Основные плюсы и минусы циклической концепции

Разработка программного продукта знает много достойных методологий — иначе говоря, устоявшихся best practices. Выбор зависит от специфики проекта, системы бюджетирования, субъективных предпочтений и даже темперамента руководителя. В статье описаны методологии, с которыми мы регулярно сталкиваемся в Эдисоне.

Основные плюсы и минусы циклической концепции Основные плюсы и минусы циклической концепции

Одна из самых старых, подразумевает последовательное прохождение стадий, каждая из которых должна завершиться полностью до начала следующей. В модели Waterfall легко управлять проектом. Благодаря её жесткости, разработка проходит быстро, стоимость и срок заранее определены. Но это палка о двух концах. Каскадная модель будет давать отличный результат только в проектах с четко и заранее определенными требованиями и способами их реализации. Нет возможности сделать шаг назад, тестирование начинается только после того, как разработка завершена или почти завершена. Продукты, разработанные по данной модели без обоснованного ее выбора, могут иметь недочеты (список требований нельзя скорректировать в любой момент), о которых становится известно лишь в конце из-за строгой последовательности действий. Стоимость внесения изменений высока, так как для ее инициализации приходится ждать завершения всего проекта. Тем не менее, фиксированная стоимость часто перевешивает минусы подхода. Исправление осознанных в процессе создания недостатков возможно, и, по нашему опыту, требует от одного до трех дополнительных соглашений к контракту с небольшим ТЗ.

С помощью каскадной модели мы создали множество проектов «с нуля», включая разработку только ТЗ. Проекты, о которых написано на Хабре: средний — рентгеновский микротомограф, мелкий — автообновление службы Windows на AWS.

Когда использовать каскадную методологию?

  • Только тогда, когда требования известны, понятны и зафиксированы. Противоречивых требований не имеется.
  • Нет проблем с доступностью программистов нужной квалификации.
  • В относительно небольших проектах.

Основные плюсы и минусы циклической концепции

Унаследовала структуру «шаг за шагом» от каскадной модели. V-образная модель применима к системам, которым особенно важно бесперебойное функционирование.

Например, прикладные программы в клиниках для наблюдения за пациентами, интегрированное ПО для механизмов управления аварийными подушками безопасности в транспортных средствах и так далее.

Особенностью модели можно считать то, что она направлена на тщательную проверку и тестирование продукта, находящегося уже на первоначальных стадиях проектирования. Стадия тестирования проводится одновременно с соответствующей стадией разработки, например, во время кодирования пишутся модульные тесты.

Пример нашей работы на основе V-методологии — мобильное приложение для европейского сотового оператора, который экономит расходы на роуминг во время путешествий. Проект выполняется по четкому ТЗ, но в него включен значительный этап тестирования: удобства интерфейса, функционального, нагрузочного и в том числе интеграционного, которое должно подтверждать, что несколько компонентов от различных производителей вместе работают стабильно, невозможна кража денег и кредитов.

Когда использовать V-модель?

  • Если требуется тщательное тестирование продукта, то V-модель оправдает заложенную в себя идею: validation and verification.
  • Для малых и средних проектов, где требования четко определены и фиксированы.
  • В условиях доступности инженеров необходимой квалификации, особенно тестировщиков.

В инкрементной модели полные требования к системе делятся на различные сборки. Терминология часто используется для описания поэтапной сборки ПО. Имеют место несколько циклов разработки, и вместе они составляют жизненный цикл «мульти-водопад». Цикл разделен на более мелкие легко создаваемые модули. Каждый модуль проходит через фазы определения требований, проектирования, кодирования, внедрения и тестирования. Процедура разработки по инкрементной модели предполагает выпуск на первом большом этапе продукта в базовой функциональности, а затем уже последовательное добавление новых функций, так называемых «инкрементов». Процесс продолжается до тех пор, пока не будет создана полная система. Основные плюсы и минусы циклической концепции Инкрементные модели используются там, где отдельные запросы на изменение ясны, могут быть легко формализованы и реализованы. В наших проектах мы применяли ее для создания читалки DefView, а следом и сети электронных библиотек Vivaldi.

Как пример опишем cуть одного инкремента. Сеть электронных библиотек Vivaldi пришла на смену DefView. DefView подключалась к одному серверу документов, а теперь может подключаться ко многим.

На площадку учреждения, желающего транслировать свой контент определенной аудитории, устанавливается сервер хранения, который напрямую обращается к документам и преобразует их в нужный формат.

Появился корневой элемент архитектуры — центральный сервер Vivaldi, выступающий в роли единой поисковой системы по всем серверам хранения, установленным в различных учреждениях.

Когда использовать инкрементную модель?

  • Когда основные требования к системе четко определены и понятны. В то же время некоторые детали могут дорабатываться с течением времени.
  • Требуется ранний вывод продукта на рынок.
  • Есть несколько рисковых фич или целей.

RAD-модель — разновидность инкрементной модели. В RAD-модели компоненты или функции разрабатываются несколькими высококвалифицированными командами параллельно, будто несколько мини-проектов. Временные рамки одного цикла жестко ограничены. Созданные модули затем интегрируются в один рабочий прототип. Синергия позволяет очень быстро предоставить клиенту для обозрения что-то рабочее с целью получения обратной связи и внесения изменений. Основные плюсы и минусы циклической концепции

Модель быстрой разработки приложений включает следующие фазы:

  • Бизнес-моделирование: определение списка информационных потоков между различными подразделениями.
  • Моделирование данных: информация, собранная на предыдущем этапе, используется для определения объектов и иных сущностей, необходимых для циркуляции информации.
  • Моделирование процесса: информационные потоки связывают объекты для достижения целей разработки.
  • Сборка приложения: используются средства автоматической сборки для преобразования моделей системы автоматического проектирования в код.
  • Тестирование: тестируются новые компоненты и интерфейсы.

Когда используется RAD-модель? Может использоваться только при наличии высококвалифицированных и узкоспециализированных архитекторов. Бюджет проекта большой, чтобы оплатить этих специалистов вместе со стоимостью готовых инструментов автоматизированной сборки. RAD-модель может быть выбрана при уверенном знании целевого бизнеса и необходимости срочного производства системы в течение 2-3 месяцев. Основные плюсы и минусы циклической концепции В «гибкой» методологии разработки после каждой итерации заказчик может наблюдать результат и понимать, удовлетворяет он его или нет. Это одно из преимуществ гибкой модели. К ее недостаткам относят то, что из-за отсутствия конкретных формулировок результатов сложно оценить трудозатраты и стоимость, требуемые на разработку. Экстремальное программирование (XP) является одним из наиболее известных применений гибкой модели на практике. В основе такого типа — непродолжительные ежедневные встречи — «Scrum» и регулярно повторяющиеся собрания (раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц), которые называются «Sprint». На ежедневных совещаниях участники команды обсуждают:

  • отчёт о проделанной работе с момента последнего Scrum’a;
  • список задач, которые сотрудник должен выполнить до следующего собрания;
  • затруднения, возникшие в ходе работы.

Методология подходит для больших или нацеленных на длительный жизненный цикл проектов, постоянно адаптируемых к условиям рынка. Соответственно, в процессе реализации требования изменяются. Стоит вспомнить класс творческих людей, которым свойственно генерировать, выдавать и опробовать новые идеи еженедельно или даже ежедневно. Гибкая разработка лучше всего подходит для этого психотипа руководителей. Внутренние стартапы компании мы разрабатываем по Agile. Примером клиентских проектов является Электронная Система Медицинских Осмотров, созданная для проведения массовых медосмотров в считанные минуты. Во втором абзаце этого отзыва, наши американские партнеры описали очень важную вещь, принципиальную для успеха на Agile.

Когда использовать Agile?

  • Когда потребности пользователей постоянно меняются в динамическом бизнесе.
  • Изменения на Agile реализуются за меньшую цену из-за частых инкрементов.
  • В отличие от модели водопада, в гибкой модели для старта проекта достаточно лишь небольшого планирования.

Итерационная модель жизненного цикла не требует для начала полной спецификации требований. Вместо этого, создание начинается с реализации части функционала, становящейся базой для определения дальнейших требований. Этот процесс повторяется. Версия может быть неидеальна, главное, чтобы она работала. Понимая конечную цель, мы стремимся к ней так, чтобы каждый шаг был результативен, а каждая версия — работоспособна. Основные плюсы и минусы циклической концепции На диаграмме показана итерационная «разработка» Мона Лизы. Как видно, в первой итерации есть лишь набросок Джоконды, во второй — появляются цвета, а третья итерация добавляет деталей, насыщенности и завершает процесс. В инкрементной же модели функционал продукта наращивается по кусочкам, продукт составляется из частей. В отличие от итерационной модели, каждый кусочек представляет собой целостный элемент. Примером итерационной разработки может служить распознавание голоса. Первые исследования и подготовка научного аппарата начались давно, в начале — в мыслях, затем — на бумаге. С каждой новой итерацией качество распознавания улучшалось. Тем не менее, идеальное распознавание еще не достигнуто, следовательно, задача еще не решена полностью.

Когда оптимально использовать итеративную модель?

  • Требования к конечной системе заранее четко определены и понятны.
  • Проект большой или очень большой.
  • Основная задача должна быть определена, но детали реализации могут эволюционировать с течением времени.

Основные плюсы и минусы циклической концепции «Спиральная модель» похожа на инкрементную, но с акцентом на анализ рисков. Она хорошо работает для решения критически важных бизнес-задач, когда неудача несовместима с деятельностью компании, в условиях выпуска новых продуктовых линеек, при необходимости научных исследований и практической апробации.

Спиральная модель предполагает 4 этапа для каждого витка:

  1. планирование;
  2. анализ рисков;
  3. конструирование;
  4. оценка результата и при удовлетворительном качестве переход к новому витку.

Эта модель не подойдет для малых проектов, она резонна для сложных и дорогих, например, таких, как разработка системы документооборота для банка, когда каждый следующий шаг требует большего анализа для оценки последствий, чем программирование. На проекте по разработке СЭД для ОДУ Сибири СО ЕЭС два совещания об изменении кодификации разделов электронного архива занимают в 10 раз больше времени, чем объединение двух папок программистом. Государственные проекты, в которых мы участвовали, начинались с подготовки экспертным сообществом дорогостоящей концепции, которая отнюдь не всегда бесполезна, поскольку окупается в масштабах страны. Основные плюсы и минусы циклической концепции

На слайде продемонстрированы различия двух наиболее распространенных методологий.

В современной практике модели разработки программного обеспечения многовариантны. Нет единственно верной для всех проектов, стартовых условий и моделей оплаты. Даже столь любимая всеми нами Agile не может применяться повсеместно из-за неготовности некоторых заказчиков или невозможности гибкого финансирования. Методологии частично пересекаются в средствах и отчасти похожи друг на друга. Некоторые другие концепции использовались лишь для пропаганды собственных компиляторов и не привносили в практику ничего нового. О технологиях разработки:

Ещё раз про семь основных методологий разработки.

10 главных ошибок масштабирования систем. 8 принципов планирования разработки, упрощающих жизнь. 5 главных рисков при заказной разработке ПО.

Источник: https://habr.com/post/269789/

Концепция Единства — плюсы и минусы

Основные плюсы и минусы циклической концепцииВсе вечные знания Мира разрозненны, разделены, разбросаны по конфессиям, религиям и философиям. Обычная случайность? Совпадение? Логичное следствие эволюции разных возрастных груп разных времён? Или же знания о Боге разделены намеренно, для того, чтобы увести людей по «истинно верному» пути, которого нет? Люди пребывают в неведении, потому что под воздействием глубокой внешней социальной и этнической политики ограничили своё восприятие. Стоит ли открыться, позволить себе изучить всё, для того, чтобы перестать находится в иллюзии собственного несовершенства? И если да, то что изменится? Порассуждайте сами!

Читайте также:  Основные плюсы и минусы пазогребневых плит

Одна из вечных истин — это клетка, которая постоянно размножается, истина, которая рождается из Любви к множеству, которая, в свою очередь, рождает единство. Вы хотите возразить? Закричать, взорваться, сказать «нет»? Вы будете правы. В этом суть этой истины.

На мой взгляд, если пойти по пути принятия каждого человека, мнения, даже самого абсурдного и глупого, нам больше не понадобится лом эгоизма, невежества и гнева! Однако, не каждый веберет путь относительного познания, путь уважения каждого Учения, путь принятия и путь многообразия в Единстве. Именно для таких людей я постарался как можно ярче отразить эти плюсы и минусы!

Плюсы относительного познания:

1) Бог приветствует познание всего разнообразия мира, ибо везде

— есть ключи! Если мы верим в Иисуса Христа, то больше не отрицаем Аллаха. Мы можем взять от Него многие вещи, которые помогут нам в нашем Духовном Развитии. Например, глубокое уважение и вечную преданность. Если мы верим в реинкарнацию, мы отныне не должны быть привержены только философии Будизма. Следуя концепции Единства, мы можем брать самое лучшее от каждого учения! От Кришны мы можем позаимствовать понимание Законов Вечности и существование Безграничного Сознания Верховного Создателя. На страницах Изумрудной Скрижали можем обнаружить Слово Божие в чистом виде, без примесей, и взять его на вооружение. И на последок, безусловно, заглянуть в Священные Славяно-Арийские Веды. 2) Изучая религии, концепции, философии и учения планеты Земля, мы воспитываем в себе Любовь к знаниям о Боге.

3) В сущности, если убрать имена из священных писаний, то останется одно слово. Слово Божие. Мы научимся видеть Бога везде.

4) Мы взращиваем в себе Духовную Осознанность, которая позволят отличить правду от лжи. К примеру, моя духовная осознанность ясно подсказывает мне, что заповеди Моисея написаны от руки людей, которые хотели поработить другие народы. Но заповеди Иисуса Христа сказаны им самим. Тем не менее, люди, уверовавшие в Иисуса, почему-то живут по заповедям Моисея.5) Мы учимся уважать каждого человека, учимся терпению. Нам больше не нужно спорить, отстаивать свою позицию, если мы вдруг увидели Кришнаита или Мусульманина, ибо мы знаем их Бога. Возможно, не всё нам в нём нравится, но мы уважаем этого Бога. И соответственно, уважаем человека, который ему предан. Минусы относительного познания:1) Нужно преодолеть своё желание следовать только «своим» взглядам, отринуть принципы и стереотипы.2) Нужно преодолеть свою лень, ибо знаний, действительно, много. Но все они созданы для того, чтобы приблизить людей к Изначальному.

3) Нужно быть готовым к осуждениям других людей, которые по-прежнему считают, что их Бог

— единственный.

Источник: https://plus-minuses.livejournal.com/55243.html

Циклическая экономика на пороге России

  • Основные плюсы и минусы циклической концепции flickr.com/ Aaron
  • Статья подготовлена специально для 62 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».
  • Цикл против линейности

В последнее время в России стали упоминать циклическую экономику. В прошлом году в Санкт-Петербурге при участии автономной некоммерческой организации «Центр трансграничного сотрудничества – Санкт-Петербург» впервые в России прошла международная конференция «Циклическая экономика как контекст инноваций в XXI веке».

Как пояснила руководитель центра, эксперт в области циклической экономики, устойчивого развития и эффективного обучения, тренер и консультант Мария Жевлакова, впервые о новой концепции заговорили в 1970 году.

Авторство подхода и названия приписывают экономистам Джону Лайлю и Вальтеру Штайнеру.

Развитие мысль о необходимости перехода на новую экономическую парадигму получила в материалах шведской некоммерческой организации The Natural Step, пропагандирующей идеи устойчивого развития.

Кроме того, еще в 1966 году экономист, философ и поэт Кеннет Боулдинг предложил модель закрытой экономики как долгосрочную цель для замены идей экономического роста, основанного на неограниченном использовании ресурсов. Боулдинг противопоставил свою модель линейной, для которой, писал он в работе 1966 года, подходящим ему показалось название «экономика ковбоев».

Свое видение он описывал так: «схожим образом, закрытую экономику будущего можно назвать «экономикой космонавтов», в которой Земля – одинокий космический корабль, без безграничных запасов чего бы то ни было, для добычи ли или загрязнения, и в которой, следовательно, человек должен найти свое место в циклической экологической системе».

Пришел, увидел, …выбросил

Циклическая экономика, или экономика замкнутого цикла (англ. circular economy), предполагает иную систему восприятия любых действий человека.

Только задумываясь о создании технологической новинки, допустим, очередного «умного» бытового прибора, производитель должен понимать, каким образом он будет использоваться после того, как выйдет из строя или устареет.

Иными словами, «вторая жизнь» вещей не должна возникать в тот момент, когда под окнами уже образовалась свалка, а должна быть предусмотрена в самом начале придумывания новой вещи – с учетом материалов, из которых она будет сделана, включая упаковку.

Те же принципы относятся и к жизненному циклу – то есть всему периоду «жизни», с момента получения сырья для изготовления и до утилизации – более простых товаров, будь то предмет мебели или пакет с чипсами: их потребление не должно быть связано с растущим производством отходов, оказывающихся на полигонах или в печах мусоросжигательных заводов.

Такая схема лежит в основе линейной модели: взял ресурсы – произвел товар  – выбросил. В книге Ричарда Гирлинга «Мусор», вышедшей в 2005 году, автор приводит такие данные: 90% исходных материалов становятся отходами еще до того, как готовый продукт покинул фабрику; 80% товаров оказываются на свалке в первые полгода своего существования.

В условиях ограниченности ресурсов, различных проблем, связанных с доставкой материалов из развивающихся стран, и нестабильности цен на исходное сырье линейная экономика может зайти в тупик.

Толчок к внедрению и популяризации идей циклической экономики произошел в 2010 году, когда бывшая яхтсменка Эллен Макартур создала фонд под своим именем, который стал продвигать этот подход.

Плавание на яхте, как объясняла спортсменка, привело ее к мысли об исчерпаемости тех ресурсов, которыми были ограничены ее запасы во время плавания, а вслед за этим – и к осознанию конечности ресурсов Земли.

Кроме ученых, глобальных корпораций и мировых лидеров к продвижению идей циклической экономики подключились звезды Голливуда – Брэд Питт, Арнольд Шварценеггер, Мэрил Стрип и Сьюзан Сарандон.

Замкнуть круг и сэкономить

Согласно циклическим принципам, предполагается сразу создавать круговорот материалов и энергии в экономике.

Важно, что речь идет не только и не столько о переработке отходов, сколько о первоначальном дизайне продукта, подразумевающем возможность повторного использования тех же компонентов, их ремонта и усовершенствования, а также о системном подходе, учитывающем все этапы производства (например, известный производитель товаров для дома компания ИКЕА, выпускающая в том числе изделия из древесины, придумала делать из накапливающихся древесных отходов деревянные ножи для масла).

Когда производитель решает выпустить товар, он заранее продумывает, каким образом этот товар будет циркулировать в экономической системе. По расчетам Фонда Эллен Макартур, переработка требует гораздо больше энергетических и материальных затрат, чем ремонт, модификация и повторное использование.

У циклической экономики сегодня две основных движущих силы – крупные компании и правительства.

Поскольку деятельность больших транснациональных корпораций охватывает всю производственную цепочку от поставки материалов до реализации товара, им проще и выгоднее внедрять пилотные циклические проекты.

Во многих случаях эти проекты превращают потребителя в пользователя: товар остается собственностью корпорации и по истечении срока службы возвращается производителю, который может выпустить на его основе новую модель или создать другой продукт, используя старые материалы.

Доклад о циклической экономике, выпущенный в 2014 году Мировым экономическим форумом, Фондом Эллен Макартур и ведущей международной консалтинговой компанией McKinsey& Company, приводит в пример проекты таких компаний, как Philips, которая участвует в сборе 40% всех использованных ртуть-содержащих ламп в Евросоюзе (из них перерабатываются более 95%), а также предлагает потребителям вместо приобретения услугу использования осветительных приборов, возвращаемых затем производителю; Vodafone, предлагающая вместе с контрактами на услуги связи схожую схему – аренда вместо владения – пользователям телефонов; или сеть магазинов одежды Н&M, которая принимает бывшие в употреблении вещи для переработки или продажи как секонд-хэнд и взамен предоставляет скидки на новую коллекцию.

Зацикливание производства может приносить мировой экономике ежегодно $1 трлн к 2025 году, а также в ближайшие пять лет создать 100 тыс. новых рабочих мест, сэкономив $500 млн на материалах и предотвратив появление 100 млн тонн отходов, говорится в докладе.

Поддержка государства

Правда, в то время как Philips или, например, американский производитель сетевого оборудования Cisco строят новые циклические модели, малый бизнес даже не знает о подобной системе.

Согласно опросу, проведенному в рамках британского проекта The Fusion Project 2012-2014 годов, из 286 небольших предприятий Великобритании, Франции и Бельгии чуть меньше половины ничего не знали о циклической экономике (хотя более 60% сказали, что, по их оценкам, их бизнес, по крайней мере, частично следует циклическим практикам – а именно в переработке отходов и ремонте оборудования). Поэтому одна из приоритетных задач Фонда Эллен Макартур – просвещение.

Конечно, продвижению циклической экономики способствуют и государственные институты. Они создают благоприятную налоговую, законодательную и институциональную среды для развития новых моделей работы бизнеса, для поддержки начинаний в циклическом производстве и управлении.

Проявляться поддержка может по-разному – через выделение грантов на исследования, налоговые льготы, приоритет при осуществлении госзакупок, увеличение налогов на мусор, уточняет Мария Жевлакова.

Подобные меры уже существуют в различных странах. Так, закон о содействии экономике замкнутого цикла был принят в Китае, свой план развития циклической экономики выпустила Шотландия. Европейская комиссия готовит документы, которые должны повысить плановые показатели переработки отходов и запретить выбрасывать на свалки материалы, которые можно снова пустить в производство.

По оценке Марии Жевлаковой, переход к циклической экономике будет сложным. Он потребует изменений не только в технологиях, которые должны свести отходы к минимуму, но и в таких творческих дисциплинах, как дизайн, реклама и цифровые технологии. Пока что речь идет об отдельных замкнутых процессах и попытке сделать идею генеральной линией развития экономики мира в будущем.

Островки частной инициативы

Циклическая экономика в России сегодня не используется как метод построения экономических моделей, прогнозов и планов. Есть отдельные инициативы, которые можно отнести к концепции нового направления, но не более того.

Читайте также:  Стоит ли покупать телевизор qled: плюсы, минусы, особенности

«К таким островкам цикличности можно отнести магазин «Спасибо», работающий в Санкт-Петербурге. Это секонд-хэнд, который принимает одежду и обувь, – приводит пример Мария Жевлакова. – Но отличие этой компании от остальных в том, что часть одежды отправляется нуждающимся, часть продается, а часть перерабатывается в волокно на собственном производстве. «Спасибо» создает круговорот одежды».

Круговорот упаковочной тары строит московская компания «ОптиКом». Сырьем для ее продукции служат бумага и пластик. Компания собирает у своих клиентов использованную тару и отправляет ее на переработку.

Бумагу компания перерабатывает сама, производя из нее продукцию. Идея «ОптиКом» – в создании замкнутого цикла производства, потребления, переработки и повторного использования своей продукции.

Исходя из этой концепции, специалисты компании и разрабатывают новые товары, определяя, каким образом можно создать замкнутый процесс.

Как говорит Мария Жевлакова, мероприятия, посвященные циклической экономике, привлекают большое количество участников, особенно молодежи. Но пока что в России существуют только разрозненные примеры циклических процессов. И даже если замкнутый процесс работает, производители, по оценкам эксперта, считают такие проекты всего лишь частной экологической инициативой.

«Я провожу тренинги в компаниях и рассказываю о принципах циклической экономики. Многие участники откровенно признаются, что даже о жизненном цикле товара не слышали, а уж о том, что нужно предусмотреть его повторное использование, и подавно», – рассказывает эксперт.

Российская нецикличность

По словам Марии Жевлаковой, большинство производителей в России принимают решения в очень краткосрочной перспективе, опираясь только на извлечение прибыли в ближайшем будущем, и зачастую отрицают жизнеспособность циклического подхода, ссылаясь на свой опыт. Кроме того, российскому бизнесу сложно инвестировать в циклическое развитие в условиях, когда сам бизнес находится на грани выживания.

«Даже крупные международные компании не рассматривают Россию как перспективную страну с точки зрения циклической экономики», – сетует эксперт.

Впрочем, система сбора и переработки отходов производства есть на российском заводе производителя упаковочной продукции Tetra Pak. Действует в стране и упомянутая политика по приему старой одежды сети Н&M.

Активно продвигает экономику замкнутого цикла в России ИКЕА: специалисты компании хотят создать что-то вроде вторичного рынка своих товаров и показать покупателю, что, скажем, купленный диван можно продать через пять лет, а не выбросить на свалку; эту возможность ИКЕА и закладывает в цену продукции.

Мария Жевлакова полагает, что переход к циклической экономике – единственный путь для развития. Он позволяет учитывать и минимизировать экологические последствия сразу при создании продукта, а не бороться с ними после выпуска товара, – в идеале создавая систему экономической деятельности, отвечающую потребностям человека, но органично вписанную в природную экосистему.

Источник: https://bellona.ru/2016/07/12/circular-economy/

Вопрос 38 Линейные и циклические концепции истории

Линейная концепция истории выражает идею прямолинейного общественного развития. Сама по себе прямолинейность не указывает четкого направления; возможно развитие и вперед, и назад, и даже в сторону от наметившихся тенденций.

В контексте развития, которое ассоциируется с переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, прямолинейность приобретает четко выраженную направленность вперед, к будущему.

В этом смысле линейное развитие можно представить как линию прогресса.

Впервые теории линейного развития возникли в достаточно своеобразной форме в античной философии. Линейность усматривалась в постепенном удалении общества от ценностей и идеалов «золотого века». То есть, это был, по сути, не прогресс, а регресс развития.

Но такова была специфика мышления античного человека. Он с трудом воображал будущее, представить которое мог лишь по аналогии с прошлым.

Мыслительный мифологический традиционализм античной европейской философии исключал создание полной концепции линейного развития.

Не знали концепции прогресса и средние века. Господство религиозного мировоззрения было несовместимо с этой гипотезой. Невозможно было совместить первородную греховность человека, беспомощность его перед лицом судьбы с такими признаками прогресса как историческая самодеятельность людей, творческий выбор жизненного пути.

Прогресс человечества, общества видится Кондорсе как прогресс человеческого разума. Разум, знания, науки, просвещение являются для него критерием общественного развития. Они захватывают и покоряют своим динамизмом все элементы человеческого бытия, все подсистемы, институты, события и связи общественной жизни людей. Любое препятствие преодолевается при помощи знаний и разума.

Прогресс разума обусловливает прогресс промышленности, который, в свою очередь ведет к развитию наук и просвещению. Разум – это двигатель общественного прогресса.

Концепция линейного прогресса активно обсуждалась и в философии XIX в., в частности в философии О. Конта и Г. Спенсера. Для Конта прогресс есть не что иное как развитие порядка. Сама природа, ее внутренний порядок содержит в себе зародыш всякого возможного прогресса. Механизм его роста содержится в способности природы эволюционировать.

Но и общественная жизнь динамична и распадается на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Стержнем развития человечества и причиной перехода от одной стадии к другой является развитие духа, разума. От невежества, слепой веры в авторитеты, к заблуждениям философии и наконец к позитивному знанию – таков путь человечества.

На последнем этапе возникнет новое Человечество, создавшее справедливое общественное устройство.

Концепция циклического развития истории (фаталистическая концепция истории)

Древние греки считали, что ход истории имеет циклический характер, подобно тому как из года в год сменяют друг друга четыре времени года — весна, лето, осень и зима.

Для них история — простое повторение изначально предопределенных событий, ход которых человек не в силах изменить, следовательно, в их понимании, история лишена собственных смысла и цели. Этот подход к истории называется Концепцией циклического развития истории, или фаталистической концепцией истории.

Эта концепция представлена Геродотом (ок. 484-425 до н.э.), автором «Истории», ученым,которого называют отцом истории, и Фукидидом (ок.460-400 до н.э.), автором «Истории (Пелопонесской войны)».

Описание греко-персидских войн выполнено Геродотом в эпической манере, тогда как описание Пелопонесской войны у Фукидида от начала и до конца соответствует историческим фактам. При кажущемся различии в описании событий оба они придерживались концепции повторяемости истории.

Концепция циклического развития истории исключает влияние человека на ход ее развития, так как исходит из того, что все в истории подчинено необходимости. Она также не может прогнозировать картину общества будущего, так как считает, что в истории отсутствует цель.

Источник: https://studfile.net/preview/7497210/page:30/

ДАНИЛЕВСКИЙ

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: ДАНИЛЕВСКИЙ
Рубрика (тематическая категория) Культура

Культурно-историческая(цивилизационная, циклическая) концепция К. (Н.Данилевский, О.Шпинглер, А.Тойнби)

ГЕГЕЛЬ

Всемирно-историческая (линœейная) концепция К (Г.Гегель, К. Маркс, Ф.Энгельс, К. Ясперс)

  • Концепция Ницше
  • Работа ʼʼРождение трагедии из духа музыкиʼʼ
  • В К он выделяет 2 начала опираясь на образы Богов античной мифологии:
  • 1. Апполонистическое, кт свойственны следующие черты: порядок, чувство меры, оптимистическое мироощущение, личностное начало…

2. Дионистическое, кт свойственны противоположные черты.

В К преобладает либо 1 либо 2 начало.

Данная концепция исходит из следующих положений:

1. История человечества как и история К развивается по определœенным з-нам и эти з-ны познаваемы.

  1. 2. Всемирная история человечества (К) представляет собой единую линœейную модель перехода от низшей ступени к высшей, но критерии перехода различны
  2. Впервые эта концепция была сформулирована в трудах Гегеля, одна из работ принято называть: ʼʼФеноменология духаʼʼ: Человек существо духовное, сущностью духа выступает стремление человека к свободе. Он выделяет 3 типа К исходя из степени осознания человеком свободы:
  3. 1. Восточный (Деспотия) – первый шаг к свободе для всœех, через свободу для единого
  4. 2. Античный (рабовладельческая демократия)
  5. 3. Христианско-германский – как образец европейского типа К
  6. Формационная концепция МАРКСА и ЭНГЕЛЬСА

Основой К является труд. Хар-ер труда и способ распределœения материальных благ определяет тип формации. Всемирная ист человечества представляет собой последовательную смену формаций от низшей ступени к высшей

  • Формации:
  • 1. Первобытнообщинная
  • 2. Рабовладельческая
  • 3. Феодальная
  • 4. Капиталистическая
  • 5. Коммунистическая
  • Плюсы и минусы модели:
  • + Впервые была сделана попытка понять механизмы общественного развития
  • — Схематизм, упрощенность, европоцентрический хар-ер.
  • Модель КАРЛА ЯСПЕРСА
  • Работа: ʼʼСмысл и назначение истʼʼ
  • Впервые вводит в научный оборот понятие до осœевое и осœевое время. В ист человечества он выделяет 4 великие эпохи:

1. Прометеевская – эпоха формирования основ человеческого бытия (40000 лет до н.э)

2. Эпоха древних цивилизаций (Египетская, шумерская, Эгейская, примерно 4000до нэ), К носила замкнутый локальный характер.

3. Эпоха осœевого времени – время формирования общемировых культурных традиций мировой К (7в до нэ). В это время жили: Индия – Сидхарта Гаутанаосновоположник Буддизма(первой мировой религии); Китай – Конфуций – основоположник религиозно-филосовского учения Конфуцианство (этически-моральные нормы). Лау-Дзы – основоположник Даосизма.

  1. 4. Эпоха НТР
  2. Данная концепция исходит из след положений:
  3. 1. Отрицается эгея, эгипова всœемирно-исторического развития
  4. 2. За основу изучения были взяты отдельные самостоятельные цивилизации
  5. 3. Каждая цивилизация рассматривалась как живой организм кт проходит в своем развитии всœе стадии

Основоположники теории культурно-ист типов является Николай Данилевский. В своей работе ʼʼРоссия и Европаʼʼ 1869ᴦ. Он выделяет 11 (10+1) культурно-ист типов:

  • 1. Древнеегипетский
  • 2. Греческий
  • 3. Римский
  • 4. Индийский
  • 5. Китайский
  • 6. Западный
  • 11. Славянский
  • Россия является частью славянского типа. Данилевский является идеологом панславизма – течения провозглашавшего единство славянских народов

ДАНИЛЕВСКИЙ — понятие и виды. Классификация и особенности категории «ДАНИЛЕВСКИЙ» 2017, 2018.

  • — Данилевский Н.Я.

    Консерваторы Лавров П. Л. Кропоткин Бакунин М.А. Основатель русского анархизма. Анархизм – вообще изобретение только и исключительно русских людей. «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Кнутогерманская имерия»,… [читать подробнее].

  • — Данилевский И.Н. О проблеме варяжско-славянского синтеза

    Прежде чем приступить к рассмотрению происхождения и первоначального значения слова «Русь», необходимо договориться об отделении этого вопроса от проблемы происхождения Древнерусского государства, Киевской Руси. Согласимся в данном случае с Г.А. Хабургаевым, который… [читать подробнее].

  • — Николай Яковлевич Данилевский

      Бог пожелал создать красоту и для этого создал материю. Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1895) – русский философ-социолог, публицист, ученый естествоиспытатель, создатель учения о культурно-исторических типах цивилизационного развития народов. Основные… [читать подробнее].

  • — Теории локальных культур ( Н.Я.Данилевский, А.Тоинби, О.Шпенглер).

    К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится прежде всего теория А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Английский… [читать подробнее].

  • — Н.Я. Данилевский о России (славянстве). Россия и Европа
    Читайте также:  Судебная реформа 1864 года, ее плюсы и минусы

    Данилевский по аналогии с биологической морфологией приходит к понятию «культурно-исторических типов», существующих рядом или последовательно, но развивающихся самобытно. Понятие древней или новой истории, таким образом, получает в рамках отдельного… [читать подробнее].

  • — Как понимал развитие общества Н.Я. Данилевский?

    1) социальное развитие; 2) эволюция; 3) циклическое развитие; 4) социальный прогресс. 4. К появлению индустриального общества привели: 1) земледелие и скотоводство; 2) урбанизация и индустриализация; 3) машинное производство и компьютеризация. 5. Самая большая… [читать подробнее].

  • — Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский

    Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863–1919) происходил из дворян Екатеринославской губернии, получил домашнее образование. Окончил с золотой медалью Симферопольскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, закончив… [читать подробнее].

  • — Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур. (Данилевский, Шпенглер, Тойнби).

    Шпенглер. Каждая социальная целостность, «культура» в его терминологии, является уникальным организмом, который расцветает, подобно полевому цветку, на строго ограниченной местности, к которой он остаётся привязанным навеки. Каждая культура имеет свою душу — некое… [читать подробнее].

  • — D) Н. Данилевский

    Цивилизационная С) К. Ясперс Культурологическая В) К. Маркс Формационная А) А. Тойнби Августин Блаженный D) циклизм Лао-цзы С) прогрессизм О. Шпенглер В)… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/kultura/view/117332_danilevskiy

    Циклические концепции общественного развития (стр. 1 из 6)

    Ярославский государственный педагогический

    университет им. К. Д. Ушинского

    -реферат-

    Циклические концепции общественного развития

    (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби)

    Автор – аспирант Козлов Л. Е.

    Ярославль, 2002 г.

    План реферата

    1. Введение.

    2. Глава 1. Джамбаттиста Вико.

    3. Глава 2. Освальд Шпенглер.

    4. Глава 3. Арнольд Тойнби.

    5. Заключение.

    6. Литература.

    Введение

    Одним из центральных в философии истории и социальной философии является вопрос о наличии объективных закономерностей в общественном развитии.

    В споре субъективизма и объективизма вырастает теория о том, что человеческое общество проходит в своем развитии определенные стадии, о том, что эта стадиальность и есть главная объективная закономерность истории человеческого общежития.

    Во многом теория циклов смыкается с цивилизационным подходом к изучению истории человеческого общества, однако цивилизационный подход представляется более узким направлением в рамках циклической теории. В рамках данного реферата развитие циклической концепции общественного развития будет рассмотрено на примере взглядов Дж. Вико, О. Шпенглера и А. Тойнби.

    Внутри самого объективизма циклической теории противостоит представление о линейном развитии человеческой истории.

    В этом смысле можно в истории циклической концепции усмотреть определенный круговорот: представления античного мира о том, что история повторяется на новом витке, сменило христианское ожидание конца света как конечной точки человеческого пути, в эпоху Просвещения возникли основы цивилизационной теории, которой позднее стал противостоять марксизм, очередная попытка прогнозирования финала.

    В современной отечественной науке проблема цивилизаций и исторического круговорота в годы после распада СССР дискутируется весьма оживленно.

    Данная методология многим представляется одной из удачных возможностей преодолеть кризис общественных наук и отодвинуть «конец истории», предсказанный Фукуямой.

    В связи с этим осмысление наследия прошлого, из которого прорастают современные идеи и черпают вдохновение новые апологеты теории цивилизаций, представляется, несомненно, актуальным.

    Глава 1. Джамбаттиста Вико

    Джамбаттиста Вико своим трудом «Основания новой науки об общей природе наций», по мнению Н. С. Мудрагей, явился родоначальником самой философии истории [8. С. 101].

    Концепция трехэтапного круговорота развития человеческого общества является его визитной карточкой, однако под нее итальянский мыслитель разработал также и солидную теоретическую базу гносеологического характера.

    Идеи Вико в современную ему эпоху не были поняты, поскольку в то время философов больше занимали проблемы законов природы и пределов человеческого разума, а социальные закономерности пока что не привлекали должного интереса. Идеи Вико были заново открыты в XIX веке, в эпоху постклассической философии и формирования цивилизационного подхода в его современном виде.

    Вико обратил внимание на тот факт, что, изучая внешний мир природы, ученые оставляют в стороне собственный мир, мир людей, которому он дал наименование «Мир Гражданственности».

    Исходя из той точки зрения, что лишь творец может полностью познать созданное им, а природный мир создан Богом, он сделал вывод, что человек должен сосредоточиться на познания сотворенного собой, социальной сферы, общественных отношений и их возможных закономерностей.

    В своей «Новой науке», под которой автор понимал «новое критическое искусство — находить истину об основателях наций в глубине народных преданий» [4. C. 187], Вико поставил цель понять ход истории человечества, смысл существования человека на земле. Познавая прошлое, выявляя его закономерности, считал философ, мы можем понять, что ждет нас в будущем.

    Привлекая для анализа в первую очередь историю Европы периода античности и Средневековья, Вико сделал вывод, что каждое человеческое общество проходит в своем развитии три этапа – Век Богов, Век Героев и Век Людей. Заканчивая свой цикл, общество переходит на новый виток спирали. В конечном итоге не существует какого-то последнего рубежа.

    Человечество живет и развивается лишь для того, чтобы поддерживать свое существование.

    Переходя на новую ступень, нация совершает качественный скачок, изменяясь в культуре, стереотипах поведения и т.п. Например, в Век Богов нравы благочестивы, на первом месте стоит религия, в Век Героев люди пылки, воинственны, страстны.

    Век Людей пробуждает рациональные чувства, гражданский долг. Движущая сила такого процесса – естественное духовное и физическое развитие человека.

    Однако же закономерности общественной жизни не есть, как она сама, продукт человеческого творчества, но установлены Провидением.

    Свое исследование Вико строит на анализе человеческих мыслей, идей, выраженных в том числе и в языках, преданиях, мифах и отражающих человеческие дела. Его «новая наука» и должна была стать историей человеческих идей. Однако идеи для него не являются предметом исследования. Изучение идей – это способ познания Мира Гражданственности.

    Постигать историю человечества должны две науки, называемые Вико философией и филологией. «Философия рассматривает Разум, из чего проистекает Знание Истины; Филология наблюдает Самостоятельность Человеческой воли, из чего проистекает Сознание Достоверного».

    Такое разделение основано на двух формах познания, выделяемых Вико: знание, даваемое интеллектом, и сознание, порождаемое волевым усилием человека. В самом широком философском смысле здесь затрагивается вопрос о соотношении общего и целого, постоянно всплывающий в рассуждениях Вико.

    Знание и использующая данный способ философия изучают общее, сознание и филология – частное. Вико не отдает предпочтения ни одной из форм познания, так как это привело бы к крайности, не существующей в исторической действительности.

    История человечества являет собой разнообразнейшие проявления человеческой деятельности и одновременно отражает общий порядок, установленный Провидением.

    Соответственно, так же для Вико нераздельны история и человек.

    В этом смысле, считая, что без истории нет человека и нет истории без человека, Вико предвосхищает современные взгляды на проблему пространства и материи, по которым взаимозависимо существование предметов и пространства, вмещающее их.

    В данном случае идет речь о пространстве социальном. Стараясь отразить историю во всей полноте и взаимозависимости ее элементов, Вико отрицает внешние цели, орудием достижения которых могли бы являться человеческие деяния.

    Естественное развитие человека, признаваемое философом движущей силой исторического процесса, позволяет уйти от одностороннего определения человеческого общества, когда акцентируется лишь одна его сторона и теряется целостный взгляд. Для Вико история не должна быть рассмотрением человека и общества лишь с экономической, политической, религиозной или любой другой стороны, изучаться должны все формы человеческой активности.

    Вопрос о соотношении общего и частного всплывает и в вопросе о механизмах развития общества.

    Утверждая принцип свободной воли в деятельности людей, философ, тем не менее, называет Провидение основателем порядка данного развития.

    Здесь снова отражена проблема соотношения индивидуальности, конкретных действий отдельных личностей, руководствующихся собственными целями и задачами, и общего хода истории, в котором закономерности, несомненно, видны.

    Вико вводит понятие Провидения, направляющего и руководящего людьми в их делах, для объяснения общих черт, проявляющихся в развитии различных народов, общего результата, создающегося совершенно разными людьми, деятельность которых так и не приводит историю к хаосу, что впоследствии, в принципе, было повторено и у Тойнби в объяснении наиболее общих и фундаментальных основ нашего мира, которые не могут быть в полной мере познаны человеком, живущем в этом порядке, и потому отнесены на счет божественной силы.

    У Вико, однако, «божественная» проблема решена достаточно «человечно»: Провидение управляет людьми, используя для этого здравый смысл наций.

    Говоря современным языком, Вико обращается к вопросу о коллективном сознании, групповой идентичности и воображаемых общностях, весьма активно дискутируемому в сегодняшней науке.

    Выявление общего, группового, социального в индивидуальном сознании человека как раз и является одной из главнейших задач современных гуманитарных наук.

    Кроме того, говорит Вико, Провидение использует божественный и человеческий авторитет, когда люди совершают поступки, не осознавая, а веря на слово, и тайную мудрость философов, открывающих обычным членам общества скрытую истину, законы истории. Таким образом, механизмы действия Провидения, сверхъестественной силы, сами по себе не сверхъестественны.

    Признавая внешний источник хода истории, Вико тем самым оправдывает существующую действительность. В любом случае она должна быть естественным итогом развития, раз не слепой случай и не слепой рок устанавливают его порядок, но осознанная сила.

    Соответственно, осмыслив результат ее деятельности в прошлом, человечество способно увидеть свое будущее: «…именно там должна была раньше, так должна и теперь и так должна будет впредь протекать история наций, как она рассматривается настоящей Наукой, раз данный порядок был установлен Божественным провидением…» [Цит. по: 8. С. 107].

    На основании данного утверждения Вико можно смело причислить к объективным идеалистам, коими впоследствии было большинство «цивилизационщиков».

    Рассматривая подробнее концепцию вечной идеальной истории Вико, следует отметить, что она выгодно отличается от спекулятивных построений классической философии тем, что автор старался ее построить по принципу научной работы (хотя философия стоит особняком в ряду форм познания действительности).

    В гносеологии Вико опирался на математический идеал познания, выше всего превознося геометрию как науку, которая изучает фактически то, что сама создает, т.е. произвольно выбранные точки, линии, плоскости. Философ предъявляет чрезмерно высокие требования к понятию истины, считая ее задачей познание «вечного и неизменного порядка вещей», в социальном плане – т.н.

    «идеальной истории», что и приводит его к созданию объективистской модели общественного развития.

    Источник: https://mirznanii.com/a/282026/tsiklicheskie-kontseptsii-obshchestvennogo-razvitiya

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector