть свободным, так давайте дадим ему свободу выбора. В нашем садике, к примеру, воспитатель сразу предлагает две игры на выбор: сложную и суперсложную. Обычно дети выбирают суперсложную. Выбирая, они чувствуют себя свободными и у них сильная мотивация выполнить все сложные задания игры.

Мы можем ребенку дать ощущение, что он взрослее, чем он реально есть. Просто посмотреть в глаза и сказать: «О, парень, вчера ты был маленьким мальчиком, а сегодня ты настоящий мужчина. По глазам вижу.

Хочешь настоящее мужское дело?» Это очень сильная мотивация. Если вы хотите научить ребенка что-то сделать, не усаживайте за парту, а просто скажите: «Ты так прекрасно пишешь. Научи меня, а то я уже подзабыл».

И он начнет усердно показывать, как правильно выводить буквы, тем самым улучшая свои способности.

– Получается, ребенку совсем ничего нельзя запрещать?

– Потому что нужно объяснять, учить и ласково наставлять. Я не говорю о вседозволенности и не утверждаю, что детям можно все переворачивать вверх ногами. Нужно воспитание. И воспитывать надо лучшие качества. Дети, воспитанные в духе гуманной педагогики, ничего не ломают, а только создают. Они прекрасно знают, что опасно и неопасно.

Вседозволенность и запреты – одинаково плохи. И середины здесь нет: я буду что-то запрещать и что-то разрешать. Вообще запрещать ничего не надо! Просто предостерегайте детей, чтобы они себе не навредили. И без запретов нужно воспитывать те качества в ребенке, которые обеспечат его безопасное существование, – нравственные качества.

А делается это на основе его же стремлений, страстей. Ребенок должен стать нашим другом, соратником в собственном воспитании. Запрещать и позволять – это авторитарное отношение, где главная воля – это воля родителя.

Мы же говорим о другом отношении, когда не воля взрослого главная, а сотрудничество и дружба, духовная нить и взаимопонимание.

Гуманная педагогика: что это, плюсы и минусыМногие современные родители были воспитаны именно запретами. Но реальное воспитание в семье – это воспитание родителей, а не детей. Если родители воспитаны, то сам вопрос воспитания отпадает. Дети растут на основе примеров. Примеры – это образы. Образы же потом направляют ребенка по жизни, и он делает то, что у него сохранилось в памяти. Ребенок будет именно таким, каково его окружение. Поэтому на наших семинарах или встречах мы сразу же говорим о том, что будем воспитывать не детей, а самих родителей. Если они это осознают и начинают меняться, то тогда начинает меняться их отношение. Это единственный путь.

– Паата, но не будет ли у ребенка конфликта с обществом, когда он растет в идеальной семье, а на улице его встречает совсем другое отношение и общество?

– Гуманная педагогика воспитывает не тепличных детей. Мы воспитываем самые сильные духовные качества. Это верность, дружба, защита слабых, высочайшая любовь… Получается сильный духом человек. А человек, сильный духом, победит человека сильных мускулов, даже не причинив вреда.

– Сейчас очень много разговоров о том, что школа перебрасывает свои обязанности на родителей, а родители – на школу. В вашем представлении, какая роль у школы для детей? И какую роль должны играть родители?

Школа – это не здание. Это в первую очередь учителя. Но в одиночку учитель не может эффективно воспитывать ребенка. Необходимо сотрудничество учителя и родителей. Перекладывание ответственности ни к чему не приведет. Хорошего учителя определить очень легко.

Достаточно одного вопроса родителям: «С каким настроением ваш ребенок идет в школу?» Если утром ребенок стремится в школу, – тогда это прекрасный учитель. Он может воспитывать прекрасных детей. Если дети рады выходным и даже не думают открывать домашнее задание по вечерам, значит, это плохой учитель.

В семье же родители, в свою очередь, создают хорошую обстановку, основанную на любви. Вот если такие родители и такой учитель встретятся, то они и без нас смогут воспитать хорошего человека. Но если и в школе командное воспитание, и в семье, то ни учитель, ни родители не смогут построить доверительные отношения.

Они будут перекладывать друг на друга свои обязанности и приписывать разные нехорошие качества.

– Ваши пять посланий для современных родителей.

Первое: ежедневно пытаться понять природу ребенка. Слушать детей. Постоянно слушать. Не только то, что они говорят, а пытаться понять, что они делают. Дети в корне отличаются от взрослых по природе. А существа, которые по природе отличаются от нас, понять сложно. Поэтому нужно пытаться понять мотивы их действий и беседовать с ними. Много-много слушать.

Второе: дружить с детьми, как со взрослыми. Януш Корчак говорил, что «дети – это те же самые люди, просто с ограниченным опытом». Не надо видеть в ребенке кого-то, кто еще не развит или что-то не понимает. Надо видеть в нем настоящего свершившегося человека. И дружить с ним.

Третье: создавать обстановку заботы и любви вокруг ребенка. Это единственная среда, где все функции ребенка максимально раскрываются. Сторониться запретов и порицаний.

Четвертое: понимать, что воспитание идет через живые образы. Себя меняйте ежедневно, чтобы самому становиться лучше. А ребенок увидит, какие прекрасные образы подают родители.

Пятое: создать прекрасную обстановку в семье. Чтобы отношения с родственниками, членами семьи всегда были уравновешенными, спокойными. Ребенок это видит и воспринимает, перенося такие же модели на свою семью в будущем.

Беседовала Анна Макота. 

Источник: http://gorodw.by/gumannaya-pedagogika-sovety-roditelyam/

В ком нуждается общество (плюсы и минусы воспитания по ш. амонашвили) ⋆ академия здоровья василия cкакуна

Однажды ученик решил поставить учителя в тупик и принес в класс в сложенных руках бабочку.

А перед этим поведал свой замысел одноклассникам: «Спрошу учителя – жив этот мотылек или нет? Если скажет мертв, открою ладони — и бабочка улетит. А если ответит жив, сожму пальцы – и она погибнет».

«Вот здорово ты придумал», — воскликнули все. И что ж – учитель, не задумываясь, ответил: «Все в твоих руках!».

Почему все государственные реформы образования никогда не оправдывают ожиданий? Потому что реформировать надо не школу. Реформировать должен себя сам учитель! Одна учительница, когда ей сказали о том, что основа реформирования состоит в любви к детям, возмущенно возразила: «Мне платят не за любовь, а за то, чтобы я дала детям хорошие знания по химии».

А действительно, какая связь между любовью и знаниями?

Так какую же задачу должна выполнять школа? Выпускать образованных негодяев, бессердечных отличников или мыслящих людей, которым ведомы сострадание, чуткость, понимание и любовь? В ком больше нуждается общество? Ш. Амонашвили исходит из первоначального значения слова «школа».

В переводе с латинского skale – «лестница». Лестница, по которой взбираются наши души. Иоанн Лественник (VI век новой эры) описывает 30 ступеней этого восхождения. Последняя, тридцатая ступень – ступень любви к людям. Учитель поднимается по ней вместе с учениками. «Мы соработники у Бога», — говорит Ш.

Читайте также:  Стеклянный корпус телефона — плюсы и минусы

Амонашвили о миссии учителя.

Давайте сравним с подобным высказыванием апостола Павла о священнослужителях: «Имя Божье хулится из-за нас».

И продолжает: «И дело не в добродетелях, а в любви, потому что есть много людей добродетельных, которые бессердечно сухи, хотя все делают, что надо делать: этим к Богу никого не привлечешь.

А вот Бог любви, Бог, который нас учит, что другой человек важнее меня, что мой ближний – тот, кому я нужен, а не тот, который поближе ко мне».

Не правда ли, прослеживаются параллели между современными учителями и священниками – и те и другие служат, дают знания, но знания без любви – мертвы.

Монолог маэстро (Ш. Амонашвили):

— Чем глубже познавал я детей и профессиональную жизнь учителя, тем больше возмущали меня разом все учебники по педагогике: в них почему-то не чувствовал я любовь и уважение к себе, учителю, и к своим ученикам. В них я и сейчас не нахожу такого страстного призыва к утверждению прекрасного в жизни, к познанию жизни, с какой страстью устремлены к ним сами дети и я тоже вместе с ними.

В этих учебниках – они упорно стараются склонить мое сознание и подсознание к насилию, строгостям, грубости. И делают это от имени науки, которая не терпит апелляции.

Однако в практике многих моих коллег я вижу, какими беспомощными и необоснованными являются эти вроде бы научно доказанные и определенные дидактические и воспитательные скелеты. Что это за научная педагогика, думал я, которая ни слова не скажет о любви, о сердце? Такая наука стала для меня скучной.

Раньше не раз я задавал самому себе вопрос: почему я невзлюбил учебники педагогики и почему я все делаю наоборот, а не так, как мне велит наука об обучении и воспитании детей? Почему я веду себя как бы назло науке? Из учебников педагогики наука строго следила за моей образовательной практикой и хмурилась в знак недовольства и возмущения. Но сердце мое становилось все более непослушным, а мысли — все больше невосприимчивыми к его наказам.

Учебники по педагогике были безжизненными и сто лет назад.

Но как ни раздвинула наука свои границы, они и сегодня такие: хмурые, сухие, строгие, грубые, требовательные и приказные, самодовольные и авторитарные.

Зачем ей (науке) любить детей и провозглашать любовь? Ни сердце, ни любовь, ни духовность не измеряют логарифмической линейкой, значит, они нематериальны, то есть не подвергаются научным испытаниям.

А что такое наука? Она открывает некие законы объективной действительности. Значит, в ней я и мои ученики превращаемся в некие алгебраические величины А и Б, как два велосипедиста из учебников математики, которые спешат навстречу друг другу. Я не согласен с такой наукой, и я открыл для себя другую педагогическую науку – сокровенную.

Что нам известно о сокровенности улыбки? Возьмите все учебники по педагогике, которые у вас будут под рукой и поищите в них слово «улыбка». Найдете его в них или нет? Берите педагогические и психологические словари и ищите в них то же самое слово.

Не нашли? Я тоже искал «улыбку» в педагогических учебниках, словарях, энциклопедиях, но ее в них не обнаружил. Почему? Ведь улыбка не имеет никакой педагогической ценности, ее не назовешь ни методом, ни принципом, ни закономерностью обучения и воспитания.

Зачем такое слово чопорному педагогическому мышлению, когда есть слова: строгость, требовательность, проверка, контроль, управление, оценка, тестирование, объяснение, закрепление и т.п.? Дело не до улыбок.

Но вообразите себе, что исчезли из жизни людей все улыбки, вообразите, что исчезли в Природе все цветы. Во что превратится эта жизнь, какой станет Природа?

Мы стесняемся улыбок. Мы считаем их ненужными. Мы отучились улыбаться. Мы изгоняем из школы улыбки. Тогда нужно немедленно закрыть школы, чтобы они не распространяли вокруг себя омертвение.

Улыбка проявляет Жизнь, и какая будет школа, если она не признает улыбку, не насытит ею все свое пространство? Какая это будет педагогическая наука, для которой улыбка не есть сущностное понятие? Улыбка очеловечивает жизнь, несет в ней свет. Без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости подсознания, тают любовь и устремление. Учитель без улыбки – чужой человек среди учеников.

В этом случае нужно попросить их: не выбирайте, пожалуйста, педагогическую профессию, дети не любят учителей и воспитателей, которые не умеют и не хотят им улыбаться искренне. Педагог, лишенный улыбки, не может не навредить своим воспитанникам.

Вся Вселенная, вся Жизнь на Земле – одна животворящая улыбка и радость.

Учитель  в понукательной педагогике – харизматический авторитет. Он властен, всевидящ и непогрешим. А вот академик Ш.

Амонашвили не боится делать ошибки в школьных заданиях: «Учитель, вы тут неправильно написали!». Шалва Александрович поворачивается от доски, его лицо лучится радостью: «Спасибо, коллега, ты меня спас!».

«Ребенок безграничен – ищите ключ к нему, и он удивит вас», — говорит Амонашвили.

У педагога-новатора Василия Давыдова второклассники решают алгебраические уравнения.

Академика Леонида Занкова коллеги зашикали, когда он читал на научном совете сочинения из экспериментального класса – ученые мужи не поверили, что эти изумительные литературные эссе о природе, о друзьях написали мальчики и девочки в возрасте 10 лет.

Об исключительных творческих способностях воспитанников Шаталова, Щетинина написаны десятки восторженных статей. А ведь новаторы работают с самыми обычными детьми.

«На уроках в моей школе, — говорит Амонашвили, — часто звучат цитаты из Библии. Но я никогда не занимался, и не буду заниматься религиозным воспитанием – для этого есть церковные школы. А на наших уроках вы можете услышать цитаты не только из Библии, но и из других вечных книг. В будущем ребенок на основе этих знаний сможет выбрать, во что верить, а во что нет».

В школе у Амонашвили, когда ученик сидит за партой и выполняет задание, подходящий к нему преподаватель садится на корточки, чтобы не смотреть на ребенка сверху вниз, чтобы видеть друг друга глаза в глаза.

Необычно, не правда ли? Между тем подобные школы есть во всем мире. Хотя их, к сожалению, буквально единицы.

К сожалению потому, что из них выходят … нет, необязательно гении, но обязательно думающие, обязательно добрые и достойные люди и, естественно, знающие все то,  чем должен владеть выпускник любой школы.

Источник: https://akademiya-zdorovya-skakuna.ru/books/author-articles/v-kom-nuzhdaetsja-obshhestvo-pljusy-i-minusy-vospitanija-po-sh-amonashvili/

Статья по теме: Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили | Социальная сеть работников образования

       Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик.

Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике.

Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной. Целью данной работы является краткое рассмотрение основных принципов и методических приёмов данной технологии.

   По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.

Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

    Выделим основные целевые ориентации технологии:

  1. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
  2. Облагораживание души и сердца ребёнка.
  3. Развитие и становление познавательных сил ребёнка.
  4. Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.
  5. Идеал воспитания – самовоспитание.

    Для анализа приёмов, используемых автором, обратимся к его основным изданиям «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели».

     Амонашвили Ш. А. категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога».

Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

«Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений» — говорит педагог и создаёт для этого все условия.

     Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей, которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще.

«Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени  оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…»

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/03/31/gumanno-lichnostnaya-tekhnologiya-sh

Шалва Амонашвили: «Конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя»

Шалва Александрович Амонашвили — учитель, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского городского педагогического университета.

Шалву Александровича считают создателем гуманной педагогики, в основе которой лежит идея принятия ученика таким, какой он есть. Амонашвили не раз отмечал, что настоящий учитель относится к ученикам почти по-отечески: любит их, уважает и проявляет терпение к их слабостям, помогает преодолеть трудности взросления и тем самым готовит к жизни.

  • Идеи гуманной педагогики впервые отчётливо прозвучали в письмах, которые Шалва Александрович написал своим детям — сыну и дочери-подросткам — 37 лет назад.
  • Мы приводим самые важные отрывки из них, но советуем при случае познакомиться с полными версиями писем.
  • Об умениях слушать и слышать, которые воспитывают взаимоуважение взрослого и ребёнка
  • «В конце каждого дня мы обычно собираемся за ужином в нашей маленькой столовой и рассказываем друг другу, чем мы занимались днём, что нас порадовало и что огорчило, кого мы встретили и что узнали. Вот тут мы и обнаруживаем, каким длинным был день у каждого из нас и в то же время как незаметно он промелькнул…
  • По вечерам мы чувствуем, что, оказывается, тоже устали.

Но мы довольны, радуемся, что уже подошли к ступеньке завтрашнего дня. А каким будет наш завтрашний день — это зависит от нашей воли».

О том, как важно читать детям сказки, потому что через них они проигрывают сотни «взрослых» ролей

«Раньше я рассказывал тебе сказки, чтобы развивать твою фантазию и воображение, чтобы ты поняла, какая борьба идёт между добром и злом, как побеждает добро и как дорого обходится ему эта победа. И, конечно, рассказывал ещё, чтобы ты сладко засыпала и видела светлые сны.

Разве ты не догадалась, о ком эта сказка? О тебе, о ком же ещё!

Ты героиня этой сказки.

Так рассказывал мне сказки и отец: я был главным героем его сказок.

В сказках отца я прошёл через многие опасности и препятствия, семь раз переплывал семь морей, семь раз переходил семь гор и на седьмое небо поднимался семь раз, спасая красавицу, заточённую в замке за семью замками.

У семиглавого чудовища отрезал семь голов, семь раз освобождал прикованного к скале Амирана. И хотя я уже прожил более полувека, всё равно мечтаю, чтобы отец был жив и рассказывал мне сказки».

О том, как общение в семье взаимно обогащает и взрослого, и ребёнка

«По вечерам, перед сном, когда я захожу в твою комнатку и мы с тобой начинаем шушукаться, знаешь, как это меня обогащает? Я многое о тебе узнал и узнал самого себя тоже — какой я отец для своей дочери.

Читайте также:  Основные плюсы и минусы гражданского общества

Хотя учил тебя своими письмами уму-разуму, но одновременно сам тоже учился тому, каким мне надо быть».

«Я уверен: путь к взаимопониманию и познанию друг друга проходит через понимание и познание в первую очередь самого себя. И чем глубже человек познает самого себя, свой характер, устремления, ценности, жизненные цели и т. д., тем легче ему будет понять других людей и окружающий мир в целом. А это очень важно — взаимопонимание, это источник вдохновения и творчества, духовных сил и надежд.

Ты силён десятикратно, когда тебя понимают, но становишься во сто раз сильнее, когда ты понимаешь других».

Шалва Амонашвили был сторонником гибкой педагогики. Он считал, что каждый ребёнок — уникальное явление, и каждая воспитательная среда — неповторимая действительность. Поэтому родителям и педагогам нужно постоянно искать подходы к детям и нельзя беспрекословно следовать воспитательной формуле

  1. «нарушил ребёнок что-то — наказывай, сделал что-то хорошее — поощряй».
  2. О том, что ребёнка необходимо постепенно, шаг за шагом знакомить со взрослой жизнью, а не прятать под родительским крылом
  3. «Гуманное воспитание, которое я отстаиваю, вовсе не означает, что надо ласкать и лелеять детей, пичкать их, как птенцов, тысячу раз пережёванным и стерильным умственным и физическим кормом.
  4. Гуманное воспитание не означает также, что из-за боязни, как бы наши птенцы не перепугались, мы станем прятать их под нашими крыльями, чтобы они не увидели, как пошёл град и уничтожил виноградники, как орёл схватил зайца и растерзал его на куски…

И, наконец, гуманным воспитанием будет то воспитание, когда постепенно, но упорно и настойчиво мы будем знакомить ребёнка со светлыми и теневыми сторонами жизни, с добром и злом, внушать веру в победу добра, убеждать, что в нашей общественной жизни ему, когда он вырастет, предстоит решить свою долю задач, что у него много дел впереди. Он и сам должен понять, какие тени нужно уничтожить, какое зло искоренить, прежде всего, какой свет усилить и какое добро упрочить.

  • Мы должны научить его, как идти по жизненному пути, не боясь трудностей,
  • и как найти судьбу, точнее, как выковать собственное счастье».
  • Амонашвили считал, что «конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя, так как личность рождается в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя — помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе».
  • Эти слова необходимо помнить каждому взрослому, который берёт под крыло маленького человека.

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/39472425-shalva-amonashvili-konechnaya-tsel-vospitaniya-nauchit-cheloveka-preodolevat-samogo-sebya/

Теория гуманной педагогики Амонашвили

Родился Шалва Александрович в 1932 году в Тбилиси, там же окончил факультет востоковедения Тбилисского государственного университета. Свою деятельность в качестве педагога Шалва развернул в 1952 году и начал с работы пионервожатым.

В 1958 году Амонашвили завершил аспирантуру, в 1960 году прошла защита его кандидатской диссертации по педагогике. Также уже в 1972 году им была защищена его докторская диссертация по психологии.

Промежуток времени с 1958 по 1991 год был полностью отдан им работе в НИИ педагогики Грузии, где Шалва продвигался от лаборанта до должности генерального директора. Педагогика для Амонашвили Шалва Александровича была делом всей его жизни.

Шалва Амонашвили и его основные педагогические идеи

С 1998 года и до настоящего момента он представляет собой должность заведующего лабораторией гуманной педагогики в Московском педагогическом университете.

Шалва Александрович обладает колоссальным багажом разнообразных званий, а также является доктором психологических наук, руководителем Международного Центра Гуманной Педагогики, академиком Российской Академии Образования, членом Академии Педагогических Наук Украины, лауреатом премий Правительства России, почётным доктором Софийского Университета, «Рыцарь Гуманной Педагогики» и «Рыцарь детства». Награждён такими медалями, как «Учитель Великой России» и «К.Д.Ушинского».

Шалва Амонашвили занимается активным развитием и утверждением идеи духовного гуманизма в педагогической теории и практике. Он также организует и проводит семинары по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовании.

Теория гуманно-личностной педагогики

Ключевой базой теории гуманно-личностной педагогики принято считать комплекс идей, которые возникли в традиционном философском, психолого-педагогическом наследии и в современном мире.

Понятие гуманной педагогики имеет отношение к педагогической классике, однако отходит в сторону от авторитарных педагогических идей и практики, в которых высшие педагогические ценности объясняются грубо-материалистично и силовые методы применяющиеся в образовательном пространстве в связи с данным фактом становятся нормой.

Замечание 1

Гуманно-личностная педагогика представляет собой один из вариантов гуманной педагогики, которую принято считать источником для немалого количества педагогических методик и систем.

Стоит обратить свое внимание на тот факт, что современная педагогическая мысль до сих пор по инерции занимается поисками способов улучшения авторитарной педагогики, принимая в расчет развитие технократического мышления.

В качестве основы для гуманно-личностной педагогики выступают допущения следующего характера:

  • признание реальности и действительности Высшей Силы, Бога, Творца;
  • признание бессмертия человеческой души, её стремление к вечному совершенствованию;
  • принятие земной жизни как части пути вечного совершенствования души человека.

Опираясь на это, заключаются выводы относительно сущности ребёнка:

  • ребёнок представляет собой явление в нашей земной жизни;
  • ребёнок выступает в качестве носителя своей миссии и своего предназначения на Земле;
  • в любом ребёнке присутствует безграничная энергия духа.

Именно в этом и заключается духовно-философская база гуманно-личностной педагогики. Вместе с душой ребёнок принимается за носителя земной природы, той ее части, которая носит название психологии.

Согласно гуманно-личностной педагогике природа в ребёнке способна проявляться в трёх основных силах, законы изменения которых должны стать научной основой образовательного процесса. К перечню данных сил относятся:

  • страсть к развитию;
  • страсть к взрослению;
  • страсть к свободе.

Главный постулат гуманно-личностной педагогики Амонашвили может быть выражен следующим образом. Ребёнок представляет собой единое целое с его земной и духовной природой, в котором духовное начало ведёт земное.

Понятия гуманно-личностной педагогики

В границах гуманно-личностного педагогического подхода исследуются такие базовые понятия как: школа, образование, воспитание, урок, учитель и гуманность. Школа является некой лестницей, предназначенной для предоставления плацдарма для восхождения духовности и души человека, высшей ступенью которой принято считать любовь.

Определение 1

Воспитание является питанием духовного стержня человека.

Образование – это процесс нахождения, раскрытия и последующего утверждения внутреннего образа, с помощью потоков внешних образов.

Урок представляет собой процесс поиска своей судьбы через призму опыта, знаний, образов прекрасного и, конечно же, самой жизни. Учитель в данной системе выступает в качестве носителя мудрости и знаний.

Подобный подход к семантической трактовке педагогических понятий дает возможность выразить изначально заключенную в них духовность. Смысл гуманно-личностного подхода в педагогике основывается в ведении ученика по пути саморазвития и совершенствования его духовного мира, понимания своего предназначения, по пути, который приведет его к умножению любви и добра на Земле.

Целью гуманно-личностного образования принято считать образ благородного человека, некоего неоспоримого идеала.

Роль учителя в гуманно-личностной педагогике

Замечание 2

Проблема педагога является ключевой во всей системе гуманно-личностного педагогического мышления.

Педагог по итогу проводимой им деятельности формирует около себя субъективное образовательное пространство гуманной педагогики. Объективный педагогический процесс в действительности представляет собой субъективную волю сообщества педагогов. В центре данного процесса находится общение учителя со своими учениками и воспитателя со своими воспитанниками.

Это такой тип общения, в котором воспитанник находится в состоянии духовной общности с педагогом, когда учитель предоставляет ученикам опору, счастье от познания, понимание, помощь, дружбу, сострадание и любовь.

Подобное образовательное пространство способен сформировать вокруг себя исключительно тот педагог, который мыслит и обладает взглядами на жизнь в соответствии с принципами гуманно-личностной педагогики, который применяет их в своей педагогической практике.

По этой причине достаточно важно уделять как можно больше внимания подготовке и переподготовке педагогов, находить и способствовать раскрытию в них истинного творчества, расширять их сознание. Распространение идей гуманно-личностной педагогики проходит посредством семинаров для учителей и воспитателей в рамках курсов повышения квалификации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/teorija-gumannoj-pedagogiki-amonashvili/

8 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили

До седьмого класса Шалва Амонашвили был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью.

Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением.

Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики, которую разработал Амонашвили. «Мел» собрал самые важные тезисы педагога о том, каким должен быть учитель.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Быть учителем, а не преподавателем

Задача учителя — помочь и подсказать. Подружиться с учеником, полюбить его и заслужить его уважение. Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников.

Особенно опасно неверие в ребёнка — предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки. В таких случаях учитель ещё без всяких причин начинает кричать на учеников и угрожать наказаниями.

Но чтобы обучение приносило плоды, каждый ребёнок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть.

«Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость — жестокостью

В основе воспитания лежит безграничная любовь к детям. В авторитарной системе учитель, даже искренне любя ребёнка, считает своим долгом «держать его в руках»: заставлять учиться, хорошо себя вести, строго спрашивать с него.

А чаще учитель даже не трудится вложить хоть чуточку своей души в процесс обучения, который не должен состоять только из бесконечных домашних заданий, вызовов к доске и контрольных работ.

Когда учителя больше любят власть над учениками, чем их самих, ученики отвечают соответственно — бунтом.

«Физик вызывал в нас раздражение и злобу. Человек немолодой, воображавший себя известным учёным, просто издевался над нами. Принципиально никому не ставил пятёрку. „Пятёрка — это мне, — говорил он. — Другие же отметки — вам“. Ему жалко было и четвёрки ставить.

Потому много было в классе троечников и двоечников. Нас возмущали его грубость, насмешки и угрозы. Потому не раз бойкотировали его уроки, мешали ему на уроке, конфликтовали с ним.

А он, вместо того чтобы разобраться, почему мы так себя ведём, ужесточал меры, наказывал двойками и угрожал, что каждому испортит аттестат».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

Учитель не всегда жёстко обходится с учениками со зла. Возможно, он думает, что делает это во благо ребёнка. Но любить ребёнка — это в первую очередь понимать его, интересоваться им и уважать его личность.

Человеческая любовь к ребёнку вызывает ответную человеческую любовь к учителю, которая выражается в желании порадовать учителя своими знаниями и не огорчать прогулами.

В классе у таких учителей стыдно списывать и врать, что забыл дневник.

3. Суть наказания — не в том, чтобы отомстить ребёнку

Наказание не должно применяться авторитарно — в таких случаях ребёнок не принимает наказания, считает его несправедливым. Наказание само по себе — не мера воспитания. Его воздействие на ребёнка зависит от того, насколько учитель любим и уважаем.

И цель наказания — не в том, чтобы совершить общественное правосудие или лично учительское возмездие, а в том, чтобы передать ребёнку чувство огорчения от неудачи.

Суть наказания при этом такова, что ребёнок переживает обиду из-за того, что огорчил любимого человека, и чувствует решимость оправдать его ожидания и доверие.

«Мальчик, мои пятёрки краснеют рядом с двойками… Как быть?..

А в душе моей происходит взрыв. Я закрываю голову руками и начинаю тихо плакать, чтобы рядом сидящий не догадался, в чём дело. Дело не в пятёрках, а в том, что в них любовь моей учительницы ко мне. А эти двойки могут навредить этой, — самой дорогой, что мне досталось за последние месяцы, — Любви!

Я причиняю учительнице боль — и мне больно от этого».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

4. Отметка и оценка — это не одно и то же

Отметки необязательно выражаются цифрами. Они могут быть словесными, например, слово «молодец». Точно так же, как ребёнок хвастается пятёркой, он скажет дома: «Учитель сказал, что я молодец». Детей ругают за плохие отметки, хвалят за хорошие — все эти реакции формальные, одномерные. Отметки портят ребёнка, образовательный процесс, отношения с родителями.

Читайте также:  Плюсы и минусы автомобиля ауди a6

«Пятёрки нацелены в сердце, потому что они искажают нравственность ребёнка, тройки порождают равнодушие, двойки вызывают возмущение».

Шалва Амонашвили в интервью «Мелу»

Оценка — это отношение. То, как учитель смотрит на ребёнка, какие задаёт вопросы, как указывает на ошибки, замечает прогресс.

С помощью уважительного, внимательного человеческого отношения педагог воспитывает в ребёнке личностные качества, а не просто учит его соответствовать стандартам.

Если ученик не совсем понял задание и выполнил его по-своему, это трудно передать отметкой. Вместо этого учитель может сказать: «Ой, как интересно ты пишешь. А может, вот так попробуешь?».

«Например, кончается четверть, ставится итоговая отметка. Это нечто среднеарифметическое. Но получается, что где-то ребёнок ленился, получил двойку, так и не знает этого материала. А где пятёрка — знает. И на что влияет и что показывает итоговая отметка? Можно сунуть голову в духовку, а ноги в морозилку и сказать, что средняя температура 36,6?»

Шалва Амонашвили в интервью «Мелу»

5. Учитель должен чаще задавать вопросы, на которые не знает ответов

Вопросы учителя на уроке отличаются от обычных человеческих вопросов тем, что он уже знает ответ. И ученики это знают. Когда нам задают вопрос, на который хотят услышать строго определённый ответ, мы чувствуем подвох.

То же чувствуют и ученики. Для них каждый вопрос учителя становится педагогической уловкой, на которую нужно не попасться.

В результате, вместо того, чтобы думать над сутью вопроса, они пытаются угадать ответ, которого ожидает учитель.

Как педагоги-новаторы 30 лет назад навсегда изменили российское образование

Детям нужно чаще задавать вопросы, на которые нет заранее известного правильного ответа. Учитель знает, сколько будет дважды два, но не знает, почему ребёнку трудно запомнить таблицу умножения. Не знает, что его интересует, что нравится, что мотивирует учиться.

«Наша учительница вошла с доброй, приветливой улыбкой, поздоровалась бархатистым голосом, сказала нам «спасибо», взглянула всем в глаза. Это уже было необычно. А потом — вдруг — спросила:

— Ребята, вы любите стихи?

Нам никто не прививал любовь к стихам; прежний учитель требовал от нас выучить наизусть заданное стихотворение и отбарабанить его на уроке. Никогда не задавал он вопроса, нравятся ли нам эти стихи».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

6. Требовательность помогает учителю и мешает ребёнку

В авторитарном педагогическом процессе требовательность –предупредительная мера к наказанию. Учитель требует, чтобы ребёнок усердно учился, не нарушал правил. Он говорит «перепиши это к завтрашнему дню», подразумевая «иначе пеняй на себя». Тональность такого требования — приказная, принудительная. Это педагогический инструмент, который решает проблемы самого учителя, а не ребёнка.

10 неправильных способов мотивировать ребёнка

Если же учителя действительно больше заботит завтрашний день ребёнка, чем тишина в классе, его требования выражают переживания за будущее ребёнка. В таких случаях требование меняет своё содержание и тональность. В нём звучит доверие и надежда на успехи ребёнка, оно мотивирует его стараться и развиваться.

  • «Были случаи, когда она (учительница) обращалась к кому-либо из нас:
  • — Ты не мог бы дать мне эту книгу почитать на пару дней?
  • И когда с этой просьбой однажды обратилась и ко мне, я был очень горд и рад. А спустя пару дней, вернув книгу, сказала:
  • — У тебя хороший вкус, раз такие книги читаешь… Спасибо, я получила удовольствие…
  • Что ещё было нужно для того, чтобы я пристрастился к чтению?»
  • Шалва Амонашвили «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

7. Жизнь ребёнка не должна останавливаться на время уроков

Уроки — это основа для школьного дня, но дети приходят не только ради них. Они приходят ради весёлых перемен, встреч с друзьями, бесед с учителем, интересных внеурочных школьных дел. Школьная жизнь — гораздо больше, чем несколько уроков каждый день, а уроки — гораздо больше, чем прилежное сидение за партой.

Ребёнок не может оставить свои впечатления и переживания за порогом школы и прийти с чистым, стерилизованным стремлением учиться

И он не станет более внимательным и сосредоточенным, если отнять у него игрушку, которая так захватила его воображение, что он принёс её с собой в школу. Он станет ещё рассеяннее, потому что будет огорчён, и сможет думать только о дальнейшей судьбе своей игрушки.

«Пусть лежит оловянный солдатик в кармане, пусть ребёнок катается в своём воображении на велосипеде, пусть находится под впечатлением вчерашней дедушкиной сказки! Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью. И тогда прямо на уроке (всё равно, какой это будет урок) Илико достанет из кармана своего оловянного солдатика.

Я с большим интересом стану его рассматривать.

„Как он мне нравится! У тебя только один солдатик? Есть ещё и другие? Нет, не надо дарить мне его! Приведи всю свою армию оловянных солдатиков; наверное, поиграть с ними будет очень интересно!“ Илико будет доволен и завтра же принесёт всех своих солдатиков, а я поищу сказку об оловянном солдатике, чтобы прочитать её всему классу».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

8. Хороший учитель — тот, кто любит детский «жриамули»

«Жриамули» — это грузинское слово, которое обозначает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гомон. Он отличается от обычного шума тем, что он наполнен радостью и жизнью. Иметь педагогический слух значит уметь различать разные нотки в этом шуме, который всегда наполняет школу, и любить его.

«И вот смотрю я на фотокарточки моих 36 детей и меня охватывает нетерпение встречи с этим детским „жриамули“. Я принимаю любовь к „жриамули“ как доказательство того, что смогу их понять. Убеждён: кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё профессиональное счастье».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

  1. Почему нельзя отменять ЕГЭ
  2. 4 участника родительских чатов, которые всех бесят
  3. Бездушные люди: почему в наших школах нет душевых

Источник: https://mel.fm/pedagogika/253149-amonashvili_advise

Гуманная педагогика

  • Слово о Михаиле Петровиче Щетинине
  • Михаил Петрович Щетинин был для нас до той степени человечным и доступным,и мы стоим с ним так близко, что наше сознание не может достойно оценить его величие, оценить совершенный им подвиг.
  • Он – великий педагог, мыслитель и деятель, сравнимый только с мировыми классиками, которые не остаются в истории, а становятся горизонтами сознания.

Такого уровня мыслителей и деятелей очень мало в образовании.

Как правило, многие современники не способны их понять, поскольку, исходя из своих сегодняшних убеждений, они просто не видят того будущего, творцом которого являлся Михаил Петрович Щетинин.

Печально то, что есть люди, которые дают себе право и волю судить о нем и даже осуждать. А некоторые из власть имеющих ещё и препятствуют продвижению его идей и дел.

  1. Я не знаю, как смоют с себя стыд и срам представители власти и правосудия, которые сделали все, чтобы уволить из жизни гения в образовании.
  2. Не знаю, в каких кустах будут прятаться те, кто, имея возможность, не защитили его, не дали творить дальше чудное будущее.
  3. Если бы Михаил Петрович ушел из жизни в ту полосочку времени, когда он, чувствуя себя свободным, создавал свою Школу-шедевр, у нас не возникло бы никакого повода оглядываться на могильщиков.
  4. Но что сказать о той действительности, когда жизнь Михаила Петровича оборвалась именно сейчас?

Все знали, что он тяжело болен. Он с трудом восстановился после сложнейшей операции. И нужно ли было быть такому, что перед первым сентября, когда в Текосской Щетининской школе готовился большой праздник, власть распорядилась опечатать все помещения, включая и кабинет Михаила Петровича.

  • Когда-либо откроются все недостойные причины этого вредоносного поступка и мир увидит могильщиков будущего.
  • А нам, свидетелям случившегося, становится предельно ясно: не вынесло сердце героя эгоистической злобы в обмен на всемирное добро.
  • Какую школу создавал Михаил Петрович Щетинин?
  • Создавал он необычную школу, которая всего за пару десятилетий успела выдать стране несколько сотен достойных граждан, высококультурных, честных, преданных Родине, жизнерадостных, творческих, трудолюбивых, мыслящих масштабно, государственно.
  • Стыд и срам тому, кто оценивает работу школы паршивыми так называемыми государственными экзаменами, в которых нет никакой заботы о государстве.
  • Но если именно это для кого-то есть мера качества, то Школа Щетинина выдавала кесарю кесарево, и притом щедро.
  • Он создавал Школу не только сам со своими коллегами, а делал творцами всех граждан этого образовательного мира.

Покажите, где еще ученики становятся учителями, коллегами своих учителей? Где еще ученики сами строят свои теремки для жизни и познания, приукрашивают их, радуясь своему труду и творчеству?

Михаил Петрович создавал Школу как лестницу, по ступенькам которой каждый восходил соразмерно своим талантам и стараниям. Покажите еще школу, где ученики могут свободно опережать нами придуманные возрастные ограничения, где 10-12-летние ученики становятся студентами вузов!

  1. Создавал он Школу свободную, подвергая своих граждан только диктатуре совести, только любви к Родине, только творению общего блага.
  2. Покажите еще школу, где воспитание нрава и культуры стоят выше безликих и безличностных стандартов, которым безалаберно приписывается качество образовательных!
  3. Михаил Петрович создавал Школу, где гармоничное развитие становилось не былиной, а действительностью, где ум, сердце и руки становились золотыми, едиными.

В школе Михаила Петровича кипела жизнь. Здесь все жили устремленно. Здесь дружба и помощь, любовь и преданность, благодарность и благородство становились естеством общения.

Дух Школы Михаила Петровича возвышал каждого жителя этого образовательного мира.

А какие были занятия! На них возраст не служил помехой!

На них ученики вместе с учителями-друзьями познавали целостность наук, их синтез, их единую основу бытия.

Они строили гипотезы и стремились их доказать. Их познавательная страсть выходила далеко за грани программ и учебников. Ученики-исследователи жили пониманием будущих открытий и обновленного образа жизни.

  • В Школе Михаила Петровича запросто были сняты пресловутые вопросы мотивации учеников, выполнения угнетающих жизнь домашних заданий, формальной дисциплины.
  • Только косность ума и злые намерения приписывали Михаилу Петровичу и его школе разные абсурдные обвинения.
  • А каким был он сам?
  • Он был истинным олицетворением своей сути и в духе, и во внешнем мире.
  • Мыслящий, мудрый, миролюбивый, беззаветно преданный детям, молодому поколению, чуткий, понимающий, проницательный, прощающий, истинный гражданин и патриот своей родины.
  • А для меня он был маяком педагогического сознания, и, конечно, самым близким и родным человеком.

Для моей матери он был сыном. Для его родителей я тоже был сыном. Так мы стали братьями.

Я счастлив, что общался и учился у него. Счастлив, что сохранились у меня первоисточники его размышлений и философствования о высоких материях.

У Михаила Петровича остались преданные ученики и последователи, которые, я уверен, не позволят попирать творимое им будущее образования. Они продолжат его начинания.

У него есть, кому соболезновать из-за утраты родного человека. Я тоже среди них.

Боль раздирает меня, но и теплится надежда, что Михаил Петрович начинает небесную жизнь, откуда он пошлет нам свою благодать.

Милый мой, любимый мой брат, спасибо тебе, что ты любил меня и делился своими высшими ценностями.

Мы с тобой все строили планы на благо образования с надеждой, что мы свершим намеченное. Сколько было в тебе бодрости духа, и как широко простиралось твое сознание!

  1. Не теряю веру, что твое светлое и великодушное сердце, твоя самоотверженная забота и впредь защитит твое детище, которое есть неоценимый дар человечеству.
  2. С любовью к тебе, Миша,
  3. твой Шалва Амонашвили.

Источник: http://ichp.org.ru/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector