Плюсы и минусы массовой культуры

Понятие массовой культуры, скорее в значении народной, существовало с незапамятных времен. В нынешнем значении с большой долей иронии она стала употребляться во второй половине $XX$ века.

Определение 1

Под массовой культурой понимают культуру быта, развлечений и информации, преобладающей в современном обществе. В ее содержание входят такие явления, как:

  • средства массовой информации (включая телевидение и радио),
  • спорт,
  • кинематограф,
  • музыка,
  • массовая литература,
  • изобразительное искусство,
  • и т. д.

С развитием радио и телевидения для всех слоев общества стали доступны многие виды искусства. Таким образом появился спрос на продукцию, которая удовлетворяла бы запросам массового потребителя. Так начала формироваться массовая культура.

В первую очередь это коснулась индустрии досуга, которая стала выпускать развлекательную продукцию, способную удовлетворить самый невзыскательный вкус.

Ведущие корпорации увидели возможность через продукцию масскульта рекламировать свой товар и, главное, формировать свой стандарт потребления, выдавая его за общепринятый.

Звезды, задействованные в слабых «мыльных операх», несли в массы образцы того, как надо одеваться, что надо слушать, как надо вести себя и под. Политтехнологи получили возможность формировать у слушателя/зрителя образ врага (примером может служить сегодняшняя ситуации демонизации В.В. Путина и России), высмеивать политических оппонентов.

Плюсы и минусы массовой культуры

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Массовая культура зачастую является инструментом для манипулирования сознанием людей.

Плюсы и минусы массовой культуры

Массовая культура явление очень парадоксальное.

С одной стороны, через ее продукцию можно действительно воздействовать на сознание «усредненного» общества, но с другой – это возможно сделать только в том случае, если продукция, через которую собираются манипулировать людьми, действительно пользуется спросом, т.е. в ней должно быть четко разделено добро и зло, без всяких полутонов, есть насилие, секс и хэппи-энд.

И многие социологи считают, что нельзя уповать на управляемость масс. В истории есть немало примеров, кстати совсем недавний – это избрание Дональда Трампа вопреки деятельности СМИ и чаяниям других политиков, когда усилия средств массовой информации имели эффект прямо противоположный.

По мнению Х.М. Мак-Люэна, каждое научно-техническое достижение – это новый этап в эволюции человека, поэтому и появление массовой культуры нельзя рассматривать только как негативное явление.

Далее, с одной стороны, философы и культурологи считают, что активное распространение масскульта свидетельствует о деградации интеллекта, так как всем предлагаются стандартные реакции, упрощенное понимание мира. Такое сознание уже не может нестандартно мыслить и творчески воспринимать окружающую действительность.

Замечание 2

Эрих Фромм считал, что массовая культура не дает возможности реализовывать глубинные потребности личности, потому что стереотипное поведение формируют пассивное восприятие существующего порядка.

С другой стороны, массовая культура вызвала небывалый подъем национальных культур во многих странах мира.

Контркультура

Контркультурой называют особый вид субкультуры, который рождается, как правило, в рамках традиционной культуры в качестве некоего «бунта» против каких-либо ее ценностей. Самый известный классический пример – это появление течения хиппи в США.

Представители контркультуры – это почти всегда молодежные движения, выступающие против моральных, нравственных норм и ценностей доминирующей культуры и создающие свои системы ценностей и норм. В СССР в качестве яркой контркультуры можно привести пример андеграундную рок-культуру.

[ЗЛюбая социальная система не застрахована от появления контркультуры, которая возникает как протест во время нестабильности в жизни общества, когда теряется однозначность понимания политических и культурных процессов.
[/Замечание]

Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/formy_kultury/massovaya_kultura_i_kontrkultura/

Массовая культура — её плюсы и минусы

   

     Исследователей 
массовой культуры можно условно 
разделить на два «лагеря»: на тех 
исследователей, которые относятся 
к масскульту критически и на тех, кто смотрит на массовую культуру более оптимистически.

      
Первые считают ее «низкой», «примитивной», 
ведущей только к полной стандартизации, деградации населения. В их 
понимании это даже не культура, а антикультура. Массовая культура 
в их представлении – «чудовище», возбуждающее в людях «низменные инстинкты» и создающее угрозу для «высокой культуры».

      
Вторая же группа исследователей 
рассматривает массовую культуру 
как вполне удовлетворительную 
форму культуры, характерную для 
развитого индустриального общества с высоким уровнем образования, с высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

      
Я не могу отнести себя ни 
к первому, ни ко второму 
«лагерю». Я нахожусь, как бы между 
этими полюсами, потому что вижу 
в массовой культуре, как плюсы, так и минусы.

1. Положительные стороны

  

      
Из положительного в существовании 
массовой культуры я вижу три 
аспекта.   Во-первых, массовая культура «демократична», потому что она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства.

     Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который 
все больше присутствует в нашей 
жизни, ведь она (массовая культура) носит 
развлекательный характер.

Каждый человек 
имеет право после сложной 
трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедии, не имеющей особого смысла и относящейся по всем признакам к массовой культуре.

Люди имеют полное право не только «трудиться мозгами», но и просто получать удовольствие.

      
Ну и, в-третьих, благодаря современным 
средствам массовой коммуникации 
людям стали доступны многие 
произведения искусства, имеющие 
высокую художественную ценность.

Так по телевидению мы имеем 
возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт…

В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника.

     Еще можно добавить, что, благодаря массовой культуре, на сегодняшний день доступной становится элитарная.

Можно не ходить в театр, но залезть в Интернет и найти необходимую музыку или постановку, информацию. Раньше, такой возможности у большинства населения не было. И все равно, как не крути, но элита осталась.

И именно она направляет массовую культуру в нужное русло, пропагандирует то, что выгодно.

 

     С другой стороны, массовая культура направлена на производство «массового человека», заимствующего свои мысли из радио- и телепередач, рекламы, глянцевых журналов. Заимствуя мысли и образцы поведения, человек становится простым исполнителем заданных ролей с атрофированной личностью, т.е. человек обезличивается.

     Люди 
не хотят думать, не хотят не то чтобы 
что-то свое сочинять, но и просто читать. Человек уже не выражает себя ни в чем, а только потребляет готовое. Массовая культура направлена на упрощение общества. Все проще и проще, все однообразнее и однообразнее.

Под воздействием массовой культуры обезличиваются не только отдельные люди, но и взаимоотношения между ними. Люди все больше общаются по Интернету, пишут письма по Интернету, выходят замуж по Интернету, не выходя из дома, заказывают продукты и так далее.

А ведь людям очень важно посмотреть в глаза друг другу при разговоре, чтобы понять, что каждый из них собою представляет. Сейчас это, к сожалению, исчезает.

     Продукция массовой культуры навязывает определенные нормы и ценности, при этом активно 
воздействуя на психологию человека. Человек как бы становится «пленником» 
этой культуры, причем никто и не пытается выбраться из этого плена.

Читайте также:  Плюсы и недостатки судебного прецедента

Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека, просто нагло «воруют» его!   Но ведь, если задуматься, не существовало бы массовой культуры без самих масс.

В наше время люди, действительно, зависимы от массовой культуры. Они уже сами не представляют свою жизнь без нее.

     «Массовая 
культура» делает из людей серую 
безликую массу и прививает 
нам упрощенные образцы и стереотипы поведения.

Заключение

  

     Данная 
тема никогда не перестанет быть актуальной, так как занимает слишком большую 
часть нашего сознания, по крайней 
мере, многих. Массовая культура, на мой 
взгляд, прочно вошла в наш быт 
и сознание, от нее мы не сможем уже никуда деться. У массовой культуры много как плюсов, так и минусов. Вы бор остается за каждым прислушиваться к ней или игнорировать. 

СПИСОК 
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь — справочник. Минск: Харвест, Москва: АСТ, 2001.
    2. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Москва: Аграф, 1997.
    3. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции. Общественные науки и временность. 1998
    4. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. СПб., 1994.
    5. Гидденс Э. Социология. Москва: Эдиториал УРСС , 1999
    6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-ух т. Т. 2. Москва: Мир, 1992
    7. Л.Ф. Иванов Человек и общество.-5-е изд., перераб. и допол. Москва., 1999

Источник: http://stud24.ru/sociology/massovaya-kultura—ejo-pljusy/14093-35752-page2.html

Массовая культура. Ее рождение, развитие, плюсы

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным  искусством, искусством «анти — усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полу культурой. В 80-х гг.

термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он был скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Она адресована вам людям без различия классов, бедности и богатства.

Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».  

Массовая  культура проявила себя впервые в  США на рубеже XIX—XX вв. Известный  американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Характеризуя  её, американский психолог М. Белл подчеркивал: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

Вслед за австрийским психологом З.Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением».

«Массовой культуре», или «поп культуре», часто противопоставляют «элитарную культуру», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятию культуру.

Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков.

Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

«Популярная культура» и «элитарная культура»  не враждебны друг  другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства » через  некоторое время перестают быть новаторскими  и перенимаются «массовой культурой», повышая её уровень. Весьма специфической областью культуры конца двадцатого века является культура народная.

Она разворачивается между классической фольклорной традицией, из  которой вырастает, и вышеупомянутой «массовой культурой». Отношения народной культуры с «массовой культурой» противоречивы. С одной стороны, «массовая культура» навязывает народному творчеству определённый образ мышления и выражения.

В тоже время сама эта культура подпитывается от народной. 

2.3.Фунции массовой культуры.

 
          Как любая целенаправленная деятельность, да еще и деятельность такого всеобъемлющего характера, массовая культура имеет свои цели и задачи, выполняет какие-то функции, социальные, политические… Изучив некоторые источники, я выделила следующие функции массовой культуры:

  • Определение культурных условий, при которых удовлетворяются потребности и побуждения человека;
  • Поддержание устойчивого общественного порядка;
  • Разукрашивание повседневности с помощью рекламы «мелочей быта», вытеснение из сознания объективного восприятия жизни;
  • Предоставление элите самых современных информационных технологий, которые помогают превратить публику в объект манипулирования;
  • Установка на форсированный пересмотр всех прежних культурных представлений и ценностей, самого традиционного образа жизни, характеризующего бытие народа из поколения в поколение;
  • Конвейеризация самого художественного производства, разбиение его на отдельные технологические операции- по типу любого другого производства;
  • Унификация стиля жизни в соответствии с господствующими социальными мифами с вытекающим отсюда процессом гомогенезации общества.2

Раздел 3. Плюсы и минусы «Массовой культуры»

Исследователей массовой культуры можно условно разделить 
на два «лагеря»: на тех исследователей, которые относятся к масскульту и на тех, кто смотрит на массовую культуру более оптимистически.

Первые считают ее «низкой», «примитивной», ведущей только к полной стандартизации, деградации населения. В их понимании это 
даже не культура, а антикультура. Массовая культура в их представлении – 
«чудовище», возбуждающее в людях «низменные инстинкты» и создающее угрозу для «высокой культуры».

Вторая же группа исследователей рассматривает массовую культуру как 
вполне удовлетворительную форму культуры, характерную для развитого индустриального 
общества с высоким уровнем образования, с высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

Я не могу отнести себя ни к первому, ни ко второму «лагерю». Я нахожусь, как бы между этими 
полюсами, потому что вижу в массовой культуре, как плюсы, так и минусы.

Из положительного в 
существовании массовой культуры я 
вижу три аспекта.

Во-первых, массовая культура «демократична», потому что она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности и богатства.

Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер.

Каждый человек имеет право после сложной трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедии, не имеющей особого смысла и относящейся по всем признакам к массовой культуре.

Люди имеют полное право не только «трудиться мозгами», но и просто получать удовольствие.

Ну и, в-третьих, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства. Имеющие высокую художественную ценность.

Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт… В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника.

Читайте также:  Стоит ли парню отращивать волосы: плюсы и минусы

Еще можно добавить, что, благодаря массовой культуре, на сегодняшний 
день доступной становится элитарная.

Можно не ходить в театр, но залезть в Интернет и найти необходимую музыку или постановку, информацию. Раньше, такой возможности у большинства населения не было.

И все равно, как ни крути, но элита осталась. И именно она направляет массовую культуру в нужное русло, пропагандирует то, что выгодно.

С другой стороны, массовая культура направлена на производство «массового человека», заимствующего 
свои мысли из радио- и телепередач, рекламы, глянцевых журналов. Заимствуя 
мысли и образцы поведения, человек становится простым исполнителем заданных ролей с атрофированной личностью, т.е. человек обезличивается.

Люди не хотят думать, не хотят не то чтобы что-то свое сочинять, но и просто читать. Человек 
уже не выражает себя ни в чем, а 
только потребляет готовое. Массовая культура направлена на упрощение общества. Все проще и проще, все однообразнее и однообразнее.

Под воздействием массовой культуры обезличиваются не только отдельные люди, но и взаимоотношения между ними. Люди все больше общаются по Интернету, выходят замуж по Интернету, не выходя из дома, заказывают продукты и так далее.

А ведь людям очень важно посмотреть в глаза друг другу при разговоре, чтобы понять, что каждый из них собою представляет. Сейчас это, к сожалению, исчезает.

Продукция массовой культуры навязывает определенные нормы и ценности, при этом активно воздействуя на психологию человека.

Человек как бы становится «пленником» этой культуры, причем никто и не пытается выбраться из этого плена.

Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека, просто нагло «воруют» его!

Но ведь, если задуматься, не существовало бы массовой культуры без самих масс. В наше время 
люди, действительно, зависимы от массовой культуры. Они уже сами не представляют свою жизнь без нее.

  • «Массовая культура» 
    делает из людей серую безликую массу 
    и прививает нам упрощенные образцы 
    и стереотипы поведения.
  • Заключение
  • Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно: ее высокомерно презирают, высказывают обеспокоенность в связи с ее натиском, в мягком варианте относятся снисходительно, но еще никто не избежал с ней контакта.

Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако, произведения массовой культуры или кича сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.

Распространение массовой культуры не означает изчезновения культуры элитарной. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке все человеческое (мотив антиутопий Дж. Оруэлла, О.

Хаксли, Р. Шекли,Р. Брэдбери). Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать ее и исключительно в ключе идеологическом, как это было еще совсем недавно.

Для того, чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:

  1. — социальные процессы, способствующие появлению и развитию массовой культуры;
  2. — отличие массовой 
    культуры от народной;
  3. — влияние технологической 
    революции;
  4. — фактор моды в распространении 
    продуктов массовой культуры;
  5. — социальные и психологические 
    механизмы массовой культуры;
  6. — роль мифологем.

В работах современных 
исследователей можно найти разные указания на время появления массовой культуры: некоторые полагают, что 
она существовала даже в древнейших цивилизациях.

Мы считаем, однако, что 
массовая культура — продукт современной 
цивилизации с характерными для нее чертами урбанизации и всеобщего образования. Почти до начала XX века существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная культура и народная.

Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее образование и воспитание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но являющимися носителями традиций.

 Процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру, не в состоянии были приобщиться к городской культуре, которая требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но гораздо большей образованности, времени и материальных возможностей. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры. В ситуации принципиально изменившихся форм трансляции социокультурного опыта, когда на смену персонализированной его трансляции от учителя к ученику приходит трансляция институционализированная, содержание вынужденно унифицируется, упрощается вследствие необходимости его «перевода» с языка специализированного, которым владеют немногие, на язык обыденного понимания. Бурно развивавшиеся параллельно с этими процессами средства массовой коммуникации привели к созданию индустрии массовой культуры.

Таким образом, массовая культура — многофункциональное, объективное 
явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены 
все слои населения, и проблема заключена 
в управлении динамикой массовой культуры, то есть, выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспективных ее направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.

Список использованной литературы

    1. Гидденс Э. Социология. Москва: Эдиториал УРСС, 1999
    2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-ух т. Т. 2. Москва: Мир, 1992
    3. Иванов Л.Ф. Человек и общество.- 5-е изд., перераб. и допол. Москва, 1999
    4. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь – справочник. Минск:Харвест, Москва: АСТ, 2001
    5. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Москва: Аграф, 1997
    6. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции. Общественные науки и временность. 1998
    7. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. СПб, 1994
    8. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html

1 Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1990.

2 Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции, Высшая школа культурологии, 1999

Источник: http://referat911.ru/Kulturologiya/massovaya-kultura-ee-rozhdenie-razvitie/76908-1635894-place3.html

Массовая и элитарная культуры. Массовая культура: плюсы и минусы

Позитивное
и негативное влияние массовой культуры
на общество.

Для начала я хотел бы раскрыть само
понятие массовая культура.

«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии
понятие, обобщённо выражающее состояние
буржуазной культуры с середины 20 века.

Это понятие характеризует особенности
производства культурных ценностей в
современном индустриальном обществе
и массовое потребление, т. е.

подчинение
ему как своей цели (массовое производство
культуры при этом понимается по аналогии
с поточно-конвейерной индустрией).

По моему мнению Массовая культура
обладает рядом признаков,которые влияют
на людей: развлекательность, забавность,
сентиментальность комиксов, ходовых
книжно-журнальных публикаций; ориентированность
на подсознание, инстинкты — жажда обладания,
чувство собственности, национальные
и расовые предрассудки, культ успеха,
культ сильной личности; ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ
ВЛИЯНИЕ

Важнейшим, если не определяющим,
признаком «массового общества» является
«массовая культура».

Отвечая общему духу времени,
она, в отличие от социальной практики
всех предшествующих эпох, примерно с середины
нашего столетия становится одной из прибыльнейших
отраслей экономики и даже получает соответствующие названия:
«индустрия развлечений», «коммерческая культура»,
«поп-культура», «индустрия досуга» и т.п.

Читайте также:  Стоит ли ехать на версаль зимой?

Кстати, последнее из приведенных обозначений открывает еще одну
из причин возникновения «массовой культуры»
— появление у значительного слоя трудящихся
граждан избытка свободного времени, «досуга».
У людей все больше возникает потребность
«убивать время».

На ее удовлетворение,
естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура»,
которая проявляет себя преимущественно в чувственной
сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства.

Особенно важными каналами общей демократизации
культуры за последние десятилетия стали кино,
телевидение и, конечно, спорт (в его чисто
зрительской части), собирающие огромные
и не слишком разборчивые аудитории, движимые
лишь стремлением к психологическому расслаблению.

Для выполнения своей функции
— снятия сильных производственных стрессов
— «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной;
обращенная к людям часто с недостаточно
развитым интеллектуальным началом, она во
многом эксплуатирует такие сферы человеческой
психики, как подсознание и инстинкты.

Всему этому соответствует и
преобладающая тематика «массовой культуры»,
получающей большие доходы от эксплуатации
таких «интересных» и понятных всем людям тем,
как любовь, семья, карьера, преступность
и насилие, приключения, ужасы и т.п.

Любопытно и психотерапевтически
положительно, что в целом «массовая культура» жизнелюбива,
чурается по-настоящему неприятных или удручающих
аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения
завершаются обычно счастливым концом.

Неудивительно, что наряду со «средним»
человеком, одним из потребителей подобной
продукции, является прагматически настроенная
часть молодежи, не отягощенная жизненным
опытом, не утратившая оптимизма и еще
мало задумывающаяся над кардинальными
проблемами человеческого существования.

Массовая культура в состоянии сегодня
играть и положительную роль, приобщая
массы к сложнейшим духовно-нравственным
проблемам в адаптированном виде.

Но оставит ли
отдельная личность дальнейшие поиски
культурных музыкальных ценностей, или будет довольствоваться
обретенными суррогатами массовой культуры
– это уже напрямую зависит от самой личности.

Исключительная роль здесь принадлежит воспитанию,
художественно-эстетическому образованию.

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ

Массовая культура, особенно при
ее сильной коммерциализации, способна
вытеснять и высокую, и народную
культуры.

Для многих русских, и опять же, в первую
очередь, молодых, характерно отсутствие
этнокультурной или национальной самоидентификации,
они перестают воспринимать себя как русских,
утрачивают свою русскость.

Социализация
молодежи происходит либо на традиционно-советской,
либо на западной модели воспитания, в
любом случае, вненациональной. Русская
народная культура (традиции, обычаи, обряды)
большинством молодых людей воспринимается
как анахронизм.

Отсутствие у русской
молодежи национальной самоидентификации
как раз и приводит к более легкому проникновению
в молодежную среду вестернизированных
ценностей.

Во многих чертах молодежная субкультура
просто повторяет, дублирует телевизионную
субкультуру. Здесь следует отметить, что с начала
1990-х гг. массовая культура в ее экранных,
телевизионных видах приобретает все
более негативный характер.

Например,
из 100 фильмов, наиболее популярных в ленинградских
видеосалонах, 52 % имели все признаки боевиков,
14 фильмов ужасов, 18 фильмов-каратэ.

При
этом, по мнению экспертов-киноведов, не
было ни одного фильма, отличающегося
художественно-эстетической ценностью,
и только 5 % обладали определенными художественными
достоинствами. Репертуар кинотеатров
на 80-90 % состоит из зарубежных фильмов.

Источник: https://mode-house.ru/massovaya-i-elitarnaya-kultury-massovaya-kultura-plyusy-i-minusy/

2. Характеристика «массовой культуры»

«Массовую культуру»
называют по-разному: развлекательным
искусством, искусством «анти-усталости»,
кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»),
полу культурой. В 80-х гг.

термин «массовая
культура» стали употреблять реже,
поскольку он был скомпрометирован тем,
что использовался исключительно в
отрицательном смысле. В наши дни его
заменило понятие «популярная культура»,
или «поп-культура». Она адресована вам
людям без различия классов, бедности и
богатства.

Кроме того, благодаря
современным средствам массовой
коммуникации людям стали доступны
многие произведения искусства, имеющие
высокую художественную ценность».

Массовая
культура проявила себя впервые в США
на рубеже XIX—XX вв. Известный американский
политолог Збигнев
Бжезинский
любил
повторять фразу, которая со временем
стала расхожей: «Если Рим дал миру право,
Англия — парламентскую деятельность,
Франция — культуру и республиканский
национализм, то современные США дали
миру научно-техническую революцию и
массовую культуру».

Характеризуя
её, американский психолог М.
Белл

подчеркивал: «Эта культура демократична.
Она адресована всем людям без различия
классов, бедности и богатства. Кроме
того, благодаря современным средствам
массовой коммуникации людям стали
доступны многие произведения искусства,
имеющие высокую художественную ценность».

Вслед
за австрийским психологом З.
Фрейдом

большинство исследователей считают ,
что при потреблении «массовой культуры»
действует механизм «внушения и заражения».
Человек как бы перестаёт быть самим
собой , а становиться частью массы,
сливаясь с ней. Он заражается «коллективным
настроением».

«Массовой культуре»,
или «поп культуре», часто противопоставляют
«элитарную культуру», сложную по
содержанию и трудную для неподготовленного
восприятию культуру.

Произведения,
создаваемые в рамках этой культуры
рассчитаны на узкий круг тонко
разбирающихся в искусстве людей и служат
предметом оживленных споров среди
искусствоведов и критиков.

Но массовый
зритель, слушатель может не обратить
на них никакого внимания или не понять.

«Популярная
культура» и «элитарная культура» не
враждебны друг другу. Достижения,
художественные приёмы, идеи «элитарного
искусства » через некоторое время
перестают быть новаторскими и перенимаются
«массовой культурой», повышая её уровень.
Весьма специфической областью культуры
конца двадцатого века является культура
народная.

Она разворачивается между
классической фольклорной традицией,
из которой вырастает, и вышеупомянутой
«массовой культурой». Отношения народной
культуры с «массовой культурой»
противоречивы. С одной стороны, «массовая
культура» навязывает народному творчеству
определённый образ мышления и выражения.

В тоже время сама эта культура подпитывается
от народной.

Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»

Исследователей
массовой культуры можно условно разделить
на два «лагеря»: на тех исследователей,
которые относятся к масскульту критически
и на тех, кто смотрит на массовую культуру
более оптимистически.

Первые считают
ее «низкой», «примитивной», ведущей
только к полной стандартизации, деградации
населения. В их понимании это даже не
культура, а антикультура. Массовая
культура в их представлении – «чудовище»,
возбуждающее в людях «низменные
инстинкты» и создающее угрозу для
«высокой культуры».

Вторая же группа
исследователей рассматривает массовую
культуру как вполне удовлетворительную
форму культуры, характерную для развитого
индустриального общества с высоким
уровнем образования, с высоким уровнем
жизни, с развитой системой массовых
коммуникаций.

Я не могу отнести
себя ни к первому, ни ко второму «лагерю».
Я нахожусь, как бы между этими полюсами,
потому что вижу в массовой культуре,
как плюсы, так и минусы.

Источник: https://studfile.net/preview/7335257/page:4/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector